СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация урока с учетом гигиенических требований

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного матерала, является сохранение работоспособности школьника на более продолжительное время.

Просмотр содержимого документа
«Организация урока с учетом гигиенических требований»

 ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА С УЧЕТОМ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА С УЧЕТОМ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение работоспособности школьника на более продолжительное время. Исследованиями А.Н. Гнеушевой (1982 г.) было установлено, что слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. У слабовидящих школьников младших классов работоспособность понижается к концу третьего урока, а самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке.
  • Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение работоспособности школьника на более продолжительное время.
  • Исследованиями А.Н. Гнеушевой (1982 г.) было установлено, что слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники.
  • У слабовидящих школьников младших классов работоспособность понижается к концу третьего урока, а самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке.
Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность учащихся младших классов – по вторникам. Начиная с четверга, работоспособность снижается и достигает минимума в субботу. В понедельник уровень работоспособности также невысокий. Работоспособность изменяется также в течение учебного года. Наиболее высока она в конце первой и во второй четверти. Самая низкая – в четвертой четверти. Эти исследования чрезвычайно важны, так как учет их результатов позволяет правильно распределять учебную нагрузку между четвертями, днями недели, уроками данного учебного дня.
  • Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность учащихся младших классов – по вторникам. Начиная с четверга, работоспособность снижается и достигает минимума в субботу. В понедельник уровень работоспособности также невысокий.
  • Работоспособность изменяется также в течение учебного года. Наиболее высока она в конце первой и во второй четверти. Самая низкая – в четвертой четверти.
  • Эти исследования чрезвычайно важны, так как учет их результатов позволяет правильно распределять учебную нагрузку между четвертями, днями недели, уроками данного учебного дня.
Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников. В начальных классах она не должна превышать 10 минут. Слабовидящие дети трудно включаются в работу в начале урока. Поэтому первые 5 - 10 минут у учащихся начальных классов отмечается низкая работоспособность. Наибольшая работоспособность наблюдается между десятой и двадцатой минутами урока. В последние 10 - 15 минут работоспособность снижается.
  • Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников.
  • В начальных классах она не должна превышать 10 минут.
  • Слабовидящие дети трудно включаются в работу в начале урока. Поэтому первые 5 - 10 минут у учащихся начальных классов отмечается низкая работоспособность. Наибольшая работоспособность наблюдается между десятой и двадцатой минутами урока. В последние 10 - 15 минут работоспособность снижается.
Работоспособность учащегося находится в непосредственной зависимости от утомления организма ребенка. При утомлении отмечаются изменения в высшей нервной деятельности. Ввиду недостаточной зрелости нервной системы у детей младших классов, утомление у них наступает раньше, чем у старших школьников. Утомление возникает быстрее у детей физически ослабленных, возбудимых, часто болеющих, имеющих патологию зрения.
  • Работоспособность учащегося находится в непосредственной зависимости от утомления организма ребенка. При утомлении отмечаются изменения в высшей нервной деятельности. Ввиду недостаточной зрелости нервной системы у детей младших классов, утомление у них наступает раньше, чем у старших школьников.
  • Утомление возникает быстрее у детей физически ослабленных, возбудимых, часто болеющих, имеющих патологию зрения.
Зрительное утомление зависит от множества причин и имеет ряд характерных признаков.  Наиболее характерно наступление быстрого утомления при чтении и особенно при письме, а также при выполнении любой зрительной работы на близком расстоянии.
  • Зрительное утомление зависит от множества причин и имеет ряд характерных признаков.
  • Наиболее характерно наступление быстрого утомления при чтении и особенно при письме, а также при выполнении любой зрительной работы на близком расстоянии.
ПРИЧИНЫ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ: Некорригированная (или неправильно корригированная) гиперметропия или астигматизм;  Недостаточность аккомодации или конвергенции; Отсутствие бинокулярных функций; Сниженная острота зрения; Неблагоприятные условия для работы на близком расстоянии (плохая освещенность и др.). Для предупреждения расстройств зрения у младших школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

ПРИЧИНЫ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ:

  • Некорригированная (или неправильно корригированная) гиперметропия или астигматизм;
  • Недостаточность аккомодации или конвергенции;
  • Отсутствие бинокулярных функций;
  • Сниженная острота зрения;
  • Неблагоприятные условия для работы на близком расстоянии (плохая освещенность и др.).
  • Для предупреждения расстройств зрения у младших школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ТРЕБОВАНИЯ: К освещению и учебному оборудованию; К организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ТРЕБОВАНИЯ:

  • К освещению и учебному оборудованию;
  • К организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.
ОФТОЛЬМОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ: Рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы; Специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.

ОФТОЛЬМОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:

  • Рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;
  • Специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. - Москва; Просвещение 1978 г. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. - М.: Владос, 2000.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. - Москва; Просвещение 1978 г.
  • Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. - М.: Владос, 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!