СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация уроков биологии на основе личностно ориентированного обучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для использования в работе учителей. Технологии обучения 

Просмотр содержимого документа
«Организация уроков биологии на основе личностно ориентированного обучения»

«Организация уроков биологии на основе личностно ориентированного обучения»

«Организация уроков биологии на основе личностно ориентированного обучения»

Задача школы  Обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала.

Задача школы

Обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала.

Личностно-ориентированное  образование    это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Личностно-ориентированное образование

это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение Традиционное обучение Ученик-учебник-учитель Учитель-учебник-ученик  Ориентировано на среднего ученика. Усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков.  Развитие и саморазвитие личности ученика. Формирование критического мышления, ценностных ориентаций. Личностное становление и самоопределение.

Личностно-ориентированное обучение

Традиционное обучение

Ученик-учебник-учитель

Учитель-учебник-ученик

  • Ориентировано на среднего ученика.
  • Усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков.

  • Развитие и саморазвитие личности ученика.
  • Формирование критического мышления, ценностных ориентаций.
  • Личностное становление и самоопределение.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОЙ, РАЗВИВАЮЩЕЙ, ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ И ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПОКАЗАТЕЛИ СРАВНЕНИЯ

ТАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ

СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (РО)

Обучающая (передача знаний, умений, навыков)

ФОРМЫ

Государственные стандарты

СИСТЕМА ЛИЧНОСИНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (ЛОО) СЕРИКОВ В.В.

Интеллектуальная (умственное) развитие

Фронтальные или групповые

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Создание условий для реализации личностных функций

Спецпрограммы: Л.В.Занкова, Эльконина-Давыдова

СИСТЕМА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ЛОРО) ЯКИМАНСКАЯ И.С.

Стандарт + личностный опыт педагога и ребёнка

Помощь в самопознании, самореализации, самоопреде-

Групповые + индивидуальные

Информационный, репродуктивный

КРЕДО ПЕДАГОГА

Стандарт + личностный опыт педагога и ребёнка

Индивидуальные + групповые

лении

Проблемно-поисковый

СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

«Я над вами»

Познавательный через самостоятельную деятельность

Индивидуально-дифферованные

«Я вместе с вами»

Монолог

ПОЗИЦИЯ РЕБЁНКА

Активное эксперементиро

«Я вместе с вами»

МОТИВАЦИЯ

Диалог

Пассивная

вание

Активная при наличии интереса у ребёнка

Диалог

«Я рядом с вами»

Внешняя, эпизодическая

Диалог

Внутренняя целенаправлен

Активно-инициативная

Внутренняя систематическая, целенаправлен

ность

Активно-инициативная

ная

Внутренняя целенаправленная, систематическая

 Методической основой технологии личностно ориентированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

Методической основой

технологии личностно ориентированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

Личностно ориентированные технологии   Содержание:  - построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуально саморазвития) для каждого ученика.    Условия эффективности педагогической технологии:  -создание оптимальных условий для возможности учащихся реализовать себя;  -накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном  опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.  Методика: - диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программой деятельности по личностному развитию учащихся с учетом мотивации деятельности;  - индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы;  - готовность к саморазвитию.

Личностно ориентированные технологии

Содержание:

- построение индивидуальных гибких самообразовательных программ

(траекторий индивидуально саморазвития) для каждого ученика.

Условия эффективности педагогической технологии:

-создание оптимальных условий для возможности учащихся реализовать себя;

-накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном

опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.

Методика:

- диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программой деятельности по личностному развитию учащихся с учетом мотивации деятельности;

- индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы;

- готовность к саморазвитию.

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: Разноуровневый Дифференцированный Индивидуальный Субъктивно-личностный

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:

  • Разноуровневый
  • Дифференцированный
  • Индивидуальный
  • Субъктивно-личностный
Позиция педагога:  стимулирование «внутренних сил» саморазвития учащихся. Инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самооценки каждого учащегося в коллективе.

Позиция педагога:

стимулирование «внутренних сил» саморазвития учащихся. Инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самооценки каждого учащегося в коллективе.

 Особенность личностно-ориентированного подхода.   Образовательный процесс должен быть направлен на Развитие  познавательных  сил В центре Ученик Его цели Мотивы Интересы Склонности Уровень обученности Способности Усвоение знаний Способы усвоения и процессы мышления Развитие творческих способностей

Особенность личностно-ориентированного подхода.

Образовательный процесс должен быть направлен на

Развитие

познавательных

сил

В центре

Ученик

Его цели

Мотивы

Интересы

Склонности

Уровень обученности

Способности

Усвоение знаний

Способы усвоения и

процессы мышления

Развитие

творческих

способностей

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.

Ориентируясь на среднего ученика, на равный по возрасту для всех учащихся класса уровень актуального развития, школа оказывает неблагоприятное воздействие на детей с высоким уровнем умственного развития постоянным сдерживанием их темпа обучения. В то же время учащиеся с недостаточным уровнем умственного развития, не успевая за навязанным им темпом обучения, порой становятся неуспешными.

Ориентируясь на среднего ученика, на равный по возрасту для всех учащихся класса уровень актуального развития, школа оказывает неблагоприятное воздействие на детей с высоким уровнем умственного развития постоянным сдерживанием их темпа обучения. В то же время учащиеся с недостаточным уровнем умственного развития, не успевая за навязанным им темпом обучения, порой становятся неуспешными.

На этапе «вызова» первичного опыта  в теме «Сорные растения»  1.  Что такое сорные растения?  2.  В каких условиях они произрастают?  3.  Какие особенности имеют сорняки?   Наиболее удачные версии ответов уточняются, корректируются и записываются на доске. После коллективного анализа прозвучавших ответов учитель и учащиеся приходят к выводу, что необходимо получить дополнительную информацию для раскрытия темы урока. Для этого осуществляется самостоятельная работа с учебником (маркировка текста). Затем ученики записывают ранее им известные и новые сведения о сорных растениях в таблицу: Признаки  Приспособления  Примеры Применение

На этапе «вызова» первичного опыта в теме «Сорные растения» 1. Что такое сорные растения? 2. В каких условиях они произрастают? 3. Какие особенности имеют сорняки?

Наиболее удачные версии ответов уточняются, корректируются и записываются на доске. После коллективного анализа прозвучавших ответов учитель и учащиеся приходят к выводу, что необходимо получить дополнительную информацию для раскрытия темы урока. Для этого осуществляется самостоятельная работа с учебником (маркировка текста). Затем ученики записывают ранее им известные и новые сведения о сорных растениях в таблицу:

Признаки

Приспособления

Примеры

Применение

Актуализацию закрепляемого опыта можно провести следующим образом.    На уроке природоведения в 5 классе при изучении темы «Антарктида»  после обобщения первоначальных и приобретенных на этом занятии знаний учащимся предлагают выбрать и выполнить одно из двух заданий:  1. Составить рекламный проспект об Антарктиде (в форме стихотворения, песни, рисунка и т.п.) и защитить его.  2. Заполнить и представить страничку из дневника путешественника «Один день в Антарктиде». Подобные задания способствуют формированию у учащихся умение выделять главное в изученном материале и правильно систематизировать полученную информацию, содействуют росту личностной значимости и интереса к данному предмету и познавательной деятельности в целом

Актуализацию закрепляемого опыта можно провести следующим образом. На уроке природоведения в 5 классе при изучении темы «Антарктида» после обобщения первоначальных и приобретенных на этом занятии знаний учащимся предлагают выбрать и выполнить одно из двух заданий: 1. Составить рекламный проспект об Антарктиде (в форме стихотворения, песни, рисунка и т.п.) и защитить его. 2. Заполнить и представить страничку из дневника путешественника «Один день в Антарктиде».

Подобные задания способствуют формированию у учащихся умение выделять главное в изученном материале и правильно систематизировать полученную информацию, содействуют росту личностной значимости и интереса к данному предмету и познавательной деятельности в целом

Одним из условий становления индивидуальности ученика является создание на уроке ситуации выбора .   При изучении нового материала по теме «Пищеварение в ротовой полости» учащиеся самостоятельно знакомятся с изложенной в учебнике информацией, а затем отвечают по выбору на вопросы первого или второго вариантов, записанные на доске: I вариант  1.Что такое лизоцим? II вариант  2. Что происходит с пищей в ротовой полости?  1.Будет ли выделяться слюна у животного с перерезанными нервами, идущими от мозга к слюнным железам?  3. Почему важно переваривать пищу?  2. Почему в слюне собаки, которую кормили картофелем, содержится больше ферментов, чем у той, которую кормили мясом?  4. Почему после пережёвывания пищи ощущается сладкий привкус?  3. Щенка кормили молоком. Будет ли у него выделяться слюна при виде мяса?  4. Объясните правильность поговорки: «Когда я ем, я глух и нем».

Одним из условий становления индивидуальности ученика является создание на уроке ситуации выбора . При изучении нового материала по теме «Пищеварение в ротовой полости» учащиеся самостоятельно знакомятся с изложенной в учебнике информацией, а затем отвечают по выбору на вопросы первого или второго вариантов, записанные на доске:

I вариант

1.Что такое лизоцим?

II вариант

2. Что происходит с пищей в ротовой полости?

1.Будет ли выделяться слюна у животного с перерезанными нервами, идущими от мозга к слюнным железам?

3. Почему важно переваривать пищу?

2. Почему в слюне собаки, которую кормили картофелем, содержится больше ферментов, чем у той, которую кормили мясом?

4. Почему после пережёвывания пищи ощущается сладкий привкус?

3. Щенка кормили молоком. Будет ли у него выделяться слюна при виде мяса?

4. Объясните правильность поговорки: «Когда я ем, я глух и нем».

Информационная карта урока (ИКУ)  (для самостоятельного изучения нового материала на уроке)  Информационная карта урока «Вирусы»  Учебные задачи:  1. Изучить строение вирусов. 2. Выяснить, какие бывают вирусов. 3. Рассмотреть жизненные циклы вирусов. 4. Познакомиться с циклом развития вируса иммунодефицита. 5. Выполнить диагностическую работу по изученному материалу.

Информационная карта урока (ИКУ) (для самостоятельного изучения нового материала на уроке)

Информационная карта урока «Вирусы»

Учебные задачи:

1. Изучить строение вирусов.

2. Выяснить, какие бывают вирусов.

3. Рассмотреть жизненные циклы вирусов.

4. Познакомиться с циклом развития вируса иммунодефицита.

5. Выполнить диагностическую работу по изученному материалу.

 1. Изучить рисунок, на котором представлены схемы строения различных вирусов. (Зарисовать схемы строения, проанализировать строение вирусов, определить, какие вещества всегда находятся внутри вируса, а какие – снаружи.) Сравнить структуру и форму вирусов растений, животных и бактерий. Сделать вывод и записать в тетрадь. 2. Выяснить разнообразие вирусов Вирусы могут различаться  По химическому составу По типу поведения в клетке  По специфичности к хозяину  Запишите эту информацию в тетрадь в виде таблицы или можете систематизировать другим способом. 3. Изучить, зарисовать и описать схему жизненного цикла бактериофага. 4. Изучить схему жизненного цикла вируса СПИДа: в чем отличие цикла развития вируса СПИДа и бактериофага? Ответ запишите в тетрадь. 5. Прочитайте ещё раз в учебнике текст, посвященный вирусам, главу из «Биологического словаря» и выполните диагностическую работу.

1. Изучить рисунок, на котором представлены схемы строения различных вирусов. (Зарисовать схемы строения, проанализировать строение вирусов, определить, какие вещества всегда находятся внутри вируса, а какие – снаружи.) Сравнить структуру и форму вирусов растений, животных и бактерий. Сделать вывод и записать в тетрадь.

2. Выяснить разнообразие вирусов

Вирусы могут различаться

По химическому составу По типу поведения в клетке По специфичности к хозяину

Запишите эту информацию в тетрадь в виде таблицы или можете систематизировать другим способом.

3. Изучить, зарисовать и описать схему жизненного цикла бактериофага.

4. Изучить схему жизненного цикла вируса СПИДа: в чем отличие цикла развития вируса СПИДа и бактериофага? Ответ запишите в тетрадь.

5. Прочитайте ещё раз в учебнике текст, посвященный вирусам, главу из «Биологического словаря» и выполните диагностическую работу.

Отметьте утверждения, которые, на Ваш взгляд, являются правильными :  1. Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.  2. Самые крупные вирусы можно увидеть в хороший световой микроскоп.  3. Вирусы – это мельчайшие живые организмы.  4. Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.  5. Заражая клетку, вирусы всегда её убивают.  6. Вирусы были открыты в XIX веке.  7. Вирус СПИДа (ВИЧ), попав в организм, постепенно убивает все его клетки.  8. Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня.  9. Роль вирусов в организмах всегда отрицательна.

Отметьте утверждения, которые, на Ваш взгляд, являются правильными :

1. Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.

2. Самые крупные вирусы можно увидеть в хороший световой микроскоп.

3. Вирусы – это мельчайшие живые организмы.

4. Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

5. Заражая клетку, вирусы всегда её убивают.

6. Вирусы были открыты в XIX веке.

7. Вирус СПИДа (ВИЧ), попав в организм, постепенно убивает все его клетки.

8. Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня.

9. Роль вирусов в организмах всегда отрицательна.

Количество правильных ответов Отметка 8 -9 5 баллов 7 4 баллов 6 4 баллов 5 и менее Подготовьтесь более тщательно и выполните ещё один вариант диагностической работы Варианты ответов: Самостоятельное изучение нового материала по тексту в группах. Самостоятельное изучение нового материала в работе с объектами, моделями. Самостоятельное изучение нового материала с помощью обучающей компьютерной программы и выполнением диагностических заданий.

Количество правильных ответов

Отметка

8 -9

5 баллов

7

4 баллов

6

4 баллов

5 и менее

Подготовьтесь более тщательно и выполните ещё один вариант диагностической работы

Варианты ответов:

Самостоятельное изучение нового материала по тексту в группах.

Самостоятельное изучение нового материала в работе с объектами, моделями.

Самостоятельное изучение нового материала с помощью обучающей компьютерной программы и выполнением диагностических заданий.

Избрав личностно ориентированный подход необходимо выбрать технологический арсенал педагогической деятельности : Диалогичность; Целеустремленность на основе установления отношений сотрудничества в учебном взаимодействии; Направленность на поддержку развития субъективных качеств и индивидуальности ребёнка; Предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся; Методы диалога и полилога; Приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора; Игровые методы; Методы диагностики и самодиагностики.

Избрав личностно ориентированный подход необходимо выбрать технологический арсенал педагогической деятельности :

  • Диалогичность;
  • Целеустремленность на основе установления отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;
  • Направленность на поддержку развития субъективных качеств и индивидуальности ребёнка;
  • Предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора.
  • Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
  • Методы диалога и полилога;
  • Приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
  • Игровые методы;
  • Методы диагностики и самодиагностики.
Современный урок биологии должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать учащихся новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность.

Современный урок биологии должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать учащихся новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность.

Литература:   Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.  Москва 1996г.  Ярулов А. Индивидуально-ориентированная система обучения. Красноярск 1998г.

Литература:

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва 1996г. Ярулов А. Индивидуально-ориентированная система обучения. Красноярск 1998г. "Биология в школе", №4 2001г.

Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и оранизация учебно-воспитательного процесса в школе. Волгоград: Учитель, 2007.