Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Организация внеурочной деятельности естественно-научного направления 5 классов»
для 5 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Шестакова Е.М.
Учитель биологии
Пояснительная записка
Актуальность данного курса определяется необходимостью поддержки обучения учащихся основам функциональной грамотности, направленного на подготовку учащихся к выбору будущей профессии и жизни в современном обществе. Содержание курса является конвергентно ориентированным и обеспечивает формирование компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху высокоразвитой науки и современных технологий.
Kypc предназначен учащимся основной школы и может быть
как обязательным учебным предметом по выбору учащегося из компонента образовательной организации в вариативной части учебного плана,
так и курсом в рамках внеурочной деятельности и/или дополнительного образования.
Учебно-методическое обеспечение курса включает рабочую программу элективного курса и учебное пособие для обучающихся. Рабочая программа устанавливает обязательное предметное содержание, предлагает примерное тематическое планирование с учётом логики учебного процесса, определяет планируемые результаты освоения курса на уровне основного общего образования.
В соответствии с системно-деятельностным подходом реализация данной программы предполагает использование современных методов обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол, семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа с первоисточниками, лекция, конференция и др.; возможно выполнение индивидуальных исследований и проектов.
Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено».
Цель курса: формирование способностей применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных жизненных ситуациях.
Задачи курса:
углубить знания учащихся в области естественно-научных предметов;
сформировать умение применять соответствующие
естественнонаучные знания для объяснения явления;
сформировать умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;
сформировать умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;
сформировать умение объяснять принцип действия технического устройства или технологии;
сформировать умение распознавать и формулировать цель данного исследования;
сформировать умение предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
сформировать умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;
сформировать умение описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;
сформировать умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
сформировать умение преобразовывать одну форму представления данных в другую;
сформировать умение распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;
сформировать умение оценивать с научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.
Основные виды деятельности обучающихся:
Внеурочная деятельность естественно-научного направления для учащихся 5-х классов может включать в себя следующие мероприятия:
Экскурсии в природу: проведение экскурсий, целью которых является знакомство с различными природными явлениями, флорой и фауной местности.
Научные кружки: организация кружков по биологии, химии, физике, где дети могут изучать интересующие их темы более глубоко, проводить эксперименты, обсуждать результаты.
Экологические акции: участие школьников в акциях по уборке мусора, посадке деревьев, сохранении чистоты природы.
Лекции и семинары: приглашение ученых, преподавателей, специалистов в области естественных наук для проведения лекций и семинаров, которые помогут ученикам расширить свои знания.
Проекты и исследования: организация проектной деятельности, позволяющей ученикам самостоятельно исследовать различные вопросы в области естествознания.
Онлайн-курсы и вебинары: предоставление возможности для учеников изучать естественные науки дистанционно с помощью онлайн-курсов, вебинаров, видеолекций.
Участие в олимпиадах и конкурсах: организация участия школьников в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по естественным наукам, что поможет им развить свои навыки и способности.
Летние научные лагеря и школы: предоставление возможности учащимся провести каникулы или часть летних каникул в научных лагерях или школах, где они смогут углубить свои знания и навыки в области естествознания, а также пообщаться с единомышленниками.
Работа с местными учеными и организациями: сотрудничество с учеными, организациями и предприятиями, работающими в сфере естественных наук, для привлечения их к организации внеурочной деятельности.
Создание научных сообществ и клубов: организация научных сообществ, клубов, где ученики смогут обмениваться опытом, обсуждать интересные вопросы, участвовать в совместных проектах
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
формировать понятие о целостном мировоззрении, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формировать готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.
формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
формировать эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные результаты
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы);
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников;
владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
критически оценивать информацию, добытую из различных источников;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
Предметные результаты:
применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;
распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;
делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;
объяснять принцип действия технического устройства или технологии;
распознавать и формулировать цель данного исследования;
предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;
описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;
анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
Данный курс предусматривает проведение практических занятий по решению задач и выполнению текстовых заданий и групповой работы по выполнению практических заданий.
Тематическое планирование
Раздел № П/П | Название раздела | Виды деятельности. | Колич.часов |
Раздел 1 | Введение в раздел «Живые системы | Лекция, диалог, смысловое чтение, практическая деятельность. | 19ч. |
Раздел 2 | Введение в раздел «Физические системы» | Лекция, диалог, смысловое чтение, практическая деятельность. | 10 |
Раздел 3 | Введение в раздел «Земля и космические системы» | Лекция, диалог, смысловое чтение, практическая деятельность. | 5ч |
Итого | | | 34ч |
Список литературы для учителя и учеников:
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. — М. ; CП6. : Просвещение, 2020.
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин
Медиабанк по функциональной грамотности ГК «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv. instrao.ru/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII- IX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki- vestestvennonauchnoy-pramotnosti