СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельности естественно-научного направления 5 классов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности естественно-научного направления 5 классов"»



Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Организация внеурочной деятельности естественно-научного направления 5 классов»


для 5 класса основного общего образования

на 2023-2024 учебный год





Составитель: Шестакова Е.М.

Учитель биологии



Пояснительная записка

Актуальность данного курса определяется необходимостью поддержки обучения учащихся основам функциональной грамотности, направленного на подготовку учащихся к выбору будущей профессии и жизни в современном обществе. Содержание курса является конвергентно ориентированным и обеспечивает формирование компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху высокоразвитой науки и современных технологий.

Kypc предназначен учащимся основной школы и может быть

как обязательным учебным предметом по выбору учащегося из компонента образовательной организации в вариативной части учебного плана,

так и курсом в рамках внеурочной деятельности и/или дополнительного образования.

Учебно-методическое обеспечение курса включает рабочую программу элективного курса и учебное пособие для обучающихся. Рабочая программа устанавливает обязательное предметное содержание, предлагает примерное тематическое планирование с учётом логики учебного процесса, определяет планируемые результаты освоения курса на уровне основного общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом реализация данной программы предполагает использование современных методов обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол, семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа с первоисточниками, лекция, конференция и др.; возможно выполнение индивидуальных исследований и проектов.

Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено».

Цель курса: формирование способностей применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных жизненных ситуациях.

Задачи курса:

  • углубить знания учащихся в области естественно-научных предметов;

  • сформировать умение применять соответствующие

естественнонаучные знания для объяснения явления;

  • сформировать умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;

  • сформировать умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;

  • сформировать умение объяснять принцип действия технического устройства или технологии;

  • сформировать умение распознавать и формулировать цель данного исследования;

  • сформировать умение предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;

  • сформировать умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;

  • сформировать умение описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;

  • сформировать умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

  • сформировать умение преобразовывать одну форму представления данных в другую;

  • сформировать умение распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;

  • сформировать умение оценивать с научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.

Основные виды деятельности обучающихся:

Внеурочная деятельность естественно-научного направления для учащихся 5-х классов может включать в себя следующие мероприятия:

  1. Экскурсии в природу: проведение экскурсий, целью которых является знакомство с различными природными явлениями, флорой и фауной местности.

  2. Научные кружки: организация кружков по биологии, химии, физике, где дети могут изучать интересующие их темы более глубоко, проводить эксперименты, обсуждать результаты.

  3. Экологические акции: участие школьников в акциях по уборке мусора, посадке деревьев, сохранении чистоты природы.

  4. Лекции и семинары: приглашение ученых, преподавателей, специалистов в области естественных наук для проведения лекций и семинаров, которые помогут ученикам расширить свои знания.

  5. Проекты и исследования: организация проектной деятельности, позволяющей ученикам самостоятельно исследовать различные вопросы в области естествознания.

  6. Онлайн-курсы и вебинары: предоставление возможности для учеников изучать естественные науки дистанционно с помощью онлайн-курсов, вебинаров, видеолекций.

  7. Участие в олимпиадах и конкурсах: организация участия школьников в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по естественным наукам, что поможет им развить свои навыки и способности.

  8. Летние научные лагеря и школы: предоставление возможности учащимся провести каникулы или часть летних каникул в научных лагерях или школах, где они смогут углубить свои знания и навыки в области естествознания, а также пообщаться с единомышленниками.

  9. Работа с местными учеными и организациями: сотрудничество с учеными, организациями и предприятиями, работающими в сфере естественных наук, для привлечения их к организации внеурочной деятельности.

  10. Создание научных сообществ и клубов: организация научных сообществ, клубов, где ученики смогут обмениваться опытом, обсуждать интересные вопросы, участвовать в совместных проектах


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты 

  • формировать понятие о целостном мировоззрении, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • формировать готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.

  • формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • формировать эстетическое отношение к живым объектам.

Метапредметные результаты

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы);

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников;

  • владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • критически оценивать информацию, добытую из различных источников;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

Предметные результаты:

  • применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;

  • распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;

  • делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;

  • объяснять принцип действия технического устройства или технологии;

  • распознавать и формулировать цель данного исследования;

  • предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;

  • выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;

  • описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;

  • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

Данный курс предусматривает проведение практических занятий по решению задач и выполнению текстовых заданий и групповой работы по выполнению практических заданий.


Тематическое планирование
Раздел № П/П Название раздела Виды деятельности. Колич.часов
Раздел 1 Введение в раздел «Живые системы Лекция, диалог, смысловое чтение, практическая деятельность. 19ч.
Раздел 2 Введение в раздел «Физические системы» Лекция, диалог, смысловое чтение, практическая деятельность. 10
Раздел 3 Введение в раздел «Земля и космические системы» Лекция, диалог, смысловое чтение, практическая деятельность.
Итого

34ч


Список литературы для учителя и учеников:

  1. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. — М. ; CП6. : Просвещение, 2020.

  2. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин

  3. Медиабанк по функциональной грамотности ГК «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/

  4. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv. instrao.ru/

  5. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII- IX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki- vestestvennonauchnoy-pramotnosti