Организация внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
Как помочь учащимся в углублении программного материала по литературе, в овладении русской речью на практике? Какую форму работы выбрать, чтобы дети занимались с интересом, увлеченно, творчески, без принуждения? Как объединить интересы школьников разного возраста, разного уровня знаний?
Чтобы создать единый коллектив детей, а также ответить на поставленные вопросы, был создан клуб «В гостях у сказки». Клубная работа - одна из форм групповой внеурочной деятельности.
В основе этой работы лежит интересный, увлекательный, любимый детьми вид театрального зрелища, театр кукол с его выразительными, острыми сценическими образами, со всеми скрытыми от зрителя «секретами» спектакля. Вся деятельность клуба основывается на работе над спектаклем.
Работа в клубе строится на принципах сотрудничества и сотворчества учителей и учеников. Занимаются в нем учащиеся 5, 6, 7 классов, образуя тем самым единый разновозрастной коллектив.
Разумно направленная работа в клубе служит средством разностороннего воспитания и творческого развития ребенка.
Общение друг с другом во внеурочной обстановке - как этого недостает ребятам! Петь и рассказывать, оживлять куклу и готовить декорации - одним словом, быть вместе. И не просто побыть, а сообща готовить спектакль, праздник, выступать перед зрителями: в детском саду и перед младшими школьниками, перед одноклассниками и сверстниками.
Центр коллектива - совет, он был выбран из тех ребят, которые хотят творить и горят желанием и азартом. Отрадно отметить, как развивается и обогащается круг их интересов в процессе подготовительной работы и выступлений.
А сколько чувств - переживаний, тревог, юмора и неукротимой энергии проявляют ребята! Дети, которые раньше стеснялись выступать перед товарищами, которые были равнодушны к работе кружка, заразились огоньком добра и света, который нес коллектив кукольного кружка. Они словно расправили крылья, поверили в себя, свои силы, начали выступать, участвовать в подготовке декораций, стали больше общаться с другими ребятами.
Нам всегда хотелось создать в детском коллективе «поле» доверия, взаимопонимания, взаимообогащения, честности и справедливости. Очень хочется, чтобы во всех тяготах взрослой жизни наши воспитанники могли опереться на опыт школьных лет, наполненных светлыми чувствами радости, дружбы, любви, счастья, самоутверждением и самовыражением.
Учеба в школе не всегда приносит радость и удовлетворение, но театральная жизнь заинтересовала ребят, прежде всего, с точки зрения общения с друзьями, одноклассниками, сверстниками, поэтому в свободное от учебы время они ожидают организованного общения, мероприятий, праздников.
После каждого мероприятия или спектакля подводится итог, делается анализ, выпускаются газеты. Все начинается с совместного планирования, непременного обсуждения всех предлагаемых вариантов. Жизнь коллектива строится на доверии, принципах самоуправления, и нравственного обогащения каждого члена клуба.
В ходе клубной работы решаются такие задачи, как развитие творческих способностей детей, укрепление веры в торжество справедливости, привитие чувств товарищества, коллективизма, приобщение к искусству, его иносказательности.
В деятельность кукольного театра были вовлечены все воспитанники: одни рисовали декорации, другие работали в библиотеке по сбору материала, часть ребят делала объявления, пригласительные билеты, записывала музыку к выступлениям.
Большая работа была проделана по сбору материала для овладения этимологическим словарем развития театра кукол: театр Филиппа Жанти (США), театр Лано (игровая марионетка), Ланчестерский театр (Англия), куклы с живой рукой, и т.д. Помогали и родители, и учителя, и библиотекарь школы.
Творческая репетиционная работа шла быстро, всем хотелось выступить перед зрителями. А празднование Нового года - тот случай, когда сама обстановка помогает решить многие стоящие перед нами задачи.
На репетициях научились корректировать отношения между членами коллектива, у детей развивалось чувство художественного вкуса, чувство стиля, ощущения театра, прививались навыки «охоты» за жизненными наблюдениями - прообразами персонажей, велась работа над социальным характером персонажей.
При показе подготовленных программ зрителю ребята воспитывали чувство долга перед коллективом, ответственности за порученное дело, товарищескую солидарность. Вырабатывалась способность оценивать свою работу и работу товарища, ценить вложенный труд, видеть недостатки и ошибки в решении отдельных сцен, технические недостатки. У ребят появились чувство самоконтроля, контакт со зрителем, радость и удовольствие от своего труда.
Учащиеся клубной школы к представлению готовятся тщательно, долго и очень серьезно. Все спектакли проходят с большим успехом. Но на этом работа не заканчивается, а, наоборот, прибавляется: выступления перед населением, участие в конкурсах, гастроли. Итог подводится на традиционном школьном празднике ысыах, в конце учебного года, где в торжественной обстановке администрация премирует лучших исполнителей, активистов.
Каждый ребенок к своей работе «артиста» относится добросовестно, с большой ответственностью. Не было случая, чтобы в середине года кто-то покинул клубную школу. Наоборот, многие приходят с просьбой записаться.
Эффективность работы над спектаклем повышается при условии совместной и целенаправленной работы учителей, родителей и детей. Если в результате заинтересованы все, весь коллектив, тогда только, ясно определив для себя цель и задачу работы, можно начинать репетиции. При распределении ролей учителем учитываются все внешние и внутренние данные, возможности ученика. Менять роли очень опасно, поэтому выбор должен быть точным и окончательным.
Работа клубной школы нелегкая, требует большой отдачи сил и времени, но интересная и помогает ученикам приобрести новые знания.
В результате работы над сказками учащиеся получают богатый материал:
• для развития практической речи (все осмысливается, заучивается, автоматизируется так, чтобы фразы сами вылетали из уст);
• для отработки произношения;
• для интонирования: выражение чувств - иронии, шутки, гнева, грусти, печали, радости. В сказках все отличается большей эмоциональностью, чем в других видах произведений;
• для работы над переводами текста, реплик, так как спектакли ставятся и на якутском языке;
• для расширения кругозора, развития эстетического вкуса, пополнения музыкальных знаний;
• для приобщения детей к истокам духовной культуры народов;
• для сплочения детского коллектива, укрепления взаимоотношения между членами клуба.
Таким образом, в процессе клубных занятий у детей развиваются следующие качества: ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, умение жить в коллективе.