СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
««Организация внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС».»


«Организация внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС».



Часть 1.

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Воспитание в школе может и должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в рамках разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Именно так ставится вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.


Что такое внеурочная деятельность:

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.


Основная цель внеурочной деятельности:

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше.



Часть 2. Что нужно для организации внеурочной деятельности в школе?

Для того, чтобы организовать внеурочную деятельность нужно пройти три этапа:

1. Предварительный этап. 2. Планирование. 3. Контроль.

Предварительный этап: учет требований ФГОС, учет запросов участников образовательных отношений, определение модели организации внеурочной деятельности, создание условий для реализации внеурочной деятельности.

Шаг 1. Учет требований ФГОС: 1. Направление развития личности (по ФГОС 5 направлений, должны быть представлены все, но не на каждый класс, а на уровне ступени обучения должно быть обязательно). Далее очень важно изучить планируемые результаты освоения ООП. Дальнейшие пункты планируются во взаимосвязи с программами. В основной общеобразовательной программе есть разделы: формирование и развитие УУД, коррекционная работа, программа духовно-нравственного развития учащихся и формирование экологической грамотности в начальной школе и программа воспитания и социализации в 5-9 классах.

Шаг №2 . Изучение запросов участников образовательных отношений. На слайде представлены 3 основные группы, с которыми должна быть проведена основательная работа и закреплена соответствующими документами.

1 группа- дети. Мы должны с вами знать чего хотят дети, для того, чтобы дети приходили в школу не хулиганить, а учиться, ему должно быть интересно в школе. Чем бы они хотели заниматься. Здесь необходимо провести диагностику познавательной активности и интересов детей при помощи различных методик. Результаты анкетирования изучаются, обрабатываются и составляется справка.

2 группа- родители. Далее изучаются запросы родителей. Это возможно сделать на родительских собраниях на которых вы озвучиваете запросы детей и те возможности, которые предоставляет школа. Родителям нужно рассказать о каждом направлении и о тех курсах, которые школа может предоставить детям. Это делается через анкетирование. Результаты так же фиксируются и составляются справки. Но это невозможно пока мы не изучим готовность педагога к внеурочной деятельности.

3 группа- педагоги. Проведение анкетирования педагогов с целью изучения предпочтений педагогов и их готовности к реализации внеурочной деятельности. Все материалы по изучению запросов детей, родителей и педагогов должны быть правильно оформлены и сохранены.

Шаг № 3. Определение модели организации внеурочной деятельности. Это три основных организационных моделя: внутришкольная, внешняя и смешанная. Внутришкольная модель- когда внутри школы представлены все условия для организации внеурочной деятельности (финансовые и материально- технические), внешние- это если отсутствуют возможности для организации внеурочной деятельности и смешанная когда часть внеурочной деятельности реализуется преподавателями образовательной организации , а остальное- на основании договоров с другими центрами дополнительного образования.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Механизм конструирования оптимизационной модели:

    1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово- экономического обеспечения и определяет возможности для организации внеурочной деятельности.

    2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью:

  • получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных);

  • знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся;

  • получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.

    1. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, факультативов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.



Шаг № 4. Создание условий.

В образовательной организации для реализации внеурочной деятельности должны быть созданы все условия : информационно- методические, материально- технические, финансовые, психолого- педагогические, кадровые.

Этап планирования внеурочной деятельности.

Шаг 1. Установление требований к реализации внеурочной деятельности. Требования к реализации внеурочной деятельности закреплены в локальном акте школы («Положение о внеурочной деятельности»).

Шаг № 2. ФГОС очень четко определяет количество часов и количество лет обучения.

Шаг №3. Распределение нагрузки внеурочной деятельности.

Шаг № 4. План внеурочной деятельности.

На слайде можно увидеть те пункты, которые обязательно должны присутствовать в плане внеурочной деятельности в случае если в образовательной организации есть локальный акт, который регламентирует план внеурочной деятельности. Если локального акта нет, то опираетесь на стандарт, то трех этих пунктов достаточно.



  1. Результат освоения курса внеурочной деятельности

  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

  3. Тематическое планирование.

Требования к оценочным материалам. Оценочные материалы представлены в ФГОС НОО, ООО, СОО с учетом специфики курса.

Планы внеурочной деятельности должны находиться под особым контролем и должны быть готовы к 1 сентября нового учебного года и должны соответствовать стандартам.

Шаг № 5. Разработка плана внеурочной работы.

План внеурочной деятельности не регламентируется федеральным законодательством, вы мы можем определить их сами. В первую очередь обращаем внимание на направления развития личности, все 5 направлений должны быть реализованы на уровень образования, далее видим классы по параллелям. Не обязательно все 5 направлений реализовывать на уровне класса, но обязательно на уровне ступени образования, далее расписывются недельные и годовые часы. Недельные часы для того, чтобы считать нагрузки на уровень образования в неделю, а годовой объем нагрузки для того, чтобы определить то соотношение, которое определяет федеральный стандарт, а именно 80 на 20, 70 на 30, 60 на 40.

План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, форм организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Таким образом, план внеурочной деятельности должен учитывать всю воспитательную работу, все то, что прописано в основной образовательной программе, должен включать в себя традиции образовательной организации, все формы самоуправления, все благотворительные акции и расчасовка часов должна быть обязательно.

Шаг № 6. Формирование учебных групп. Требований законодательства к формированию групп нет. Группы могут быть сформированы так, как прописано в локальном акте, в зависимости от условий реализации программы группы могут быть разновозрастными.

Шаг № 7. Установка режима внеурочных занятий. Режим занятий устанавливается расписанием.

7 этапов планирования должны быть прописаны в положении о внеурочной деятельности.

Этап контроля

Шаг 1. Контроль посещения занятий учащимися. Наличие журнала контроля посещаемости.

Шаг 2. Оценивание достижений учащихся. Не зная планируемые результаты трудно оценить достижения учащихся. Оценивая достижения учащихся, мы выстраиваем траекторию развития учащихся, которая так необходима ребенку.

Шаг 3,4. Контроль и эффективность проведенных внеурочных занятий и эффективность выполнения рабочей программы. Проверка проведения занятий внеурочной деятельности и насколько они эффективно проведены. Для того, чтобы понять эффективность выполнения нужно проводить мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей. Отслеживание выполнения рабочих программ, того тематического планирования, содержания и тех планируемых результатов.

Итак, три основных этапа, которых мы должны с вами провести для организации внеурочной деятельности:

- Предварительный.

- Планирование.

- Контроль.

  1. Предварительный- запросы всех участников, определение модели и создание условий

  2. Планирование- положение о внеурочной деятельности, направления, мероприятия в основной программе и в плане.

  3. Контроль- ответственность администрации за полной мере реализацию ФГОС.

Внеурочная деятельность должна развить все интересы и потребности учащегося и дать возможность максимально испытать ту ситуацию успеха, которая так необходима подрастающему поколению.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!