Организационный момент | У: Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо, расправьте плечи, поднимите головки, улыбнитесь друг другу. Если вы будете внимательны, трудолюбивы, организованы, то у вас всё обязательно получится. Садитесь. | Приветствие | |
| Вопросы к кроссворду: 1. Имя императора, основателя города Санкт-Петербурга. 2. На какой реке построен город? 3. Какое сооружение через реку, отличает этот город от других. 4. Что было сооружено для защиты от врагов? 5. Зимний… - это парадный дом царской семьи. 6. Что является центром Петропавловской крепости? 7. Назовите знаменитого поэта, жившего в доме на р. Мойке. 8. Как называется музей, который находится в Зимнем дворце. 9. Что находится на вершине колокольни Петропавловского собора? У: Проверяем (проверка осуществляется с помощью мультимедийной презентации) Д: У: Какое же слово у нас получилось по вертикали? Д: Петербург У: Итак, вы уже догадались, о чем будет идти речь? Д: Да, о нашем городе, Санкт-Петербурге, о его достопримечательностях. У: Верно, о его достопримечательностях, но на сегодняшнем занятии мы узнаем об истории возникновения одной достопримечательности нашего города, а о какой – вы узнаете из ребуса (ребус отображен на мультимедийной презентации). Чья команда будет готова дать ответ первой, то поднимаете руки. Какая же достопримечательность, о которой мы будем сегодня говорить, у нас получилась узнать из ребуса? Д: Петропавловская крепость | Ответы: 1. Петр 2. Нева 3. Мост 4. Крепость 5. Дворец 6. Собор 7. Пушкин 8. Эрмитаж 9. Ангел Высказывают свои варианты Разгадывают ребусы | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Постановка учебной задачи | У: Мы сегодня будем говорить о Петропавловской крепости. Как вы думаете, что же мы узнаем на нашем занятии? Д: Мы узнаем дату основания, историю возникновения крепости, а так же интересные факты и др. | | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Изучение нового (работа в группах) | У: Кто-нибудь из вас был на Заячьем острове? Д: У: А теперь, узнаем историю возникновения Петропавловской крепости: С 1700 года Россия вела войну со Швецией за выход в Балтийское море. К лету 1703 года были отвоеваны земли в устье Невы, для защиты которых от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться. Захваченную крепость Ниеншанц посчитали недостаточно пригодной для этого, место для новой крепости выбрали на острове Енисаари (с финского – Заячий), откуда прекрасно просматривались входы в рукава Невы из Финского залива. 27 мая 1703 года на Заячьем острове Петром I состоялась закладка крепости, с которой начался город Санкт-Петербург – первый русский порт на Балтийском море. Назван город в честь апостола Петра. Возглавлял строительство А.Меншиков, ближайший помощник царя. Считается, что чертеж этой первой земляной крепости принадлежит самому Петру I, а математический расчет плана выполнил французский фортификатор Ламбер. Крепость строили солдаты, пленные шведы и крепостные крестьяне, которые посылались от каждой губернии. Постройка дерево-земляной крепости была завершена в октябре 1703 года. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. Поэтому к середине 18 века крепость была «одета» в камень. С истории создания крепости начинается история жизни города. Первоначально крепость называлась Санкт-Петербургской, но бытовало и другое название – Петропавловская – по имени собора Петра и Павла, расположенного в центре крепости. С 1917 года оно утвердилось как официальное. Во время Октябрьской революции крепость стала полевым штабом Петроградского военно-революционного комитета, руководившего восстанием и взятием Зимнего дворца. В 1924 году в крепости открыли Музей, а с 1993 года Петропавловская крепость объявлена историко-культурным заповедником. Бастионы крепости названы в честь Петра I и его ближайших сподвижников, лично надзиравших за их строительством, – Государев, Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой и Нарышкин бастионы. В состав единого архитектурного ансамбля входят: Петропавловский собор; оборонительные сооружения; Ботный дом, в котором хранится точная копия ботика Петра I «Дедушки русского флота»; здание Монетного двора и др. Ежедневно с Нарышкина бастиона раздается полуденный пушечный выстрел, и ежегодно 27 мая Петропавловская крепость становится местом торжественного празднования Дня города Санкт-Петербурга. У: А теперь, с помощью ребусов мы узнаем названия частей Петропавловской крепости и найдем их на схеме. Какие же названия у нас получились? Проверяем последовательно. Д: Бастион, Куртина, Равелин, Кронверк У: Отлично! Теперь, читаем описание названия части крепости и находим её на схеме, которая лежит у вас на парте. У: Молодцы! Все успешно справились с заданием! | Просмотр мультимедийной презентации и одновременно прослушивание текста | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска |
Рефлексия | У: А теперь, я проверю, насколько хорошо вы усвоили материал: Что мы сегодня изучали на занятии? Д: Петропавловскую крепость У: Где она находится? Д: На Заячьем острове У: Когда была основана? Д: 27 мая 1703 года У: В честь кого названа Петропавловская крепость? Д: В честь Святых Петра и Павла У: Зачем она строилась? Д: Для защиты У: Какие символы? Д: Ангел | | Познавательные УУД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |