Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр эстетического воспитания «Молодость»
г. Вязьмы Смоленской области
Из опыта работы
Организация воспитательной работы с детьми в МБОУ ДОД ЦЭВ «Молодость»
Ф.И.О. автора: Морозова Галина Степановна
Должность: педагог - организатор
Дата разработки: 2014
Вязьма
2014
Пояснительная записка
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного компетентного гражданина России» 3, 12. Центр «Молодость» вносит свой вклад в дело воспитания подрастающего поколения, уделяя особое внимание организации воспитательной работы. С этой целью в центре «Молодость» была разработана Концепция воспитательной системы в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2009 года, Уставом МБОУ ДОД ЦЭВ «Молодость», на основе многолетнего опыта и традиций учреждения.
Цели и задачи концепции воспитательной системы.
Цель: содействовать формированию образованной творческой личности, знающей историю родного края, ее культуру, способной к индивидуальному самопроявлению, самовыражению, самореализации и успешной социализации. Создание условий для формирования художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной: формирование тех сторон личности, для развития которых существуют субъективные условия и объективные возможности, учреждения и окружающего социума.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве;
создавать необходимые условия для проявления и развития способностей каждого учащегося;
развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творчество;
совершенствовать формы и способы взаимодействия с учреждениями микрорайона (схема 1).
Воспитательная деятельность центра в течение многих лет идёт по отработанной схеме, учитывающей сложившиеся традиционно формы и методы работы и включает наиболее перспективные в воспитательном отношении мероприятия. Воспитательный потенциал данных мероприятий отслеживается посредством анкетирования учащихся.
Ежегодно в октябре и в мае проводится микроисследование по выявлению уровня воспитанности учащихся 1-го года обучения (7-10 лет). В основу исследования положена методика оценки уровня воспитанности Н. П. Капустина по 5-балльной шкале. Результаты микроисследования можно увидеть в таблице 1 и диаграмме 1:
Таблица 1
Результаты микроисследования по выявлению уровня воспитанности учащихся за 2012/2013 учебный год
| октябрь | май |
Любознательность, эрудиция, ср. балл | 3,6 | 4,9 |
Трудолюбие, прилежание, ср. балл | 3,8 | 4,3 |
Отношение к природе, ср. балл | 3,3 | 4,4 |
Отношение к обществу, ср. балл | 4,2 | 4,6 |
Эстетический вкус, ср. балл | 3,9 | 4,8 |
Отношение к себе, ср. балл | 4,3 | 5 |
Диаграмма 1
Результаты микроисследования по выявлению уровня воспитанности учащихся за 2012/2013 учебный год
Таким образом, личностное развитие учащихся 1-го года обучения в мае находится на более высоком уровне по сравнению с показателями в октябре.
В процессе изучения эффективности воспитательной системы на основе исследований получены следующие результаты:
у учащихся наблюдается значительное снижение явно повышенного уровня тревожности, это говорит о положительном эмоциональном настрое;
у учащихся в конце учебного года наблюдается значительное повышение уровня функционального состояния. Улучшение самочувствия и активности ведет к улучшению настроения. Показатели превышают результаты проведенных исследований в начале учебного года в среднем в 1,5 раза.
По изучению уровня эстетической воспитанности и общей культуры учащихся в начале учебного года проводится анкетирование детей 1-го, 2-го и 3-го года обучения. По результатам анкетирования выявляется процент учащихся с высоким, средним и низким уровнем эстетической воспитанности и культуры (таблица 2, диаграмма 2).
Таблица 2
Уровень эстетической воспитанности и общей культуры учащихся за последние 3 учебных года
Учебный год | Высокий уровень, % | Средний уровень, % | Низкий уровень, % |
2010/2011 | 48 | 44 | 6 |
2011/2012 | 54 | 42 | 4 |
2012/2013 | 67 | 32 | 1 |
Диаграмма 2
Так же в начале учебного года проводится анкетирование по изучению интересов и потребностей учащихся.
Детям предлагается ответить на вопросы анкеты. В результате анкетирования был выявлен процент учащихся с высоким, средним и низким уровнем положительной мотивации. Результаты анкетирования представлены в таблице 3 и диаграмме 3.
Таблица 3
Устойчивый интерес к мероприятиям центра за последних три года.
Учебный год | % обучающихся с высоким уровнем положительной мотивации | % обучающихся со средним уровнем положительной мотивации | % обучающихся с низким уровнем положительной мотивации |
2010/2011 | 64 | 32 | 4 |
2011/2012 | 67 | 32 | 1 |
2012/2013 | 70 | 30 | 0 |
Диаграмма 3
Устойчивый интерес к посещению воспитательных мероприятий.
Ежегодно в начале учебного года составляется план воспитательных мероприятий (приложение 1). Для проведения различных мероприятий, разрабатываются сценарии, для концертов – концертные программы.
Таблица 4
Полнота реализации плана воспитательных мероприятий
за последние 5 лет
Учебный год | Количество планируемых мероприятий | Количество проведенных мероприятий | Реализация плана, % |
2008/2009 | 39 | 48 | 116 |
2009/2010 | 32 | 45 | 147 |
2010/2011 | 30 | 42 | 147 |
2011/2012 | 32 | 54 | 157 |
2012/2013 | 30 | 70 | 245 |
Диаграмма 4
Полнота реализации плана воспитательных мероприятий
за последние 5 лет
Активность участия в воспитательных мероприятиях отслеживается количеством присутствующих обучающихся и их родителей.
Таблица 5
Экран активности учащихся за последние 5 лет
Учебный год | Количество мероприятий проведенных за год | Количество участников |
2008/2009 | 48 | 2063 |
2009/2010 | 45 | 2000 |
2010/2011 | 42 | 1550 |
2011/2012 | 54 | 1980 |
2011/2013 | 70 | 2315 |
Позитивные результаты участия учащихся в конкурсных мероприятиях, соревнованиях различного уровня.
Участие в конкурсах вызывает у учащихся положительную мотивацию. У них формируется активная жизненная позиция, повышается интерес к данному творчеству, развивается художественно-творческое мышление, они учатся представлять результаты своего труда и получать его оценку. Наш педагогический коллектив уделяет огромное значение формированию положительных мотиваций, нацеленных на участие и результат. В центре отслеживается результативность участия учащихся центра в конкурсах, соревнованиях, смотрах районного, областного, всероссийского и международного уровня (приложение 2 ).
Таблица 6
Рейтинг призовых мест МБОУ ДОД ЦЭВ «Молодость» в конкурсах, соревнованиях, смотрах районного, областного, всероссийского и международного уровней за 3 последних учебных года.
Результат | Учебные года |
2010/2011 | 2011/2012 | 2012/2013 |
Гран-при, лауреаты | 2 | 1 | 3 |
1 место | 3 | 8 | 17 |
2 место | 6 | 11 | 8 |
3 место | 0 | 7 | 5 |
Грамоты участника, жюри. | 6 | 3 | 6 |
Диаграмма 5
Совет органа детского самоуправления «Феникс»
В центе организована работа Совета органа детского самоуправления «Феникс» – это организация жизнедеятельности детского коллектива в центре, права и обязанности его членов анализировать состояние дел в учреждении, выработка и принятие решений, касающихся различных сторон жизни детского коллектива, активное участие в их реализации. Совет является незаменимым помощником педагога-организатора в подготовке и проведении общих мероприятий центра. Обучающиеся пробуют себя в роле организаторов, ведущих, исполнителей.
Для организации работы Совета разработаны:
- Положение о совете органа детского самоуправления «Феникс» (приложение 3);
- план работы совета органа детского самоуправления «Феникс» (приложение 4).
Результат работы Совета «Феникс» – это помощь в проведении культурно-досуговых мероприятий центра, таких как «Осенний бал», «Рыцарские турниры», конкурс «Дюймовочек», организации работы «Мастерской Деда Мороза»», Новогоднего театрализованного представления, в организации и проведении итогового мероприятия в конце учебного года и проведение мероприятий в каникулярное время.
Работа с общественностью.
Важной стороной деятельности центра является сотрудничество с общественными организациями, образовательными учреждениями и СМИ города, которое осуществляется по следующим направлениям:
- проведение совместных массовых мероприятий для учащихся школ и летних лагерей с дневным пребыванием детей на базах школ № 9 и № 10 г. Вязьмы;
- участие в городских выставках, конкурсах, фестивалях, концертах;
- организация и участие в районных соревнованиях по акробатике и художественной гимнастике «Спорт, здоровье, красота»;
- участие в городских праздниках, посвященных Дню школьника, Дню Победы;
- постоянное сотрудничество с местными газетами «Вяземский вестник», «Авоська» с целью освещения деятельности учреждения и т.д.
Схема 1
Схема сотрудничества
ДК
«Московский»
ДК
«Центральный»
ДК
«Центральный»
Литературный
салон
СМИ
СОШ №10
СОШ
№9
СОШ
№4
СОШ
№8
СОШ
№3
Ц. Д библиотека
ЦЕНТР
«МОЛОДОСТЬ»
Результативность взаимодействия с родителями учащихся
Основная цель взаимодействия с родителями – максимальное вовлечение их в воспитательный процесс.
В центре выстроена система взаимодействия с родителями: проведение родительских собраний, концертов, индивидуальных консультаций педагогов, а также различных досуговых мероприятий.
В конце учебного года проводится анкетирование среди родителей по удовлетворённости работой центра.
Таблица 8
Уровень удовлетворенности родителей работой центра за 5 лет
Учебный год | Удовлетворены % | Не совсем удовлетворены % | Не удовлетворены % |
2008/2009 | 67 | 30 | 3 |
2009/2010 | 65 | 33 | 2 |
2010/2011 | 59 | 39 | 2 |
2011/2012 | 67 | 32 | 1 |
2012/2013 | 80 | 20 | 0 |
Диаграмма 6
Уровень удовлетворенности родителей работой центра за 5 лет.
В семестровые каникулы для детей проводятся развлекательные и спортивные мероприятия согласно каникулярному плану (приложение 5).
В летние каникулы детей ждет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
Целью данных мероприятий является организация познавательно-развивающего и здорового отдыха учащихся. План работы лагеря с дневным пребыванием детей – приложение 6.
Литература
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Конвенция о правах ребенка
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2009 года.
Капустин Н.И. Методика определения уровня воспитанности учащихся.
Савнин И.В. Эстетическое воспитание и развитие личности.
Зазыкина С.А., Иванова В.М., Кочергина Г.Д. Современные подходы и технологии организации воспитательного процесса. Смоленск 2003.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н.. Дополнительное образование детей. «Гуманитарный издательский центр Владос». 2002.
П Р И Л О Ж Е Н И Я