СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационно - деятельностная игра «Развиваем внимание» (родительское собрание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Осмысление важности развития внимания младших школьни­ков для продуктивной учебной деятельности.
  2. Выявление проблем развития внимания.

      3.Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Просмотр содержимого документа
«Организационно - деятельностная игра «Развиваем внимание» (родительское собрание)»








Родительское собрание на тему:

«Развиваем внимание»

(организационно-деятельностная игра)







Организационно - деятельностная игра «Развиваем внимание»

(родительское собрание)

Аудитория: родители учащихся 2-х классов

Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  1. Осмысление важности развития внимания младших школьни­ков для продуктивной учебной деятельности.

  2. Выявление проблем развития внимания.

3.Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия детьми по развитию у них произвольного внимания.


Форма проведения: организационно-деятельностная игра с применением информационно-коммуникативных технологий.


Методики: психолого-педагогическая диагностика (тестирование)


Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран

  • памятки для родителей

  • тесты


Этап подготовки

  1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.

  2. Работа классного «почтового ящика» с вопросами родителей типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формиро­вания актуального содержания встречи.

  3. Подготовка приглашений и памяток для родителей.

- Психологическая поддержка ребенка в процессе развития внимания.

- О развитии произвольного внимания у младших школь­ников.

  1. Подготовка тренировочных упражнений для использования в
    семейной практике родителями.

  2. Подготовка опросника «Я и мой ребенок».

  3. Цитата на доску:

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача обучения» (К. Д. Ушинский).


Ход собрания


Часто, уважаемые родители, обращаясь к детям, вы призываете: «Будь внимательнее!». Нередко я сетую вам на то, что многие ошибки ваших детей - от невнимания. Но все ли вы представляете, что это такое и что следует делать для того, чтобы внимание развивалось. Увы, нет, и это следует из содержания ваших вопросов, поступивших в наш «почтовый ящик». Но то, что вы здесь, означает ваше стремление постигнуть этот очень значимый для успеха наших детей вопрос и преодолеть затруднения, возникающие в практике семейного воспитания. Нашу встречу мы проведем в форме организационно-деятельностной игры, где мнение каждого будет востребовано и очень важно. Итак, начнем.

Этап 1. Освоим понятия.

Первый вопрос, к которому мы обратимся - «Что такое внимание и каковы его свойства?». На экране несколько карточек-табличек. На центральной из них написано: «Внимание - это важно!». Нажимаю на эту кар­точку и читаю текст, определяющий ключевое понятие, создавая при этом ситуацию осмысления:

«Внимание - концентрация сознания на одном объекте с одно­временным отвлечением его от других объектов».

Действительно, представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нем ничего. Но вот вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха по­чему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произош­ло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но; только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестро­ился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимание.

Переворачиваю следующую карточку, на которой написано «Механизм»: Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующе­го, сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).

Открывается следующая карточка «Особенность внимания»:

Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть вниматель­ным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Открывается карточка: «Виды внимания».

Участникам поясняется, что существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффек­тивность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раз­дражителей и с увлечением работает.

Предлагаю вам, уважаемые участники, освоить не­сложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога (Приложение 1).

Упражнения проигрываются с участ­никами, а затем каждый из них получает текст.

Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транс­порте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на оста­новке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, воз­раст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, раз­ного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, зада­вая различные вопросы («Как ты думаешь, в трамвае на нашем ряду сидит больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей стояло на остановке перед посадкой?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).

Конечно, вам хочется отдохнуть после работы и, держа за руку ребенка, отдаться плавному течению своих мыслей. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна. Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребенка (раздает тесты). Будьте откровенны, отвечая на его вопросы, потому, что результат бу­дете оценивать только вы. Возможно, придется задуматься и что-то пе­рестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, вы поставите себе заслуженную «пятерку» и утвердитесь в верности своей позиции.

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они – главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Пред­лагаемый тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы. Тест для родителей «Я и мой ребенок» (Приложение 2).


Этап 2. Углубимся в проблему

Показываю вторую схему: Сейчас мы обратимся к изучению свойств внимания (в noследующем по мере изучения свойств переворачивает лепестки так, чтобы свойство появилось перед участниками; в конце концов картинка будет выглядеть так, как изображено на схеме):


По мере повествования учителя родители должны заполнить правую графу таблицы, предложенной каждому участнику:



Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

объем


устойчивость


переключаемость


распределяемость


концентрированность



Информация учителя (по материалам Г. В. Разумовой): Под объемом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников не превышает трех-четырех символов, а у некоторых и еще меньше. Объем внимания возрастает вместе с развитием мозга ребен­ка.

Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определенном объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учеб­ного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут, для учителей и родителей это, прежде всего, означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 минут. С точки зрения психологических возрастных особенностей, ошибочно было бы думать, что чем больше мы подбе­рем упражнений, тем лучше ученики поймут тему. Это может быть, но только в том случае, если лимит времени не превышен. Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Заметим, что переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Так, дав следующее задание, учителя ещё продолжают выслушивать ответ на предыдущее. Будьте уверены: новое задание дети не слышали. Для тренировки переключаемость внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьни­ки при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении математических диктантов и т.д. Очень полезное и необходимое свойство. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребенка. Поэтому дети в первом классе, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

Концентрированность внимания - под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Науке известны две причины, снижающие концентрацию внимания: физиологическая и педагогическая. Первая, например, может быть связана с наличием у ребенка аденоидов, снижающим доступ кислорода к мозгу. К педагогическим факторам можно отнести телевизор, компьютер. Это связано с тем, что смена кадров при теле­визионном изображении требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

В конце «параллельной» работы учителя и участников в качестве одного из вариантов может быть озвучен следующий:



Свойства

внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объем

Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе

Устойчивость

Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых

Переключаемость

Разнообразить виды заданий

Распределяемость

Тренировка: одновременно говорить и писать

Концентрированность

Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать, лепить __


Вы вооружили друг друга замечательными совета­ми, а теперь освоим еще несколько приемов развития внимания у детей, причем обязательно выполним эти упражнения сами (Приложение 3). Родители выполняют задания, а затем получают тексты для использования дома.

Уважаемые собеседники! Работая с детьми дома, имейте в виду, что, если это учебное занятие, то его общий итог будет состоять из нескольких частичных результатов:

Первый, самый очевидный, - это знание, которое он получит, Второй результат - менее очевидный, это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя. Третий результат - это эмо­циональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах. Четвертый результат след ваших взаимоотношений с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо положительным, либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств). Опасность состоит в том, что вы будете ориентироваться только на первый ре­зультат. А вот оставшиеся три гораздо важнее! Если ваш ребенок пи­шет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечен и сосредоточен - не критикуйте, не поправляйте его. А если вы проявите искренний интерес к его делу, то почувствуе­те, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необ­ходимые и вам, и ему.

Третий этап. «Вырабатываем стратегию»

На экране изображено несколько вагон­чиков. Во главе — локомотив, который символизирует помощь родите­лей, способствующую развитию внимания своих детей.

Итак, обобщим наши представления о том, что важ­но в развитии столь значимого для перспективы ребенка свойства внимания. Для этого я воспользуюсь вашими советами и обогащу их тем, что предлагают ученые (в процессе изложения рядом с вагончиками появляется короткий и наглядный текст). В результате получа­ется следующая картинка:


  • Помощь родителей!

  • Окрик, угроза – помеха развитию внимания.

  • «Порционность» занятий, короткие передышки между блоками.

  • Лучшие стимулы развития внимания – рисование, лепка, конструирование.

  • Телевизор задерживает развитие внимания.

  • Больше разнообразия в заданиях.


В завершение разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания младших школьников. Я надеюсь, что они будут полезны в вашей домашней «школе». Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придёт!


Рефлексия.

(мнение родителей о пользе проведённого собрания)


Ожидаемые результаты:

Мы надеемся, что родители будут оказывать большую помощь в развитии произвольного внимания у своих детей. Для этого используют материалы, полученные в ходе проведения организационно-деятельностной игры, а также будут знакомиться с психолого-педагогической литературой по теме, проконсультируются у психолога.

Мы думаем, что получив помощь со стороны родителей, сможем положительно воздействовать на психические процессы, в том числе на развитие внимания. Это поможет учащимся быть внимательнее, сосредоточиться на заданиях учителя, научиться распределять своё внимание. В конечном счете, это будет способствовать более успешному усвоению программного материала. Существенным итогом должна быть сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешной социализации.













Я нравлюсь! Я способен! Я значу!

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!