СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организм человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знать системы органов человека (их части и названия) и устанавливать связь между их строением и работой, иметь представление о науках, изучающих организм человека, их взаимосвязи, уметь показывать расположение внутренних органов на теле человека;

Просмотр содержимого документа
«Организм человека»

Конспект урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс


Тема урока: Организм человека

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Средства обучения: 
Учебник Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир», 3 класс в 2-х частях, часть 2– Москва, «Просвещение», 2018

Цель: дать представление об организме человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая здоровый образ жизни.

Планируемые результаты: предметные: знать системы органов человека (их части и названия) и устанавливать связь между их строением и работой, иметь представление о науках, изучающих организм человека, их взаимосвязи, уметь показывать расположение внутренних органов на теле человека;

метапредметные: понимать учебную задачу урока, оценивать достижения на уроке, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о внутренних органах, системах органов.

личностные: создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, понимать значимость безопасного, здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.

Оборудование: презентация, учебник, тетрадь, таблица, карточки с таблицей и с дополнительной информацией.


Ход урока

I.Организационный момент Наш девиз СЛАЙД 2

Рано утром просыпайся,

Себе, людям улыбайся,

Ты зарядкой занимайся,

Обливайся, вытирайся,

Всегда правильно питайся,

Аккуратно одевайся,

В школу смело отправляйся!

II. Проверка домашнего задания.

Опрос по теме «Великий круговорот жизни»

- Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

- Как в этом круговороте называют растения и почему?

- Как в этом круговороте называют животных и почему?

- Как в этом круговороте называют грибы с бактериями и почему?

- Во что превращаются мёртвые остатки растений и животных благодаря работе грибов и бактерий?

- Где это происходит?

- Что же накапливается в почве?

III. Актуализация знаний

- Какой большой раздел вы закончили изучать на прошлом уроке? (Эта удивительная природа)

- Что такое природа? (Это все, что нас окружает и не создано человеком)

- Какая бывает природа? (Живая и неживая)

Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Мы и наше здоровье». Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе? (Этот раздел посвящён изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, охране здоровья).

IV.Самоопределение к деятельности

а) прогнозирование

- Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь?

- Как вы думаете, что такое организм? (Организм – это система органов, связанных между собой и образующих единое целое.)

По словарю Ожегова, «организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. СЛАЙД 3

А чей организм мы будем изучать? Для чего же нужно знать строение своего организма?

- Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)

( карточки на магнитах)

(В здоровом теле здоровый дух.)

- Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать.)

- Что такое здоровье? (Здоровье - это слаженная работа всех органов человека, как внешних, так и внутренних.)

б) целеполагание

- Попробуйте сформулировать тему урока. Организм человека.

- Какие цели поставите перед собой:

  • Узнать, как называется наука, изучающая строение тела человека;

  • Узнать, какие органы есть у человека и для чего они нужны. СЛАЙД 4


V. Работа по теме

- А теперь посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи.

На доске карточка «Внешнее»

- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела:

На доске карточка «Части тела»

-голова.… Погладьте себя по голове.

- Покажите шею.

- Туловище, на котором находится грудь, живот, спина; верхние конечности (руки) и нижние конечности (ноги).

- Мы рассмотрели внешнее строение человека. А сейчас давайте поработаем в паре. Вот перед вами силуэт человека подпишите названия частей тела человека.

(проверка по СЛАЙД 5 презентации) оцените себя (!,+,?)

Работа с текстом учебника стр. 123

- Изучением человека занимаются специальные науки.

- Откройте учебник на стр. 123 и попробуйте найти определение наук, запишите их в тетрадь.

Анатомия – наука, изучающая строение организма.

Физиология – наука, изучающая работу органов человека.

Гигиена - наука о здоровье. Проверка по эталону. СЛАЙД 6

- Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно. Организм человека состоит из частей - органов. Все органы в организме здорового человека действуют слаженно, согласовано. Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов. Органы бывают внутренними и внешними.

VI. Физминутка

У дядюшки Абрама сорок сыновей и сорок дочерей.

Они не ели и не пили, все на дядюшку смотрели.

Правая рука.

Левая рука.

Правая нога.

Левая нога.

Голова.

Туловище.

Все!

Какие органы мы заставили сейчас работать?

VII. Исследовательская работа.

Правила работы в группе

- Вспомните правила работы в группе. СЛАЙД 7

(представитель каждой группы выбирает карточку с названием одной из систем органов)

Каждая группа проведет небольшую исследовательскую работу по определенной системе органов.

- В теле человека 12 главных систем. СЛАЙД 8

Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни. Мы рассмотрим несколько.

У каждой группы есть своя карточка. Ваша задача с помощью учебника и текста на карточке узнать, какие органы входят в эту систему, найти и выделить нужную информацию и заполнить таблицу.

- По ходу нашей работы вы должны заполнить таблицу. СЛАЙД 9

Проверка по слайдам.

СЛАЙД 10

- Перечислите органы пищеварения (желудок, кишечник, печень)

- Какую работу выполняет пищеварительная система? (обеспечивает переваривание пищи.)

СЛАЙД 11

- Перечислите органы кровообращения. (сердце, кровеносные сосуды)

- Какую работу выполняет кровеносная система? (обеспечивает движение крови в организме.

СЛАЙД 12

- Перечислите органы нервной системы. (головной и спинной мозг, нервы)

- Какую работу выполняет нервная система?( управляет деятельностью всего организма.)

СЛАЙД 13 - Перечислите органы дыхательной системы. (лёгкие)

- Какую работу выполняет дыхательная система?( с помощью лёгких человек дышит.)

Вот как надо было заполнить таблицу. СЛАЙД 14

Оценивание работы групп 

Организм человека имеет показатели (температура, боль, давление), которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить своё здоровье.

А все ли мы сами можем себе продиагностировать, вылечить?

Это могут сделать врачи. Каких врачей вы знаете?

А знаете ли вы, что существуют такие врачи, как

СЛАЙД 15

Аллерголог - специалист по лечению аллергии.

Гастроэнтеролог - врач, лечащий нарушения работы желудочно-кишечного тракта.

Гепатолог – врач, занимающийся диагностикой и лечением болезней печени.

Иммунолог - специалист, который занимается иммунной системой.

Неонатолог лечит новорожденных, их организм отличается не только от взрослого, но и от организма детей постарше.

Нефролог - врач, специализирующийся на лечении болезней почек.

Трихолог - лечит заболевания волос и кожи головы.

Флеболог - врач, который лечит заболевания вен

Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.

VIII. Знакомство с ученым Иваном Павловым СЛАЙД 16

Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено человеческое тело, как работают органы, почему люди болеют? Раньше церковь запрещала анатомировать людей. Некоторые ученые проводили свои опыты тайно – вскрывали умерших в подвалах заброшенных домов. Постепенно накапливались знания, которые помогали учёным, врачам ставить правильные диагнозы, лечить людей, делать операции, спасать человеческие жизни.

- Иван Петрович Павлов – был великим русским ученым-физиологом, всю свою жизнь посвятил научными исследованиями. Он очень хорошо изучил работу органов пищеварения. В этих исследованиях ему помогали его ассистенты и ученики, а подопытными были обыкновенные собаки. Таким собакам поставлен памятник. И.П. Павлов провёл много опытов по изучению головного мозга, его роли в управлении процессом пищеварения.

- Найдите в учебнике рубрику «Для самых любознательных», прочитаем дополнительный материал учебника (стр. 125).

- Что еще узнали об ученом?

IX. Рефлексия

-Какие цели ставили перед собой? Достигли их?

X. Итог урока

-Из чего состоит человеческий организм?

-Какой внутренний орган называют «командным пунктом» всего организма? Почему?

-С какими системами органов мы познакомились?

Д/з Стр. 122 - 124, читать, отвечать на вопросы.

Творческое задание: найти пословицы о здоровье СЛАЙД 17





Карточки



Опорно-двигательная

это кости и мышцы. Скелет придает опору телу, к нему крепятся большинство мышц, также скелет выполняет защитную функцию для ряда органов. Мышечная ткань отвечает за подвижность частей тела

Нервная

состоит из головного мозга, спинного мозга и множества различных нервов. Ее функциями являются обеспечение согласованной работы всех органов и систем организма, обработка информации, поступающей от органов и из окружающей среды, принятие на основе этого решений, разумная деятельность.

Пищеварительная

включает в себя множество органов, совместная работа которых обеспечивает тело человека питательными веществами, извлекаемыми из пищи путем ее переработки. Эти вещества сначала поступают в кровь, а затем разносятся по клеткам тела.

Кровеносная

состоит из сердца, различных сосудов, крови, органов кроветворения. Она обеспечивает перенос клеткам тела кислорода и питательных веществ, отвод от них продуктов распада.

Дыхательная

состоит из нескольких органов, главными из которых являются легкие. В них происходит газообмен между кровью и воздухом.

Покровная система

это кожа и слизистые оболочки. Кожа защищает остальные органы от повреждений, высыхания, предотвращает проникновение в организм вредных веществ и микроорганизмов, снижает воздействие температурных колебаний среды.

Выделительная система

состоит из пары почек и ряда других органов. Ее функция — это удаление из крови продуктов обмена веществ, воды, а также вредных веществ, попавших в кровь из пищеварительной системы.

Половая система

производит половые клетки, а у женщин еще и обеспечивает вынашивание плода. Таким образом, функцией половой системы является размножение

Эндокринная система

включает различные железы, «разбросанные» по всему телу, которые синтезируют определенные химические вещества — гормоны. Посредством гормонов, поступающих в кровь, происходит управление организмом.