СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организм человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели данного урока: обобщить знания из раздела «Эта удивительная природа»; повторить ранее полученные знания об организме человека; формировать понятия: «орган», «система органов»; познакомить с науками, изучающими организм человека; учить детей прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

 

Просмотр содержимого документа
«"Организм человека"»

Тема урока: «Организм человека».



Цели урока.

Образовательная цель:

обобщить знания из раздела «Эта удивительная природа»;

повторить ранее полученные знания об организме человека;

формировать понятия: «орган», «система органов»;

познакомить с науками, изучающими организм человека;

учить детей прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

Развивающая цель:

развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;

развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ и синтез;

развивать умения получать информацию из различных источников.

Воспитывающая цель:

воспитывать бережное отношение к своему организму через осознание важности сохранения здоровья.



Данный урок соответствует требованиям ФГОС, т.к.

- ориентирован на новые образовательные результаты

- нацелен на формирование УУД:



Регулятивных: ученик

- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательных: ученик

- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- составляет алгоритм под руководством учителя;

Коммуникативных: ученик

- слушает и понимает речь других;

- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.





Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится:

-устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

ученик получит возможность научиться:

- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.



Метапредметные:

Регулятивные: понимать учебную задачу, формулировать её самостоятельно; сохранять учебную задачу урока;

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание;

планировать свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.



Познавательные: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике,

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.



Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы;

слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



Личностные: внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образа ответственного ученика;

мотивы учебной деятельности;

осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в

природной среде, в социуме;

осознание личной ответственности за свои поступки, в том числе по

отношению к своему здоровью;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов.





Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня урок окружающего мира проведу я. Меня зовут …

Присаживайтесь.

Самоопределение к деятельности.

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Шея крутит головою, (крутят головой)

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево, оборотик, (повороты головы)

Покажите мне животик. (показывают живот)

Как березонька стройна

Стала ровною спина . (выровнялись руки , вдоль тела)

А теперь все подтянулись (выстраиваются)

И друг другу улыбнулись. (смотрят друг на друга и улыбаются)



Слайд 1

Самонастрой «Сотвори солнце в себе».

– В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Она посылает лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Посылает лучик, который несет добро. Звездочка опять увеличилась. Посылает лучики, которые несут здоровье, радость, тепло. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем – всем. Мысленно пожелаем друг другу что-нибудь хорошее.



Слайд 2

Наш урок я хочу начать со слов педагога Песталоцци . Давайте прочитаем их хором. “Каждый знает только то, что сам попробует сделать”. Как вы их понимаете?



Сегодня очень важно, чтобы мы с вами установили некую обратную связь. Давайте сделаем так, если я сделаю хлопок. Данный хлопок вы должны будете повторить, но повторить чуть позже, синхронно. Попробуем. (Хлопки)



Актуализация знаний.

Сообщение темы и цели урока

– Послушайте отрывок из стихотворения великого русского поэта и попробуйте определить одним словом, о чем оно.

Кто автор стихотворения? Хором.

Как оно называется?



Слайд 3

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

(О природе).



Какая бывает природа?

(Природа бывает живая и неживая)

- Что относят к неживой природе?

(Воздух, Солнце, вода, песок…)

- Назовите царства живой природы.

(Растения, животные, грибы, бактерии)

- Вспомните признаки живой природы.

(Живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают)



- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма, который вам хорошо известен.

(Маугли)



Слайд 4

Как называется мультфильм? Кто придумал Маугли? (Редьярд Киплинг)


Назовите представителей живой природы, которых вы увидели на экране.

- Можно ли сказать, что человек является частью природы? Докажите.

(Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает)

- Но человек чем-то отличается от всех других на Земле живых организмов. Чем?

(Он – умеет мыслить, обладает речью и умеет трудиться).

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.

— Как вы думаете, кому же он будет посвящен?

(Посвящен он будет человеку)

— Прочитаем в учебнике на с. 121 название этого раздела хором («Мы и наше здоровье»)


Слайд 5

Нет ничего более удивительного, более совершенного в строении, чем организм человека.

Представьте, в день мы делаем около 40 тысяч морганий, 20 тысяч вздохов выдохов и совершаем около шести тысяч шагов. А чтобы сделать один шаг, человек должен задействовать двести мышц.

Без пищи человеческий организм может прожить около двух месяцев.

Но как мало еще мы знаем о себе! До сих пор человек остается самым неизученным и самым непредсказуемым созданием во Вселенной.

На Земле живет 7 млрд. человек. Каждый человек уникален. Нет двух совершенно одинаковых людей. Но при множестве различий, организмы всех людей устроены и работают примерно одинаково.

На уроке мы откроем некоторые тайны главного чуда света – человека, поговорить о том, как мы устроены.


Сформулируйте тему урока.

(«Организм человека»).


- «А что такое организм?». Где можно узнать лексическое значение этого слова?

(В словаре)


Слайд 6

В толковом словаре Ожегова дано определение: Давайте хором прочтем: «Организм — живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи».

Организм человека — это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.


Кроме того, слово «организм» является словарным. В каком словаре можно посмотреть, как правильно оно пишется?

(В орфографическом).


ОрганИзм

Какие орфограммы есть в этом слове?



Поиграем в игру «Я назову, а ты – покажи».

1. Кивните мне головой.

2. Покажите, где находится ваша шея.

3. Положите руки на свою грудную клетку.

4. Поднимите правую руку вверх.

5. Дотроньтесь до левого уха.

6. Покажите мне желудок.

– Почему вы не смогли показать этот орган? (Это внутренний орган, он находится внутри человеческого организма, скрыт плотным и непрозрачным покрытием – кожей).

– Какие ещё внутренние органы вам известны?



Постановка учебной задачи.

– Какую цель мы поставим на уроке?



Слайд 7.

Расширить знания о строении человеческого организма. Узнать, как строится работа внутренних органов.

– Скажите, а как мы можем получить информацию? (Из учебника, из дополнительной литературы, общаясь друг с другом).



Открытие детьми нового знания.

– Как строится работа внутренних органов, мы узнаем, прочитав второй абзац на стр. 122 учебника. (Все органы действуют в организме согласованно, слажено).



Органы, соединенные вместе, образуют системы органов.

В организме человека 12 главных систем. На уроке мы рассмотрим несколько систем.



Деление на группы.

У вас на столах лежат карточки с изображением внутренних органов. Выберите каждый одну карточку.

Сейчас мы разделимся на группы. Покажите, кто выбрал карточку с изображением вот этого органа, подойдите ко мне. Как называется этот орган? Сегодня вы будете отвечать за … систему.



Рассадить детей.

Ребята, сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получила карточку с описанием одной из систем организма человека. Ваша задача: изучить материал карточки и ответить на вопросы: Какие органы участвуют в работе данной системы? Какое значение этой системы для организма человека?

Ответы записать на листах, которые лежат у вас на столах.

И еще нужно будет показать основные органы на таблице.

Обратите внимание, у вас на столах приклеены цифры. Это ваш номер.



Защищать работу группы будет номер 1 и номер 3.



Нервная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Пищеварительная система

Опорно-двигательная





Первичное закрепление.

Презентации работы групп. Фронтальное обсуждение.

Составление кластера.



(Термометр)



Карточка 1.

Кровеносная система

Сердце и кровеносные сосуды составляют эту систему. Все человеческие органы пронизаны кровеносными сосудами.

Кровеносная система обеспечивает движение крови в организме.

Сердце – основа системы кровообращения. Это особая мышца. Оно, словно особый насос, гонит кровь по кровеносным сосудам.



Практическая работа.

Приложите руку к левой стороне груди.

- Что вы почувствовали? (Сердце.)

Сожмите кулачок – ваше сердце чуть больше кулачка.

Сейчас мы научимся проверять свой пульс.

Нам нужен секундомер. Почему я взяла телефон?

В минуту сердце человека делает в среднем 70 ударов. А у животных пульс зависит от размера. Чем крупнее животное, тем пульс реже. У слона пульс 20 ударов в минуту, а у мыши 500.



Карточка 2.

Нервная система

Головной мозг, спинной мозг и нервы составляют нервную систему. Всем, что мы делаем, о чем думаем, командует особый орган - головной мозг – центр управления нашим организмом. В мозг по нервам поступают сигналы от всех частей тела. Нервная система управляет деятельностью всего организма.

Общая длина нервов, расходящихся по всему телу, составляет примерно 75 км.



Практическая работа

1. Достаем градусник.

Вопросы:

- Какую температуру должно иметь тело человека?

- Сравните полученный результат.

- Как вы думаете, зависит ли температура тела от температуры окружающего воздуха в жаркий или морозный день?



С помощью нервной системы мозг постоянно регулирует температуру тела, она все время сохраняется равной +36,6 °С. При такой температуре лучше всего работает весь организм человека.



Карточка 3.

Пищеварительная система

Пищевод, желудок, печень, кишечник -эти органы составляют пищеварительную систему.

Они обеспечивают переваривание пищи.

Общая длина всех органов пищеварительной системы составляет около 9 м

Весь процесс пищеварения занимает около суток.

Если тонкую кишку растянуть, её длина составит около 6 м.



Практическая работа.

Главное отделение « внутренней кухни» – желудок. Он находится в верхней части живота с левой стороны.

Покажите, где находится желудок.

Когда вы голодны, ваш желудок напоминает спущенный шарик.

Опыт.

Дунешь шарик и он чуть надуется, так и желудок, когда в него попадает пища, он растягивается.

Но в желудке пища перерабатывается наполовину. Окончательную обработку она получает в кишечнике, который тянется на 8 метров.

Практическая работа

Растягивание веревки.

- Как же он помещается в нашем животе? (Свернуть плотно.)



Практическая работа

Ход работы:

1. Выберите одного ученика.

2. Измерьте его рост с помощью ростомера.

3. Измерьте его вес с помощью напольных весов.



Перевести в дециметры, граммы.

Если рост соответствует весу, это значит, что человек правильно питается и ведет активный образ жизни.



Карточка 4.

Дыхательная система

Гортань, трахея, бронхи, легкие – эти органы составляют дыхательную систему. Чтобы жить, человеку нужна не только пища, но и чистый воздух.

Дыхательная система насыщает органы кислородом, выводит углекислый газ.

Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких: правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха.



Практическая работа

Приложите ладони обеих рук к груди.

Вдохните, выдохните.

Что вы почувствовали?

Когда воздух вдыхаем, грудь поднимается, а выдыхаем – опускается.

Легкие похожи на губку (показать губку). При выдохе они выпускают воздух и уменьшаются в размере в размере (сжать губку), а при вдохе расширяются, т.к. легкие наполняются воздухом (отпустить губку).

Без воздуха человек может прожить не долго. Человеку нужно постоянно вдыхать и выдыхать воздух.



Карточка 5.

Опорно-двигательная система

Скелет и мышцы образуют опорно - двигательную систему.

Главная её роль — обеспечение опоры и движения организма.

В теле человека 650 мышц. 200 из них используются при ходьбе, 43 — для того, чтобы наморщить лоб, 17 —для того, чтобы улыбнуться.



Практическая работа.

Сосчитайте, сколько костей у человека. (На скелете). Получилось? Почему?

Когда малыш появляется на свет, его скелет состоит из 300 костей. С возрастом небольшие кости срастаются друг с другом и у взрослого человека костей всего лишь на всего 206.



(Составили кластер на доске «организм человека»)

Как вы думаете, системы в организме связаны между собой?

(Соединить стрелками).



- Изучением человека занимаются специальные науки.

- Выберите из данных наук те, которые, по вашему мнению, могут изучать человека.



Слайд

(Анатомия, ботаника, физиология, зоология, гигиена)

- Давайте узнаем, что изучает каждая из них?

- На стр. 123 учебника найдите определение наук.

Анатомия – наука, изучающая строение организма.

Физиология – наука, изучающая работу органов человека.

Гигиена - наука о здоровье.



Чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом. Давайте выполним комплекс оздоровительных упражнений.



Физкультминутка.

Слайд



А чтобы быть здоровым, достаточно заниматься спортом? А что нужно еще?

Сейчас мы создадим ромашку «Здоровый человек».



Работать будем в паре.

Посмотрите на свою пару. Пожмите друг другу руку.

У вас на столах лежат лепестки ромашки, на которых написаны фразы. Выберете один лепесток, который по вашему соответствует здоровому образу жизни.



Защищать работу пары будет № 2, 4.



- соблюдать режим дня,

- больше находиться на свежем воздухе,

- разнообразить питание,

- следить за осанкой,

- заниматься спортом,

- закаляться,

- делать утреннюю зарядку,

- следить за гигиеной,

- проветривать помещение,

- отказаться от вредных привычек.



А как вы думаете, наши предки заботились о своем здоровье?



Конечно, заботились. И это отражено в народных пословицах и поговорках.



Слайд



Чтение и объяснение пословиц обучающимися:

Здоров будешь – все добудешь.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.



Заучивание скороговорки: «Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровье нездорово».

Слайд

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?». Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».



Как вы понимаете слова мудреца? Как нищий может быть счастливее короля?



- Прислушайтесь к словам мудреца и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.



Рефлексия деятельности.

Назовите тему урока?

Из чего состоит организм человека?



Встаньте, подойдите ко мне.

Представим, что мы системы одного большого организма.

Как мы можем показать, что мы вместе, одно целое? (Стать в круг) Возьмемся за руки.

Давайте оценим нашу работу на уроке. Игра «Комплимент»

Я хвалю Настю за то, что она …

Могу порадоваться успехам …



Я хочу обратить ваше внимание, что у нас на стенах прикреплены листочки.

Высказывание жёлтым цветом Для меня было открытием, что…

Синим цветом Урок был интересным и важным.

Красным цветом Узнал много нового.

Зеленым цветом Мне было неинтересно, эта тема для меня не важна.

Розовым цветом Постараюсь выполнять все советы, чтобы быть здоровым.



Подумайте, какая фраза лучше всего отражает вашу работу на уроке, что больше подходит к вам? А теперь пройдите к листочку с фразой. 5 секунд. Почему вы выбрали эту фразу?



Домашнее задание: (по выбору):

Изучить параграф “Организм человека”.



Придумать научную сказку по теме «Организм человека».

Найти и записать пословицы или поговорки о здоровье.



Знать организм человека нужно. В нашем организме нет ничего лишнего, все уникально и работает, как единое целое. И чтобы это понимать, нужно следить за своим организмом. Заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, с добротой относиться к людям. Помните об этом всегда. Я желаю вам здоровья сейчас, сегодня и всегда.



Наш урок окончен. Спасибо за работу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!