Предмет: биология. Класс: 11. Дата проведения: 02.09.
Тема урока: Организм – единое целое. Многообразие организмов
Цель урока: закрепление знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии; формирование представления об организме как о целостной системе.
Задачи:
— сформировать представление учащихся об организме как о целостной системе;
— продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.
— продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;
— продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
На нашей планете мир живых существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам. — Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми? — Вспомните и назовите свойства живого. Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии. Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации. — Назовите уровни организации живого. Для этого выполните следующее задание: Задание — Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня — Наименьшая часть любого живого организма – это … — Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует … — Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это … — Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют … — Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться … Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что живой организм – единое целое |
3. Изучение нового материала
Понятие о системе Проблемный вопрос. — Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе? Запишем определение понятия «система» в тетрадь. Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов) 2. Клетка – открытая система -Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли отдельная клетка биологической системой? Почему?» — Вспомните, из каких частей состоит клетка? Покажите их на таблице -Взаимосвязаны ли они между собой? -Взаимодействуют ли они друг с другом? Таким образом, клетку можно назвать биологической системой. -Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией? Вывод: По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды. Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне. Клетки, объединяясь, образуют ткани Вопросы: 1).Что называется тканью? 2). Почему при изучении тканей нужен микроскоп? 3). Какие виды тканей растений и животных вам известны? Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями? Самостоятельная работа (по карточкам) По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь? Задание 1. — Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани? Задание 2.- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь. -Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека». — Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему? Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым? Вопросы: — Что такое орган? Назовите органы цветкового растения. Каково их значение.Назовите органы животных (игра «Снежный ком») Вывод: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов. 3. -Проведем физкультминутку. Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов — нервная и мышечная. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю. 1. Встали. 2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа) 3. Присели. (Я касаюсь уха) 4. Встали. (Я хлопаю в ладоши) 5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа. 6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны) 7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд) 8. Опустили руки. 9. Сели на места. 4. Организм – открытая единая целостная система -Единицей этого уровня является организм. Что такое организм? (Запись определения в тетрадь «Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое»). — Из каких частей состоит живой организм?(Работа у доски). — Назовите и покажите на таблице органы пищеварительной системы человека. Назовите функции пищеварительной системы — Назовите функции системы органов дыхания. Назовите и покажите их на таблице. Проблемный вопрос. Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного. — Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно. Можно ли организм назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске, в учебнике. 5. Нарушение целостности живого организма -Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление?Рассмотрите рисунки в учебнике. Что вы можете сказать? (Беседа). — Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать вывод по уроку. |
4. Отработка изученного (рефлексия)
Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю закопали их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без чего расти они не станут?
— Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных веществ. А может ли растение жить без корней?
Приведите другие примеры из учебника или личного наблюдения
5.Просмотр презентации «Организм единое целое».
Рефлексия
Закончите устно предложения:
1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________
2. Самым сложным для меня сегодня было_________________
3. Сегодня я задумался__________________________________
4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)
5. Подведение итогов и домашнее задание. Выставление отметок
— Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
-Сегодня на уроке мы доказали, что живой организм состоит из взаимосвязанных частей и является единым целым. Все потрудились на «отлично». (Выставление отметок)
Домашнее задание.
1.Прочесть статью в учебнике «Организм как единое целое».
2.Подготовить индивидуальные сообщения (темы на выбор).
Приложение по теме
«Организм – единое целое. Многообразие организмов».
1. В чём сходство и принципиальное отличие между одноклеточными и многоклеточными организмами?
Сходство – любой живой организм имеет клеточное строение.
Различие – к этой группе относят организмы, тело которых состоит из одной клетки, т. е. для них клеточный и организменный уровни едины. В многоклеточном организме клетки специализированы, т. е. они способны выполнять только какую-то определённую функцию, и не могут самостоятельно существовать вне целого организма. Совокупность клеток различных типов и межклеточного вещества, связанных выполнением ряда одинаковых функций, называют тканью.
Какие одноклеточные организмы вам известны?
Животные – амёба, эвглена, инфузория, грибы - дрожжи, растения - хлорелла, хламидомонада, бактерии – кокки, бациллы.
Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия.
Особь, или индивидуум (от лат. individuum — неделимое), — это неделимая единица жизни. Самый главный признак любого живого организма — строгая взаимозависимость отдельных его частей. Разделение особи на части приведёт к потере её целостной уникальной индивидуальности. Человек, птица, дерево — это особи, но печень, мозг, крыло, клюв, лист или ветка не обладают признаками целого организма. Организм — это не простая сумма клеток, тканей и органов. Лишь строгое соподчинение и взаимодействие формируют новое единство и придают особи черты и свойства, отсутствующие у отдельных её компонентов.
Что такое одноклеточный организм? Приведите примеры.
Одноклеточные прокариоты — это бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии). Одноклеточные эукариоты встречаются во всех трёх царствах эукариот. У грибов — это одноклеточные дрожжи, в царстве растений — одноклеточные зелёные водоросли (например, хламидомонада и хлорелла), среди животных — более 40 тыс. видов простейших, например амёбы и инфузории, споровики и фораминиферы (рис. 51). Клетки одноклеточных обладают всеми признаками самостоятельных организмов и способны осуществлять все функции, необходимые для жизнедеятельности. В отличие от клеток многоклеточных организмов, у одноклеточных существуют органоиды специального назначения, помогающие им выполнять все необходимые функции. Способность к движению и захвату пищи обеспечивают ложноножки, жгутики и реснички. Для реализации выделительной функции существуют сократительные вакуоли. Свойство живых организмов — раздражимость обеспечивают специализированные внутриклеточные структуры, например светочувствительный глазок у эвглены зелёной позволяет ей определять направление движения к источнику света. Клетки одноклеточных устроены гораздо более сложно, нежели клетки, входящие в состав многоклеточного организма.
3. Какие особенности строения клетки могут обеспечить выполнение функций, свойственных целостному организму?
Клетка – это целостная система, где каждый компонент взаимосвязан с другим. Такая взаимосвязь органоидов обеспечивает упорядоченность клетки как системы. Клеточная оболочка отделяет клетку от внешней среды, она прочная, в нее входят целлюлоза (у растений), хитин (у грибов). Клеточная оболочка придает форму, и служит не просто механическим каркасом. Оболочка участвует в поглощении и выведении веществ клетки, являясь противоинфекционным барьером. У животной клетки нет клеточной оболочки, она имеет цитоплазматическую мембрану. Для любого организма характерны все признаки живого: обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие и размножение, наследственность и изменчивость. Всеми этими свойствами обладает и клетка.
Обмен веществ и энергии – осуществляется на уровне клетки – это синтез белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот за счет специальных органоидов: рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи, митохондрии.
Рост, размножение, наследственность и изменчивость – за счет деление клетки – митоз, мейоз – осуществляется с помощью ядра, ДНК, или нуклеоида (в прокариотах).
Объясните, какое значение для эволюции жизни на Земле имело появление многоклеточности.
Специализация клеток у многоклеточных организмов повышает эффективность работы всего организма в целом, обеспечивает более сложные формы поведения и увеличивает продолжительность жизни, повышается приспособленность организмов к постоянно меняющимся условиям среды.
Представьте, что перед вами — человек, незнакомый с биологией. Объясните ему преимущество многоклеточности.
Много клеток – много тканей – много функций – разнообразие органов – разнообразие систем органов – усложнение организмов – сложные и изощрённые приспособления на все различные условия среды – разнообразные ответные реакции – совершенство организма.
Как вы считаете, почему до сих пор науке неизвестно точное число видов организмов, живущих на нашей планете?
На планете есть неисследованные места – глубоководные и высокогорные места, и пока неизвестно, сколько еще там живет организмов. Постоянно происходит гибель и рождение особей, популяций. Есть виды, которые размножаются быстро (грызуны), есть, у которых сроки полового созревания длительные (крупные млекопитающие – слон).
В клетках каких организмов существуют органоиды специального назначения? Какие функции они выполняют?
Это органоиды движения. Есть у простейших эукариотических (инфузория, плазмодий), у прокариотических (бактерии – вибрионы), а также в специальных клетка многоклеточных эукариот – сперматозоиды, ресничный эпителий.
Реснички и жгутики. Это специальные органоиды движения, встречающиеся в некоторых клетках различных организмов. В световом микроскопе эти структуры выглядят как тонкие выросты клетки. В основании ресничек и жгутиков в цитоплазме видны мелкие гранулы — базальные тельца. Длина ресничек 5—10 мкм, а длина жгутиков может достигать 150 мкм. Реснички и жгутики представляют собой тонкие выросты цитоплазмы,
от основания до самой вершины покрытые плазматической мембраной. Внутри выроста цитоплазмы по кругу расположены микротрубочки — 9 пар (дуплетов). Дуплеты связаны друг с другом при помощи молекул белка. Кроме периферических дуплетов микротрубочек, образующих цилиндр, в центре реснички располагается пара центральных микротрубочек. В основании органоидов движения, в цитоплазме, расположены базальные тельца — одно у ресничек и два у жгутиков. Базальное тельце по своей структуре очень сходно с центриолью. Оно тоже состоит из 9 триплетов микротрубочек. Реснички и жгутики структурно связаны с базальным тельцем и составляют вместе единое целое. Жгутики характерны для ряда простейших (класс Жгутиконосцы), зооспор и сперматозоидов. Реснички — это органоиды движения инфузорий, свободноплавающих личинок многих морских животных и мужских гамет некоторых папоротников. Имеют реснички и клетки мерцательного эпителия у многоклеточных животных (до 500 ресничек на клетку).
Могут ли у многоклеточных организмов отсутствовать ткани и органы?
Да, например, у паразитических червей – плоских – отсутствуют органы дыхания и кровообращения, неразвиты осязательные органы, это связано с образом жизни – питание, дыхание за счет тела хозяина.
Объясните, почему появление многоклеточности привело в дальнейшем к образованию тканей и органов.
Большое количество клеток привело к появлению несколько слоев, слои дифференцировались по функциям – образовались ткани, разнообразие тканей дало начало образованию многих органов с единым тканевым функционалом, так образовывались органы и их системы.
Сравните колонии одноклеточных организмов и колонии многоклеточных животных, например морских котиков. В чём их принципиальное отличие? Есть ли у них черты сходства? Рассмотрите вместо котиков колонию кишечнополостных — коралловых полипов.
Колониальные организмы — это совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни. Типичным представителем таких организмов является вольвокс — заполненный слизью шар, поверхность которого образована тысячами клеток. Двухжгутиковые клетки колонии связаны друг с другом цитоплазматическими мостиками, что позволяет вольвоксу согласованно работать жгутиками и плыть в направлении источника света. Отдельные клетки вольвокса уходят внутрь шара, образуя там «дочерние» молодые колонии. Новые колонии растут, порой образуя внутри себя уже «внучатые» колонии. Спустя некоторое время материнская колония лопается и погибает, а «дочерние» и «внучатые» колонии выходят наружу.
Морские котики ведут себя в тесноте лежбищ по-разному: мелкие самки имеют кроткий характер и, как правило, не конфликтуют между собой, а вот нрав самцов совсем не «кошачий». Они нередко выясняют между собой отношения, причем делают это не только в брачный период. Взрослому самцу ничего не стоит укусить более мелкую самку или швырнуть детеныша в сторону, если он считает, что те мешают ему на пути. На лежбищах котики ведут себя довольно громко, места их лежки оглашены шумом в отличие от тюленей, которые практически беззвучны. Несмотря на стадный образ жизни морские котики не проявляют солидарности и не совершают организованных совместных действий: каждый зверь охотится в одиночку, по отдельности приходит и уходит с берега. Самки могут свободно перемещаться по территории лежбища, однако каждый самец ревностно следит за своими подругами и всеми силами старается не допустить уход самки на территорию соперника. Таким образом, вокруг каждого самца формируется гарем, его размер и численность зависят от статуса самца: у крупных секачей в гареме может быть до 20 самок, у мелких — всего несколько особей.
Принципиальное отличие – клетки колониальных одноклеточных не могут существовать отдельно от колонии, а многоклеточные организмы, например, котики, могут существовать одиночно.