Урок в 9 классе. « Органоиды клетки. Митохондрии и пластиды.»
Цели : ознакомить с особенностями двумембранных органоидов клетки- митохондриями и пластидами, их функциями и строением; продолжить формирование умений самостоятельно добывать знания, делать выводы, сравнения, умения выделять главное, навыков работы с учебной литературой через усвоение знаний о митохондриях и пластидах.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Контроль знаний .
На данном этапе урока проводится письменная проверочная работа (на 10 минут). Учащимся предлагаются готовые таблицы, которые они заполняют и сдают учителю (Приложение 1).
III. Изучение строения митохондрий и пластид.
1)Рассказ учителя об особенностях строения митохондрий, с демонстрацией слайда «Митохондрия».
Митохондрии- важнейшие органоиды клетки.
Число митохондрий в клетке не постоянно в зависимости от типа, фазы развития и прямо пропорционально функциональной зависимости клетки. Форма и величина их также меняются, они являются динамичными структурами: могут расти в длину, сжиматься, ветвиться, делиться. Митохондрии имеют наружную и внутреннюю мембраны. Наружная мембрана гладкая, обладает высокой проницаемостью. Внутренняя имеет складчатую поверхность и образует складки-кристы, увеличивающие ее площадь. Внутренняя полость-матрикс, содержит ДНК, и-РНК, р-РНК, рибосомы, ряд витаминов и включения. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрий.
2) пользуясь учебником, сформулируйте и запишите в тетрадь функции митохондрий. (самостоятельная работа 5 -7 мин.)
функции митохондрий:
-участвуют в обмене веществ, так как содержат ферменты;
-участвуют в процессе дыхания, синтезе АТФ;
-осуществляют синтез белка, так как имеют свою специфическую ДНК.
3) учащимся предлагается ответить на вопросы:
-- Перечислите известные вам виды пластид.
--Назовите их местонахождение в частях растений.
Рассказ учителя об особенностях строения пластид, с демонстрацией таблицы «Растительная клетка»
Демонстрируется слайд «Строение хлоропласта»
Хлоропласты- это зеленые пластиды. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а отражает в зеленой. Вот почему хлорофилл, хлоропласт и лист растения воспринимаются нашим глазом как зеленые.
Хлоропласт состоит из наружной и внутренней мембран. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана складчатая, образует выросты внутрь хлоропласта- ламеллы. Совокупность ламелл называют стромой. Ламеллы могут образовывать локальные расширения, имеющие вид уплощенных мешочков-тилакоидов. Тилакоиды располагаются стопками, один над другим, напоминая стопки монет. Эти стопки называются гранами. Пигмент хлорофилл располагается внутри мембран тилакоида. У лейкопластов стромы почти нет, а у хромопластов строма развита несколько хуже, чем у хлоропластов. В строме содержатся ДНК, рибосомы, ферменты. Клетке достаточно одного хлоропласта после деления, чтобы он воспроизвел себе подобный. Хлоропласты могут переходить в хромопласты, а лейкопласты-в хлоропласты.
Функции хлоропласта- осуществление фотосинтеза.
Учитель сообщает дополнительную информацию о симбиотическом происхождении митохондрий и пластид.
После того как изучено строение митохондрий и пластид, учитель просит сравнить эти органоиды и определить черты сходства и различия.(Самостоятельная работа 5-7 мин.)
Сходства :
-имеют одинаковые размеры, оболочки состоят из двух мембран и сами мембраны имеют сходное строение
-имеют собственные ДНК
-способность к самоудвоению
Различия:
- в митохондриях синтезируются молекулы АТФ, а в хлоропластах не только синтез АТФ, но и происходит использование АТФ в процессе фотосинтеза.
--число митохондрий в клетке больше, чем число хлоропластов.
-различный набор ферментов.
Учащимся предлагаются рисунки строения митохондрии и хлоропласта, которые вклеиваются в тетрадь.
IV.Закрепление знаний.
Биологический диктант «Путешествие по клетке» (Приложение 2)
V.Домашнее задание
1Выучить параграф 5
Составить тест по теме «Строение органоидов клетки», «Функции органоидов клетки».
Приготовить презентацию по изученной теме.(2 3 задания навыбор!)
Приложение 1
Органоиды клетки и их функции.
Органоиды клетки | Строение органоидов | Функции | Дополнительные сведения |
Одномембранные органоиды |
1. а) б) | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
Немембранные органоиды |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
Приложение 2
Биологический диктант «Путешествие по клетке»
Запишите названия органоидов
Перед вами растительная клетка. Чтобы попасть внутрь клетки, нужно преодолеть оболочку. Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или мембранных белков?
Вы попали с помощью мембранных белков в цитоплазму растительной клетки. какие органоиды растительной клетки встретятся вам здесь?
Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки.
Заблудившийся ион магния просит у вас помощи. Он забыл название пластида и вещества, в которое ему надо попасть. Это…
Итак, вы в хлоропласте и ваше растение съедено травоядным животным и уже переваривается. Вы оказались в пищеварительном пузырьке клетки. К вашему пузырьку приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами. Как он называется?
Ура! Вы попали в ЭПС и плывете по ее канальцам. Вы проплываете через ее участок, покрытый рибосомами. Как он называется?
ЭПС постепенно превратилась в систему плоских пузырьков. Где вы оказались?
Этот органоид упаковал каждого из вас в маленький пузырек, чтобы вы смогли безопасно плыть дальше по гиалоплазме. Теперь подплываете к двухмембранному органоиду, внутренняя мембрана которого собрана в большие округлые складки. Он помог вам пополнить запасы энергии. Что это за органоид?
По микротрубочкам цитоскелета вы попали в не изученную нами главную часть клетки…