СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Органоиды клетки. Митохондрии и пластиды

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Органоиды клетки. Митохондрии и пластиды»

Урок в 9 классе. « Органоиды клетки. Митохондрии и пластиды.»



Цели : ознакомить с особенностями двумембранных органоидов клетки- митохондриями и пластидами, их функциями и строением; продолжить формирование умений самостоятельно добывать знания, делать выводы, сравнения, умения выделять главное, навыков работы с учебной литературой через усвоение знаний о митохондриях и пластидах.



Ход урока


I.Организационный момент.

II.Контроль знаний .


На данном этапе урока проводится письменная проверочная работа (на 10 минут). Учащимся предлагаются готовые таблицы, которые они заполняют и сдают учителю (Приложение 1).


III. Изучение строения митохондрий и пластид.

1)Рассказ учителя об особенностях строения митохондрий, с демонстрацией слайда «Митохондрия».


Митохондрии- важнейшие органоиды клетки.

Число митохондрий в клетке не постоянно в зависимости от типа, фазы развития и прямо пропорционально функциональной зависимости клетки. Форма и величина их также меняются, они являются динамичными структурами: могут расти в длину, сжиматься, ветвиться, делиться. Митохондрии имеют наружную и внутреннюю мембраны. Наружная мембрана гладкая, обладает высокой проницаемостью. Внутренняя имеет складчатую поверхность и образует складки-кристы, увеличивающие ее площадь. Внутренняя полость-матрикс, содержит ДНК, и-РНК, р-РНК, рибосомы, ряд витаминов и включения. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрий.


2) пользуясь учебником, сформулируйте и запишите в тетрадь функции митохондрий. (самостоятельная работа 5 -7 мин.)

функции митохондрий:

-участвуют в обмене веществ, так как содержат ферменты;

-участвуют в процессе дыхания, синтезе АТФ;

-осуществляют синтез белка, так как имеют свою специфическую ДНК.


3) учащимся предлагается ответить на вопросы:

-- Перечислите известные вам виды пластид.

--Назовите их местонахождение в частях растений.

Рассказ учителя об особенностях строения пластид, с демонстрацией таблицы «Растительная клетка»

Демонстрируется слайд «Строение хлоропласта»

Хлоропласты- это зеленые пластиды. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а отражает в зеленой. Вот почему хлорофилл, хлоропласт и лист растения воспринимаются нашим глазом как зеленые.

Хлоропласт состоит из наружной и внутренней мембран. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана складчатая, образует выросты внутрь хлоропласта- ламеллы. Совокупность ламелл называют стромой. Ламеллы могут образовывать локальные расширения, имеющие вид уплощенных мешочков-тилакоидов. Тилакоиды располагаются стопками, один над другим, напоминая стопки монет. Эти стопки называются гранами. Пигмент хлорофилл располагается внутри мембран тилакоида. У лейкопластов стромы почти нет, а у хромопластов строма развита несколько хуже, чем у хлоропластов. В строме содержатся ДНК, рибосомы, ферменты. Клетке достаточно одного хлоропласта после деления, чтобы он воспроизвел себе подобный. Хлоропласты могут переходить в хромопласты, а лейкопласты-в хлоропласты.

Функции хлоропласта- осуществление фотосинтеза.

Учитель сообщает дополнительную информацию о симбиотическом происхождении митохондрий и пластид.

После того как изучено строение митохондрий и пластид, учитель просит сравнить эти органоиды и определить черты сходства и различия.(Самостоятельная работа 5-7 мин.)

Сходства :

-имеют одинаковые размеры, оболочки состоят из двух мембран и сами мембраны имеют сходное строение

-имеют собственные ДНК

-способность к самоудвоению

Различия:

- в митохондриях синтезируются молекулы АТФ, а в хлоропластах не только синтез АТФ, но и происходит использование АТФ в процессе фотосинтеза.

--число митохондрий в клетке больше, чем число хлоропластов.

-различный набор ферментов.


Учащимся предлагаются рисунки строения митохондрии и хлоропласта, которые вклеиваются в тетрадь.


IV.Закрепление знаний.

Биологический диктант «Путешествие по клетке» (Приложение 2)

V.Домашнее задание

1Выучить параграф 5

  1. Составить тест по теме «Строение органоидов клетки», «Функции органоидов клетки».

  2. Приготовить презентацию по изученной теме.(2 3 задания навыбор!)






Приложение 1

Органоиды клетки и их функции.


Органоиды клетки

Строение органоидов

Функции

Дополнительные сведения

Одномембранные органоиды

1.

а)


б)





2.






3.






4.






Немембранные органоиды

1.







2.







3.







4.







5.











Приложение 2

Биологический диктант «Путешествие по клетке»


Запишите названия органоидов

  1. Перед вами растительная клетка. Чтобы попасть внутрь клетки, нужно преодолеть оболочку. Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или мембранных белков?

  2. Вы попали с помощью мембранных белков в цитоплазму растительной клетки. какие органоиды растительной клетки встретятся вам здесь?

  3. Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки.

Заблудившийся ион магния просит у вас помощи. Он забыл название пластида и вещества, в которое ему надо попасть. Это…

  1. Итак, вы в хлоропласте и ваше растение съедено травоядным животным и уже переваривается. Вы оказались в пищеварительном пузырьке клетки. К вашему пузырьку приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами. Как он называется?

  2. Ура! Вы попали в ЭПС и плывете по ее канальцам. Вы проплываете через ее участок, покрытый рибосомами. Как он называется?

  3. ЭПС постепенно превратилась в систему плоских пузырьков. Где вы оказались?

  4. Этот органоид упаковал каждого из вас в маленький пузырек, чтобы вы смогли безопасно плыть дальше по гиалоплазме. Теперь подплываете к двухмембранному органоиду, внутренняя мембрана которого собрана в большие округлые складки. Он помог вам пополнить запасы энергии. Что это за органоид?

  5. По микротрубочкам цитоскелета вы попали в не изученную нами главную часть клетки…















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!