СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Органические вещества

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -проект "Органические вещества клетки" для учащихся 9 классов. Учащиеся работают в группах. Затем защищают свои мини проекта.

Просмотр содержимого документа
«Органические вещества»

ТЕМА УРОКА: ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ КЛЕТКИ

Тип урока – комбинированный урок с элементами проекта

Цель урока: Изучить особенности строения и функций белков, углеводов и жиров – органических веществ, составляющих основу всего живого на Земле. 

Задачи:

  1. Образовательные: показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органических веществ.

  2. Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.

Оборудование: мультимедийная презентация, лабораторное оборудование, учебник 9 класса Биология Общие закономерности С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров

Ключевые слова: белки, углеводы, липиды.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

  2. Проверка знаний.

- какие химические элементы составляют большую часть массы клетки?

- что такое микроэлементы?

- какие минеральные соли входят в состав живых организмов?

Работа со слайдами.



3. МОТИВАЦИЯ УРОКА

        Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать рассматривать химический состав клетки, а именно познакомимся с органическими веществами.

- какие вещества называются органическими?

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА В ВХОДЕ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

Органические вещества — класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Запись в тетради

- Назовите вам известные органические вещества? (Ведущими органическими веществами, входящими в состав клетки, являются белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК)).

Разные типы клеток содержат разные количества органических соединений. Так, в растительных клетках преобладают углеводы. А белков больше в животных клетках, чем в растительных. Каждая группа органических веществ в клетке любого типа выполняет сходные функции.

Но сегодня мы более подробно остановимся на изучении белков, углеводов и липидов.

- Сформулируйте цель урока. Чтобы оценить уровень знаний, отметьте на шкале точку 10 бальной системе.

1 этап – постановка проблемы

Ваша задача в течение с помощь интернет -ресурсов, учебников создать проекты - презентации об белках, углеводах и липидах. В создании проекта вам помогут технологические карты, которые лежат у вас на столе. Вам нужно выбрать: руководителя проекта, менеджера- таймера. А тема проекта у вас на столах.

На каждой технологической карте прописана проблема и структура проекта, которые вы должны отразить в своей защите. По одному учащемуся либо всей группой выходят к доске и готовит план – схему по структуре проекта, которая будет заполняться в ходе выступления. На эту работу я вам даю 7 минут. Время пошло.

2 этап – создание презентации (7 минут). Учитель контролирует работу групп.

3 этап – защита проекта. На доске представлены план-схемы которые мы будем заполнять после выступления представителей групп, каждый записывает схемы в тетради.







Заполнив план-схемы мы сделали выводы, что такое белки, липиды и углеводы и выявили их классификации, а теперь скажите мне какие функции выполняют белки, липиды и углеводы в клетках растений и животных.

  • Строительную

  • Энергетическую







ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

Что вы узнали нового? Сегодня хорошо работали….., получают 5…4…., мало отвечали….. (фамилии)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



































Технологическая карта проекта

Тема: Углеводы

Постановка проблемы: Что такое углеводы? Какова особенность их строения и функции в жизнедеятельности клетки.

Цель: подготовить презентацию по теме «Углеводы»

Задачи:

  1. Изучить строение углеводов;

  2. Определить их классификацию;

  3. Выявить содержание углеводов в клетках животных и растений:

  4. Описать функции.

  5. Опыт: «Обнаружение крахмала в составе теста, а также белка – клейковины».

В стакан воды поместить тесто, перемешивать. Вода в результате этого становиться мутной. Капать в воду йод, если вода окрашивается в фиолетовый (темно-синий) цвет, это говорит, что в состав теста входит крахмал. После перемешивания теста в воде, оно становится тягучей клейкой массой, это показывает, что в состав муки входит растительный белок – клейковина.



Выводы:

Технологическая карта проекта

Тема: Липиды

Постановка проблемы: Что такое липиды? Какова особенность их строения и функции в жизнедеятельности клетки.

Цель: подготовить презентацию по теме «Липиды»

Задачи:

  1. Изучить строение липидов;

  2. Определить их классификацию;

  3. Выявить содержание липидов в клетках животных и растений:

  4. Описать функции.

Выводы:













Технологическая карта проекта

Тема: Белки

Постановка проблемы: Что такое белки? Какова особенность их строения и функции в жизнедеятельности клетки.

Цель: подготовить презентацию по теме «Белки»

Задачи:

  1. Изучить строение белков;

  2. Определить их структуру (4 вида);

  3. Выявить содержание белков в клетках животных и растений:

  4. Описать функции.

  5. Лабораторный опыт №1. Денатурация белков.

  • При нагревании пробирки с раствором яичного белка в ней появляются белые хлопья.

  • Действие спирта на белок.

  • Молоко содержит значительное количество белка - казеина. Добавить в молоко нескольких капель раствора лимонной кислоты белок сворачивается. Такой же процесс происходит и при скисании молока, поскольку при этом также образуется кислота - молочная.







Выводы:





















Структуры белка

Первичная – цепочка из аминокислот, связанных пептидной связью (сильной, ковалентной). Чередуя 20 аминокислот в разном порядке, можно получать миллионы разных белков. Если поменять в цепочке хотя бы одну аминокислоту, строение и функции белка изменятся, поэтому первичная структура считается самой главной в белке.

Вторичная – спираль. Удерживается водородными связями (слабыми).

Третичная – глобула (шарик). Четыре типа связей: дисульфидная (серный мостик) сильная, остальные три (ионные, гидрофобные, водородные) – слабые. Форма глобулы у каждого белка своя, от нее зависят функции. При денатурации форма глобулы меняется, и это сказывается на работе белка.

Четвертичная – имеется не у всех белков. Состоит из нескольких глобул, соединенных между собой теми же связями, что и в третичной структуре. (Например, гемоглобин.)





Денатурация

Это изменение формы глобулы белка, вызванное внешними воздействиями (температура, кислотность, соленость, присоединение других веществ и т.п.)

  • Если воздействия на белок слабые (изменение температуры на 1°), то происходит обратимая денатурация.

  • Если воздействие сильное (100°), то денатурация необратимая. При этом разрушаются все структуры, кроме первичной.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс