ТЕМА УРОКА: ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ КЛЕТКИ
Тип урока – комбинированный урок с элементами проекта
Цель урока: Изучить особенности строения и функций белков, углеводов и жиров – органических веществ, составляющих основу всего живого на Земле.
Задачи:
Образовательные: показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органических веществ.
Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.
Оборудование: мультимедийная презентация, лабораторное оборудование, учебник 9 класса Биология Общие закономерности С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров
Ключевые слова: белки, углеводы, липиды.
ХОД УРОКА
Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Проверка знаний.
- какие химические элементы составляют большую часть массы клетки?
- что такое микроэлементы?
- какие минеральные соли входят в состав живых организмов?
Работа со слайдами.
3. МОТИВАЦИЯ УРОКА
Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать рассматривать химический состав клетки, а именно познакомимся с органическими веществами.
- какие вещества называются органическими?
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА В ВХОДЕ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
Органические вещества — класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Запись в тетради
- Назовите вам известные органические вещества? (Ведущими органическими веществами, входящими в состав клетки, являются белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК)).
Разные типы клеток содержат разные количества органических соединений. Так, в растительных клетках преобладают углеводы. А белков больше в животных клетках, чем в растительных. Каждая группа органических веществ в клетке любого типа выполняет сходные функции.
Но сегодня мы более подробно остановимся на изучении белков, углеводов и липидов.
- Сформулируйте цель урока. Чтобы оценить уровень знаний, отметьте на шкале точку 10 бальной системе.
1 этап – постановка проблемы
Ваша задача в течение с помощь интернет -ресурсов, учебников создать проекты - презентации об белках, углеводах и липидах. В создании проекта вам помогут технологические карты, которые лежат у вас на столе. Вам нужно выбрать: руководителя проекта, менеджера- таймера. А тема проекта у вас на столах.
На каждой технологической карте прописана проблема и структура проекта, которые вы должны отразить в своей защите. По одному учащемуся либо всей группой выходят к доске и готовит план – схему по структуре проекта, которая будет заполняться в ходе выступления. На эту работу я вам даю 7 минут. Время пошло.
2 этап – создание презентации (7 минут). Учитель контролирует работу групп.
3 этап – защита проекта. На доске представлены план-схемы которые мы будем заполнять после выступления представителей групп, каждый записывает схемы в тетради.
Заполнив план-схемы мы сделали выводы, что такое белки, липиды и углеводы и выявили их классификации, а теперь скажите мне какие функции выполняют белки, липиды и углеводы в клетках растений и животных.
Строительную
Энергетическую
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ
Что вы узнали нового? Сегодня хорошо работали….., получают 5…4…., мало отвечали….. (фамилии)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Технологическая карта проекта
Тема: Углеводы
Постановка проблемы: Что такое углеводы? Какова особенность их строения и функции в жизнедеятельности клетки.
Цель: подготовить презентацию по теме «Углеводы»
Задачи:
Изучить строение углеводов;
Определить их классификацию;
Выявить содержание углеводов в клетках животных и растений:
Описать функции.
Опыт: «Обнаружение крахмала в составе теста, а также белка – клейковины».
В стакан воды поместить тесто, перемешивать. Вода в результате этого становиться мутной. Капать в воду йод, если вода окрашивается в фиолетовый (темно-синий) цвет, это говорит, что в состав теста входит крахмал. После перемешивания теста в воде, оно становится тягучей клейкой массой, это показывает, что в состав муки входит растительный белок – клейковина.
Выводы:

Технологическая карта проекта
Тема: Липиды
Постановка проблемы: Что такое липиды? Какова особенность их строения и функции в жизнедеятельности клетки.
Цель: подготовить презентацию по теме «Липиды»
Задачи:
Изучить строение липидов;
Определить их классификацию;
Выявить содержание липидов в клетках животных и растений:
Описать функции.
Выводы:

Технологическая карта проекта
Тема: Белки
Постановка проблемы: Что такое белки? Какова особенность их строения и функции в жизнедеятельности клетки.
Цель: подготовить презентацию по теме «Белки»
Задачи:
Изучить строение белков;
Определить их структуру (4 вида);
Выявить содержание белков в клетках животных и растений:
Описать функции.
Лабораторный опыт №1. Денатурация белков.
При нагревании пробирки с раствором яичного белка в ней появляются белые хлопья.
Действие спирта на белок.
Молоко содержит значительное количество белка - казеина. Добавить в молоко нескольких капель раствора лимонной кислоты белок сворачивается. Такой же процесс происходит и при скисании молока, поскольку при этом также образуется кислота - молочная.
Выводы:
Структуры белка
Первичная – цепочка из аминокислот, связанных пептидной связью (сильной, ковалентной). Чередуя 20 аминокислот в разном порядке, можно получать миллионы разных белков. Если поменять в цепочке хотя бы одну аминокислоту, строение и функции белка изменятся, поэтому первичная структура считается самой главной в белке.
Вторичная – спираль. Удерживается водородными связями (слабыми).
Третичная – глобула (шарик). Четыре типа связей: дисульфидная (серный мостик) сильная, остальные три (ионные, гидрофобные, водородные) – слабые. Форма глобулы у каждого белка своя, от нее зависят функции. При денатурации форма глобулы меняется, и это сказывается на работе белка.
Четвертичная – имеется не у всех белков. Состоит из нескольких глобул, соединенных между собой теми же связями, что и в третичной структуре. (Например, гемоглобин.)

Денатурация
Это изменение формы глобулы белка, вызванное внешними воздействиями (температура, кислотность, соленость, присоединение других веществ и т.п.)
Если воздействия на белок слабые (изменение температуры на 1°), то происходит обратимая денатурация.
Если воздействие сильное (100°), то денатурация необратимая. При этом разрушаются все структуры, кроме первичной.