СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация адаптационного периода первоклассников к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Седьмой  год  жизни  детей  относится  к  переходным «кризисным»  возрастным  периодам. Такие  периоды  характеризуются  особенно  быстрыми  изменениями,  как  в  физическом,  так  и  в  психическом  развитии. Необходимо  организовать  период  адаптации  так,  чтобы  не  причинить  вреда  телесному  и  духовному  здоровью  ребёнка,  укрепить  в  нём  веру  в  свои  силы,  симпатию  к  людям,  окружающем  его  в  школе,  и  интерес  к  содержанию  школьной  жизни.

Просмотр содержимого документа
«Организация адаптационного периода первоклассников к школе»

Организация адаптационного периода первоклассников к школе Ракитина Елена Борисовна

Организация адаптационного периода первоклассников к школе

Ракитина Елена Борисовна

Содержание Актуальность темы Проблемы Цель проекта Этапы реализации проекта Результаты Перспективные направления Выводы Список литературы

Содержание

  • Актуальность темы
  • Проблемы
  • Цель проекта
  • Этапы реализации проекта
  • Результаты
  • Перспективные направления
  • Выводы
  • Список литературы
Актуальность темы: Седьмой год жизни детей относится к переходным «кризисным» возрастным периодам. Такие периоды характеризуются особенно быстрыми изменениями, как в физическом, так и в психическом развитии.  Необходимо организовать период адаптации так, чтобы не причинить вреда телесному и духовному здоровью ребёнка, укрепить в нём веру в свои силы, симпатию к людям, окружающем его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни.

Актуальность темы:

  • Седьмой год жизни детей относится к переходным «кризисным» возрастным периодам. Такие периоды характеризуются особенно быстрыми изменениями, как в физическом, так и в психическом развитии.
  • Необходимо организовать период адаптации так, чтобы не причинить вреда телесному и духовному здоровью ребёнка, укрепить в нём веру в свои силы, симпатию к людям, окружающем его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни.
Основные проблемы Характер взаимодействия учителя с детьми , как правило, резко отличается от привычного домашнего числа запретов и предписаний возрастает, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится значительно менее терпимым. Появляется особое учебное содержание, от усвоения которого зависит социальный статус, следовательно, и самооценка ребёнка; это предполагает значительную ответственность ребёнка перед лицом взрослых.

Основные проблемы

  • Характер взаимодействия учителя с детьми , как правило, резко отличается от привычного домашнего числа запретов и предписаний возрастает, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится значительно менее терпимым.
  • Появляется особое учебное содержание, от усвоения которого зависит социальный статус, следовательно, и самооценка ребёнка; это предполагает значительную ответственность ребёнка перед лицом взрослых.
Основные проблемы Фронтальные формы организации требуют от детей большого напряжения и концентрации внимания, это приводит к повышенной утомляемости и дискомфорту детей Новый, непривычный распорядок дня и изменившие отношения со сверстниками и старшими детьми усугубляют эту ситуацию.

Основные проблемы

  • Фронтальные формы организации требуют от детей большого напряжения и концентрации внимания, это приводит к повышенной утомляемости и дискомфорту детей
  • Новый, непривычный распорядок дня и изменившие отношения со сверстниками и старшими детьми усугубляют эту ситуацию.
Разработать систему мер по организации адаптационного периода.
  • Разработать систему мер по организации адаптационного периода.
Этапы реализации проекта Оказание психологической поддержки. Задача:  Определить готовность каждого ребёнка к школьному обучению. (июнь)

Этапы реализации проекта

  • Оказание психологической поддержки.

Задача: Определить готовность каждого ребёнка к школьному обучению. (июнь)

Этапы реализации проекта Проведение работы с родителями Задача : Организовать работу по разъяснению им необходимых домашних условий, обеспечивающих нормальное вхождение ребёнка в школьную жизнь. (сентябрь)

Этапы реализации проекта

  • Проведение работы с родителями

Задача : Организовать работу по разъяснению им необходимых домашних условий, обеспечивающих нормальное вхождение ребёнка в школьную жизнь. (сентябрь)

Этапы реализации проекта 3. Введение в школьную жизнь. Задача: Обеспечить знакомство ребёнка с одноклассниками, со школьным пространством и правилами поведения.  (10 дней сентября)

Этапы реализации проекта

3. Введение в школьную жизнь.

Задача: Обеспечить знакомство ребёнка с одноклассниками, со школьным пространством и правилами поведения.

(10 дней сентября)

Этапы реализации проекта 4. Создание укладов школьной жизни. 4. Создание укладов школьной жизни. Задача:  Организовать образовательное пространство первоклассников . (весь год)  Взаимодействие с администрацией школы.  Задача: Обеспечит нормальное прохождение периода адаптации на уровне администрации школы. (1 полугодие)

Этапы реализации проекта

4. Создание укладов школьной жизни.

  • 4. Создание укладов школьной жизни.

Задача: Организовать образовательное пространство первоклассников . (весь год)

  • Взаимодействие с администрацией школы.

Задача: Обеспечит нормальное прохождение периода адаптации на уровне администрации школы. (1 полугодие)

 К концу адаптационного этапа у учителя должны сложиться отношения доверия, как с детьми, так и с их родителями.   У детей в классе должны сложиться отношения сотрудничества. Они должны пытаться решать возникшие проблемы не агрессивно, проявляя самокритичность и дружелюбие.    Уже к концу адаптационного периода дети должны пытаться строить свое  действие с учетом действий партнеров; обнаруживать различие эмоциональных состояний участников совместного действия.

К концу адаптационного этапа у учителя должны сложиться отношения доверия, как с детьми, так и с их родителями.

У детей в классе должны сложиться отношения сотрудничества. Они должны пытаться решать возникшие проблемы не агрессивно, проявляя самокритичность и дружелюбие.

Уже к концу адаптационного периода дети должны пытаться строить свое действие с учетом действий партнеров; обнаруживать различие эмоциональных состояний участников совместного действия.

 Ученики должны стать инициативными: в поиске недостающей информации с помощью «умных» вопросов; в предложении партнеру плана совместного действия; в организации совместного действия.    Учащиеся должны выработать и овладеть средствами (знаки, жесты) для обеспечения поведения и взаимодействия в рамках принятых норм

Ученики должны стать инициативными: в поиске недостающей информации с помощью «умных» вопросов; в предложении партнеру плана совместного действия; в организации совместного действия.

Учащиеся должны выработать и овладеть средствами (знаки, жесты) для обеспечения поведения и взаимодействия в рамках принятых норм

 В области контроля и оценки своих действий ученики должны: уметь оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью принятых в классе способов (например, «волшебных линеечек»); соотносить свою оценку с оценкой учителя; уметь обнаруживать совпадение, сходство и различие результата своих действий с образцом; уметь пользоваться «доской достижений», где учащимся фиксируются, предъявляются авторские (детские) вопросы, открытия, достижения и т.п. с обязательным указанием автора и времени выполнения работы.

В области контроля и оценки своих действий ученики должны: уметь оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью принятых в классе способов (например, «волшебных линеечек»); соотносить свою оценку с оценкой учителя; уметь обнаруживать совпадение, сходство и различие результата своих действий с образцом; уметь пользоваться «доской достижений», где учащимся фиксируются, предъявляются авторские (детские) вопросы, открытия, достижения и т.п. с обязательным указанием автора и времени выполнения работы.

Перспективные направления 1. Анкетирование учащихся и родителей 2.Тестирование учащихся 3. Организация учебной деятельности на основе игровой

Перспективные направления

1. Анкетирование учащихся и родителей

2.Тестирование учащихся

3. Организация учебной деятельности на основе игровой

Практика показывает, что при правильной организации адаптационного периода школьной жизни, у большинства первоклассников процесс адаптации к школе завершается к началу второго полугодия первого класса. Только после полного завершения адаптации можно двигаться дальше.

Практика показывает, что при правильной организации адаптационного периода школьной жизни, у большинства первоклассников процесс адаптации к школе завершается к началу второго полугодия первого класса. Только после полного завершения адаптации можно двигаться дальше.

Цукерман Г.А. ,Поливанова Н.К.Введение в школьную жизнь // Библиотека развивающего обучения. - Томск., «Пеленг». -1996. 2.  Бугрименко Е. А. Поливанова К. Н. Венгер А. Л. Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов.//Методические разработки для школьного учителя. –Томск. «Пеленг» -1992
  • Цукерман Г.А. ,Поливанова Н.К.Введение в школьную жизнь // Библиотека развивающего обучения. - Томск., «Пеленг». -1996.

2. Бугрименко Е. А. Поливанова К. Н. Венгер А. Л. Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов.//Методические разработки для школьного учителя. –Томск. «Пеленг» -1992

Автор проекта Ракитина Елена Борисовна Учитель начальных классов МУ «Свапущенская о. ш.». С 1986 года работаю в сельской школе.

Автор проекта

Ракитина Елена Борисовна

Учитель начальных классов

МУ «Свапущенская о. ш.».

С 1986 года работаю в

сельской школе.