Организация детского чтения в основной школе
Об итогах социологического исследования
«Книга в жизни детей и подростков»
В анкетировании приняли участие
1713 учащихся разных возрастных групп из 54 учреждений Ярославской области.
Анкета для учащихся 5-8 классов
- Считаешь ли ты книгу хорошим подарком для своего друга (подруги)?
- Посещаешь ли ты библиотеку (школьную, городскую)?
- Что предпочитаешь читать в свободное время: периодические издания (газеты, журналы), научно-популярную литературу, художественную литературу?
- Кто помогает тебе выбрать книгу для свободного чтения?
- Есть ли у тебя любимые произведения литературы? Назови их
- Укажи книгу, которую ты прочитал(а) по своему выбору в течение последнего месяца
- Предложи произведения (не по школьной программе) , которые ты хотел(а) бы обсудить в классе на уроках литературы
Приняли участие в анкетировании 1713 учащихся из 54 учреждений Ярославской области. Любите ли вы читать?
ДА
Начальная школа
НЕТ
(575)
512
Средняя школа
(678)
492
63
Старшая школа
186
(460)
346
114
Кто помогает тебе выбрать книгу для свободного чтения?
учитель
Начальная школа
родители
Средняя школа
61
друзья
75
217
Старшая школа
27
57
выбираю сам
102
67
21
270
434
45
337
Предложи произведения, которые ты хотел(а) бы обсудить в классе на уроках литературы
- А. Толстой. Князь Серебряный.
- Г. Белых, А.Пантелеев. Республика Шкид.
- А. Толстой. Гиперболоид инженера Гарина.
- А. Гайдар. Тимур и его команда.
- А. Беляев. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля.
- Б. Васильев. А зори здесь тихие.
- Г. Щербакова. Вам и не снилось.
- П. Санаев. Похороните меня за плинтусом.
- Ж. Верн. Дети капитана Гранта. Таинственный остров. Школа Робинзонов. 2000 лье под водой.
- Л. Стивенсон. Остров сокровищ.
- Софи де Сегюр. Примерные девочки.
- А. Конан Дойл. Приключение Шерлока Холмса.
- Ф. Купер. Зверобой. Последний из могикан.
- Э. Хэмингуэй. Старик и море.
- Ч. Айтматов. Белый пароход.
- Д. Джонс. Дом с характером.
- Г. Мюссо. Потому что я люблю тебя.
- Сьюзен Коллинз. Голодные игры.
Современная литература для подростков
Примерная программа по литературе
- Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:
- Н.Назаркин, А.Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, М.Аромштам, А.Петрова, С.Седов, С.Востоков , Э.Веркин, М.Аромштам, Н.Евдокимова, Н.Абгарян, М.Петросян, А.Жвалевский и Е.Пастернак, Ая Эн, Д.Вильке и др.
- (1-2 произведения по выбору в 5-8 классах)
Андрей Жвалевский Евгения Пастернак
Наринэ Абгарян
Ая Эн (Крестьева Ирина Борисовна)
Энн Файн (британская писательница)
Сергей Седов
«Геракл. 12 великих подвигов: как это и было на самом деле. Рассказ очевидца»
Давид Гроссман (израильский писатель)
Мария Парр (норвежская писательница)
Ульф Старк (шведский писатель)
Кадзуми Юмото (японская писательница)
Роб Буйе (американский писатель и педагог)
Марина Аромштам
Аника Тор (шведская писательница)
Дарья Вильке
Евгений Ельчин
Ольга Громова
Джон Бойн (ирландский писатель)
Где узнать о современной подростковой литературе?
- Автобус « Бампер » - книжная студия, магазин, клуб.
- «Папмамбук» – интернет-журнал о детской литературе.
- «Азбука» - издательство «Детская литература».
- «Детская литература» - издательство литературы для детей и юношества.
- «Самокат» - издательство детской и подростковой литературы.
- «Кукумбер» - иллюстрированный литературный журнал для детей.
Система работы по подготовке к разным видам сочинений в 5-11 классах
- Сочинения на литературные темы
(связаны с курсом литературы)
- Сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях и опыте учащихся
(с опорой на литературный материал)
- Система уроков по развитию речи должна быть дополнена уроками подготовки к итоговому сочинению и экзаменам по литературе
Темы сочинений. 5-7 классы
- Чему учат русские народные сказки? (На примере 1-3 сказок)
- Как ты понимаешь смысл высказывания А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? (На примере народной или литературной сказки)
- Какого человека можно назвать героем?
- Мы в ответе за тех, кого приручили (А.Экзюпери)
- Охранять природу – значит охранять Родину (М.Пришвин)
- Прелесть застенчивой русской природы (Н.Рыленков. Всё в тающей дымке: холмы, перелески)
- Какую роль играет природа в жизни человека?
- Можно ли прожить без книг?
- Кого можно назвать настоящим другом?
- Могут ли дружить взрослые и дети?
- Почему важно уметь договариваться?
- Правила, которые нельзя нарушать.
- Что помогает человеку взрослеть?
- Почему говорят: «Добрый человек добру и учит».
- Почему важно научиться понимать друг друга?
- Как ты понимаешь смысл высказывания «Береги платье снову, а честь смолоду»?
- Почему люди должны помогать друг другу?
- Может ли человек сам себя воспитать?
- Кого можно назвать мастером своего дела?
- Детство – счастливая пора?
- Война – это страшное испытание.
- «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.Друнина)
- Если бы у меня была волшебная палочка.
- Не привыкайте к чудесам, дивитесь им, дивитесь! (В.Шефнер. Миг)
Разделы программы И.Н.Сухих. 5 класс
- Мир человека и его изображения в фольклоре.
- Природа – мир, окружающий дом.
- Человек и животные в литературных произведениях.
- Тема защиты Родины в литературе
6 класс
- Герой и человек в фольклоре
- Человек в историческом времени.
- Человек в эпоху крепостного права
- Человек, цивилизация и природа .
- Человек в поисках счастья
- Человек в экстремальной ситуации
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!