Организация индивидуальной работы на уроке

Категория: Химия

Организация индивидуального обучения на уроке.

Главной  задачей современной школы является   раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Как же этого достичь?

Что должен сделать учитель, когда и как, чтобы желаемое стало действительным?

На современном этапе развития образования в нашей стране урок остается основной формой организации обучения школьников, а  значит,  и достигать поставленной цели нужно в первую очередь на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Организация индивидуальной работы на уроке»

Организация индивидуальной работы на уроке:

поиска, анализа и отбора информации.


Одной из задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика: воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Как же этого достичь?

Что должен сделать учитель, когда и как, чтобы желаемое стало действительным?

На современном этапе развития образования в нашей стране урок остается основной формой организации обучения школьников, а значит, и достигать поставленной цели нужно в первую очередь на уроке.

Из сказанного выше следует, что главная цель каждого урока - «…раскрытие способностей каждого ученика, воспитание таких личностных качеств, которые позволили бы будущему выпускнику быть конкурентоспособным и успешным в мире высоких технологий, в обществе в целом. Отсюда вытекают все остальные цели, задачи и основные элементы урока, а именно: 1) изучение нового материала, 2) закрепление пройденного, 3) контроль и оценка знаний учащихся, 4) домашнее задание, 5) обобщение и систематизация знаний.

Вопрос организации деятельности учащихся на уроке обсуждается педагогами многие десятилетия, и на каждом этапе развития общества акценты расставляются по-своему. Но на любом из них учителя стремятся как можно больше знаний передать своим ученикам, а теперь нужно не только передать знания, но и научить компетентно использовать их, раскрыть те способности, те задатки детей, которые подготовят школьника к жизни.

При организации урока учителю необходимо:

  • обдумать содержание излагаемого материала, методы и формы обучения, методы управления и контроля над учебной деятельностью, технические средства. Все это обеспечивает необходимые и достаточные условия для усвоения учащимися программного материала, формирования у них знаний, навыков, умений;

  • подобрать дидактические материалы, содержание которых поможет активизировать мыслительную деятельность учащихся при выполнении самостоятельных, практических, лабораторных и контрольных работ;

  • определить формы организации учебной деятельности учащихся, которые наиболее полно позволяют развивать интеллектуальные способности учащихся, формируют навыки как индивидуальной работы, так и взаимодействия школьников в группе, классном коллективе, то есть подготовят его к жизни в обществе, в «конкурентном мире».

Современное общество развивается в сторону информатизации не только всех областей знаний, но всех сторон жизни человека.

В Википедии дается следующее определение информационного общества:

«Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.»

То есть учитель и должен научить работать с информацией. И тем самым подготовить учащегося к жизни в «высокотехнологичном» мире.

Однако процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель не только правильно понимает, как нужно организовать, но и правильно организует деятельность учащихся (в нашем случае - на уроке).

В педагогической практике применяются — фронтальная, индивидуальная и групповая формы организации деятельности учащихся. Первая предполагает совместные действия всех учащихся под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — работу учащихся в парах или группах по 3 - 6 человек.

В литературе для учителей можно найти подробное описание каждой из форм деятельности.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Это может быть работа с учебником или другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями и т.д.). Решение или составление задач и примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов, эссе; проведение различных наблюдений, и т.д. , то есть самостоятельная работа с информацией (получение, обработка, передача…).

Много написано об организации для каждого школьника такой деятельности на уроке, которая помогала бы ребенку регулировать темп продвижения в учении в зависимости от его подготовки, умственных и физических способностей.

Казалось бы, все методы и педагогические технологии изучены, используются всеми учителями, почему же сегодня опять встает вопрос о необходимости изучения, разработки и активного внедрения в практику индивидуальной формы организации работы?

Это связано именно с теми целями, о которых было сказано выше.

Учитывая стоящие перед учителем цели и задачи по подготовке учащихся и опираясь на наши наблюдения и психологические исследования, мы (учитель химии Пономарева Т.Б. и педагог – психолог гимназии №24 им. И.А. Крылова Романова Т.В.) пришли к выводу, что одним из перспективных способов достижения результатов является организация работы учащихся с учебником, так как пока именно он остается основным источником информации для большинства учащихся на уроке.

В настоящее время используются не только обычные учебники, но и интерактивные, и их с каждым годом становиться все больше, но в данной статье хотелось бы остановиться на работе с нашим привычным, обычным учебником.

На наш взгляд, учебник - это универсальное средство для работы с информацией. Его можно использовать в любом этапе урока:

- для актуализации опорных знаний;

- изучения нового материала;

- закрепления изученного.

Работа с текстом учебника позволяет развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, представлять информацию в различных формах не только словесной, но и табличной, графической. Работая с учебником, учащиеся изучают так называемые «формальные» языки – языки наук, учатся их использовать.

Вот еще один аргумент в пользу использования учебника на уроке как одной из форм организации индивидуальной деятельности учащихся.

Часто учителя жалуются, что не могут удержать внимание учащихся в течение всего урока или на то, что тратят много времени на активизацию мыслительной деятельности учащихся, на быструю утомляемость учащихся и отсутствия внимания в конце урока, особенно если это последний урок по расписанию. Каждый учитель находит свои способы решения этих проблем: разнообразит формы проведения уроков, методы организации деятельности учащихся в течение урока и т.д.

Нас же заинтересовал вопросы: а можно ли предвидеть, как поведут себя учащиеся на уроке? От каких факторов это зависит?

Многие из нас, учителей-предметников, сталкивались с тем, что вынуждены поинтересоваться у учеников, после какого урока они пришли к нему на занятие, чтобы выяснить причину их рассеянности или, наоборот, возбужденности.

Я стала наблюдать и поняла, что поведение и внимание учащихся часто зависит от того, какое занятие было перед моим уроком.

Но это только наблюдения, я могу ошибаться. Поэтому вместе с психологом нашей гимназии Романовой Татьяной Владимировной мы провели психологическое тестирование учащихся 9-х классов.

Цель исследования была: определение зависимости эффективности освоения материала, то есть получения и обработки информации, от организации индивидуальной работы учащихся на уроке.

Задачи:

- исследование эмоционального состояния учащегося после уроков разной направленности;

- организация индивидуальной работы учащихся с учебником в соответствии с расположенностью ученика к активной деятельности на уроке.

Для этого мы использовали «Метод цветовых подборов» Макса Люшера в интерпретации Собчик Л.Н.

Детям была предложена инструкция: выбрать из предложенных карточек ту, цвет которой наиболее приятен им в настоящий момент.

Результаты показаны на графиках.

лит-ра

история

алгебра

физ-ра

Эмоциональное состояние


Зеленые

6

4

5

3

готовность отвечать


Оранжевый

0

0

1

1

готовность к работе


Синие

5

2

5

2

стремление к душевному общению


Желтые

2

3

1

2

Не хочу проблем, но могу слушать


Черные

2

3

1

4

не хочу работать


Серые

2

2

3

4

замкнутость, не хочу общаться


Коричневый

0

0

0

0

не хочу работать , хочу на диван








































лит-ра

история

алгебра

физ-ра

Эмоциональное состояние



Зеленые

4

2

4

1

готовность отвечать



Оранжевый

3

2

0

2

готовность к работе



Синие

7

0

6

3

стремление к душевному общению



Желтые

1

0

0

4

Не хочу проблем, но могу слушать



Черные

1

0

3

4

не хочу работать



Серые

4

0

7

5

замкнутость, не хочу общаться



Коричневый

0

0

0

1

не хочу работать , хочу на диван












































В результате исследования было установлено, что класс после каждого урока фактически разбит по эмоциональному состоянию на несколько групп:

  1. Группа учащихся, расположенных к активному взаимодействию(цвет оранжевый и зеленый), то есть им нужны задания, где они могут проявить вербальную активность;

  2. Группа учащихся, расположенных к восприятию информации, но без обратной связи (это дети, выбравшие синий и желтый цвет), для таких детей нужны задания с текстом учебника в группах;

  3. Группа учащихся, расположенные к комфортности (цвета черный, серый, коричневый), таким учащимся лучше предлагать работу по составлению конспекта параграфа, составлению графиков, диаграмм.

Радует тот факт, что карточку с коричневым цветом (не хочу работать, хочу на диван) выбрал только один ученик.

Из проведенных исследований можно сделать вывод о том, что если предыдущий урок был сложный или учитель, проводивший его очень требовательный, то учащиеся на этом уроке устали, и желания к активным действиям на следующем уроке у них отсутствуют. Ребята хотят, чтобы их не беспокоили. Они не готовы к диалогу с учителем. Опрос, в какой бы форме он ни проводился, для учеников - пытка; объяснение нового материала они будут слушать, но не будут слышать. И именно работа с учебником может спасти положение.

Организация индивидуальной работы учащихся с информацией, содержащейся в тексте учебника, с учетом наших исследований позволяет каждому ученику освоить материал, а учителю контролировать уровень освоения материла. Проведенная на следующем уроке проверочная работа, показала, что на базовом уровне материал был усвоен всеми учащимися. Наши исследования до конца не закончены, мы только начали эту работу, но нам она, кажется, перспективной.

Работа с учебником – это универсальное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и в том случае, если они пришли после урока физической культуры.

Они успокаиваются, работают в своем темпе, переключаются на работу с информацией, причем в зависимости от содержания можно предложить несколько вариантов работы:

  1. Можно предложить составить конспект, затем обсудить результаты;

  2. Предложить прочитать материал и составить вопросы или упражнения к материалу;

  3. Оформить материал учебника в виде таблицы;

  4. Записать содержание учебника своими словами;

  5. Привести свои примеры к изложенному материалу

  6. Изучить дополнительные материалы по изучаемой теме, имеющиеся в учебнике;

  7. Ответить на вопросы учебника и выполнить упражнения учебника;

  8. Если в учебнике автором выделены ключевые слова и словосочетания из материала параграфа, то можно предложить учащимся составить связный ответ, опираясь на эти данные;

  9. Можно предложить составить кроссворд или наоборот, разгадать кроссворд, используя материал учебника;

  10. Можно предложить выписать основные термины, использованные в тексте учебника, и подобрать к ним другие, используемые в научной литературе: например: оксид серы (IV) , сернистый газ, сернистый ангидрид; оксид углерода (IV), углекислый газ, ангидрид угольной кислоты, двуокись углерода и т. д.

Каждый учитель наверняка может предложить свои задания с текстом учебника.

Но главное условие организации работы с учебником - это то, что задание должно быть заранее подготовлено, обдуман контроль выполнения задания, а также дальнейшее использование результатов работы.

Нужно, чтобы учащиеся увидели смысл выполняемой ими работы, иначе в следующий раз они отнесутся к работе с учебником без должного внимания, и время урока будет потрачено зря.

Другими словами, должна соблюдаться цепочка: получение информации - обработка информации - передача информации, то есть ученик должен получить информацию, её обработать ( проанализировать имеющийся материал, выделить главное, скопировать необходимый материал, обобщить изученный материал, изменить форму или структуру информации и т.д. ) и передать учителю.

Правила, которые при этом нужно соблюдать:

  • Работа с текстом учебника не должна занимать более половины времени урока, иначе однотипность работы вызовет усталость учащихся и потерю интереса;

  • Если урок проводится в сильном классе, то следует подбирать задания проблемного характера, чтобы ученик при выполнении работы не просто читал текст, а должен был его глубоко проанализировать;

  • Если параграф содержит большой объем информации, то лучше предложить составить не конспект, а развернутый план ответа;

  • Если в тексте много однотипной информации, можно предложить учащимся представить информацию в виде таблицы;

  • Если информация содержит много статистических данных, то её лучше представить в виде графиков или диаграмм;

  • Учащимся, которые с трудом формулируют ответ, учитель должен заранее приготовить вопросы, помогающие ученику сформулировать ответ по теме параграфа;

  • Нельзя ученикам с разным уровнем подготовки давать одинаковые задания по работе с учебником;

  • Если в содержании параграфа много формул, уравнений,

то лучше дать задание учащимся привести свои аналогичные примеры или выполнить задания с использованием этих формул и уравнений;

  • Если в тексте содержится много новых терминов, то можно предложить составить словарь терминов и записать предложения с их использованием;

  • Если параграф очень большой по содержанию, то можно предложить учащимся разделить информацию на уже известную им и новую для них, ранее не изученную и т.д.

Ещё одна причина, по которой нужно проводить работу с учебником – это то, что преобразование информации из одной формы в другую необходимо человеку для того, чтобы он мог хранить и обрабатывать информацию в удобной для него форме, на понятном для него языке.

Следовательно, читая конспект или ответы на вопросы, проверяя знание самостоятельно изученных терминов и т д., учитель может понять, как мыслит ученик, какой материал он не понял, что требует дополнительного объяснения.

Поэтому основное правило: работа, выполненная учеником, должна быть не только проверена, но и проанализирована, по возможности, оценена.

Как бы ни была работа с учебником интересно построена, какой бы объем информации ни содержался в тексте, нужно помнить, что любая деятельность должна быть объективно необходимой, а это значит, что не всегда можно использовать данную форму работы.

Её не следует использовать:

  • Если учитель чувствует, что ученики активны, готовы к решению

сложных задач, к поиску ответов на проблемные вопросы;

  • Если Вы знаете, что учитель, который ведет урок перед вами, часто использует данную форму работы;

  • Если вы знаете, что техника чтения у большинства учащихся не достаточно отработана, и время, отведенное на изучение материала, уйдет на его прочтение;

  • Если класс слабый, то вряд ли ученики смогут сами проанализировать предложенный к изучению материал.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с учебником как одна из форм организации индивидуальной работы учащихся по работе с информацией и сегодня имеет большое значение, но требует от учителя большой подготовки по её организации.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей