Организация
инновационной деятельности
в условиях перехода на ФГОС
Заместитель директора
МОУ «Малореченская школа»
города Алушты
Перелыгина Е.А.
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
нововведение в педагогическую деятельность
изменение в содержании и технологии обучения
что такое инновационная деятельность?
повышение их эффективности
изменение в содержании и технологии воспитания
первый этап - это переход от плана – конспекта урока к технологической карте
второй этап– это организация самого урока
этапы
инновационного
процесса
ч етвёртый этап - новые требования к системе оценки достижений планируемых результатов
Третий этап – это организация внеурочной деятельности
Технологическая карта
Технологическая карта – это системная рекомендация как для учителя, так и для обучающегося. В ней спланирована деятельность обоих, направленная на достижение знаний и формирование творческого мышления. Она помогает реализации главной цели современного образования – научить обучающегося учиться.
Сущность педагогической деятельности - использование инновационной технологии работы с информацией, описание заданий для ученика по усвоению темы, оформление предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Организация самого урока
Урок строится по совершенно иной схеме.
Упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Как это сделать? На мой взгляд, эффективно организовать образовательное пространство урока. Для этого важно:
- систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие на уроке (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);
- использовать разнообразные методы, приемы и технологии обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.
Организация внеурочной деятельности
Реализуется через кружковую деятельность во внеурочное время во второй половине дня.
Система оценки достижений планируемых результатов .
Вместо воспроизведения знаний мы должны оценивать разные направления деятельности ученика.
Помимо привычных предметных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).
Методом оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, это одна из требуемых составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – одно из важнейших качеств педагога
Создание условий для реализации программы максимум по сопровождению педагога в условиях инноваций напрямую связано и с информальным образованием как индивидуальной познавательной деятельностью. В качестве условий для реализации информального образования выделяется:
ведения блогов, электронных портфолио педагогами образовательных учреждений по проблемам введения ФГОС;
участия в социальных опросах, анкетировании по проблемам введения ФГОС;
деятельности по обмену материалами с применением технологии электронного портфолио в среде Wiki.
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Г.К. Селевко
К современным образовательным технологиям относят:
- Технология проектно-исследовательской деятельности;
- Технологию дистанционного обучения;
- Технология развивающего обучения;
- Технология проблемного обучения;
- Технология системы инновационной оценки «портфолио»;
- Технология разноуровневого обучения;
- Технология модерации;
- Технология профессионально-ориентированного обучения (кейс-метод)
- Технология интеллект-карт;
- Информационно-коммуникационные технологии (IT - технологии);
- Технологию решения изобретательских задач;
- Технология обучения в сотрудничестве;
- Технологию использования в обучении игровых методов;
- Технологию развития критического мышления;
- Технология АМО (активных методов обучения);
- Здоровьесберегающие технологии.
Технология дистанционного обучения
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Характерные черты дистанционного образования:
- гибкость;
- модульность;
- новая роль преподавателя;
- специализированный контроль качества образования;
- использование специализированных технологий и средств обучения.
Технология развивающего обучения
- учитывает и использует закономерности развития,
- приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;
- опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;
- расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;
- направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности;
- система развивающего обучения Л.В. Занкова,
- технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,
- системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов),
- личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
Технология проблемного обучения
«Проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории…».
И.Я. Лернер.
Цель : научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Задачи:
1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Система инновационной оценки «портфолио»
Портфолио – технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности.
Портфолио – технология планирования профессиональной карьеры
Типы портфолио:
- достижений, тематический;
- презентационный, комплексный.
Новые формы портфолио:
- Электронный портфолио ;
- Паспорт компетенций и квалификации;
- Европейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы).
Технология разноуровневого обучения
Данная технология считается продуктивной в системе образования, потому что повышается:
- активность,
- работоспособность,
- мотивация к изучению;
- улучшается качество знаний.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
- психолого-педагогическая диагностика учащегося;
- сетевое планирование;
- разноуровневый дидактический материал.
Технология решения изобретательских задач
ТРИЗ — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.
Основные функции ТРИЗ :
- решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;
- прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых);
- развитие качеств творческой личности.
Реализация ТРИЗ через:
Метод проб и ошибок Мозговой штурм
Метод синектики Морфологический анализ
Метод фокальных объектов Метод контрольных вопросов
Здоровьесберегающие технологии
Создание
здоровье-
сберегающей
инфраструктуры
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
Формирование
культуры
здорового и
безопасного
образа жизни
Реализация модульных образовательных программ
Рациональная организация учебной и внеучебной жизни учащихся
Просветительская работа с родителями
Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать - необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.
М. Горький