Организация коррекционно-образовательной деятельности на дошкольном логопедическом пункте в условиях ФГОС
Учитель – логопед: Червякова Наталья Алексеевна
07.02.2016
г. Мурманск
Методические пособия – старые и новые о работе логопункта
- Москва – 2005г., издательство «АСТРЕЛЬ»
- Дошкольная логопедическая служба. Под редакцией
О.А. Степановой
- Творческий центр «Сфера»
- Москва – 2006г.
Методические пособия – старые и новые о работе логопункта
В.О.ЙОЩЕНКО
Руководство по организации работы логопеда в ДОУ . Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ
Издательство АРКТИ
Москва, 2008
Иванова Ю.В.
Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы.
М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Последняя литература
Кретова М.А.
Речевое развитие детей
5 – 7 лет в логопункте.
Москва, ТЦ Сфера, 2014г.
Вышла новая книга, очень нужная логопедам, работающим на логопунктах ДОО.
- Т.А. Волкова
- Сборник документации логопедического пункта ДОО
- СПб.: ООО издательство «Детство – Пресс», 2017г.
В печати
Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учителя-логопеда в ДОУ
Инструкции
- Должностная инструкция учителя-логопеда
- По охране труда
- Использование технических средств
- Использование дезинфицирующих средств
- И т.д.
Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учителя-логопеда в ДОУ
- Конвенция о правах ребенка
(Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеей ООН 05.12.1989).
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
(Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. N 12 от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) - последняя редакция, действующая редакция).
Законы и письма
- ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Контрольный текст 21 июля 2014 г.)
- О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07)
- ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ от 16.01.2002 №03-51-5 ИН/23-03 (Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях).
СанПиН
- Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам д ля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ».
ФГОС ДО
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6241
Письма
Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6
О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 N 03-132 О Методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста
Основной документ
Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения
(Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2. Вестник образования, 2001 №2)
Федеральные документы
Об утверждении Примерного положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р И К А З от 07.06.2012 № 1443 Мурманск
Об утверждении Положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в муниципальном образовательном учреждении города Мурманска, реализующем образовательную программу дошкольного образования АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРИКАЗ № 1417 от 26.11.2013
В ДОУ
Положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в ДОУ (смотреть пример в книге Т.А. Волковой)
Приказ об организации работы логопункта по ДОУ со списком детей
Соглашение о сотрудничестве между родителем и логопунктом (Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта
Заявление о зачисление на логопункт (смотри кн. Ивоновой)
Отказ от места в логопедической группе
Заведующей МБДОУ № …
От Ивановой М. П.
Заявление.
Я, ФИО, отказываюсь от места в логопедической группе, моего ребёнка ФИО, посещающего … старшую группу. Всю ответственность о не переходе в группу оставляю за собой…..
Использование ИТС
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Я, учитель-логопед МБДОУ № … (ФИО), в своей работе использую технические средства (фотоаппарат, компьютер, видеокамеру). Для более качественного анализа проделанной работы представляю данный материал в печать различных педагогических издательств, а также выступаю на методических объединениях и конференциях.
Мы (нижеподписавшиеся) даём своё согласие на работу с нашими детьми с использованием технических средств.
Согласие на использование технических средств
ФИО ребёнка
ФИО родителя
Иванова Екатерина Петровна
Иванова Ольга Алексеевна
Число
…… ..
Роспись родителей
01.10.2012
СоглаШЕНия
Согласие на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение (такой пункт включён в договор между родителями и ДОУ)
Согласие родителей на написание логопедической, психологической, педагогической характеристик.
Согласие
Соглашение
между МБДОУ № … (в лице руководителя образовательного учреждения)
и родителями (законными представителями) воспитанника образовательного учреждения.
ФИО родителя ____________________________________________________
Даю согласие - не согласие (нужное подчеркнуть) - на написание логопедической, психологической и педагогической характеристик, моего ребёнка (ФИО, дата рождения):_____________________________________
Для предоставления документов на ТПМПК (Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия), с целью оформления в логопедический пункт и (или) группу с нарушениями речи.
Дата: Подпись _______________ родителя (законного представителя)
Комплектование
НАПРАВЛЕНИЕ
В городскую поликлинику №________________________________
Направляется _____________________________________________
Дата рождения ___________________________________________
Домашний адрес _________________________________________
На обследование специалистами:
Отоларинголог ___________________________________________
Детский психиатр _________________________________________
Педиатр (выписка из истории раннего развития)_______________
Обследование проводится с целью оформления ребёнка в логопедический пункт.
печать МБДОУ _____________/ФИО учитель-логопед/
_____________/ФИО заведующего/
Выписка из истории раннего развития
Фамилия, имя ребенка, дата рождения __________________________
Домашний адрес _____________________________________________
Вес при рождении, длина ______________________________________
Оценка по шкале АПГАР _______ Крик ___________________________
Были ли явления асфиксии _____________________________________
Родился от _____ беременности, роды ___________________________
Течение беременности _________________________________________
Период адаптации _____________________________________________
Наблюдался у невропатолога ____________________________________
Состоит на учёте _______________________________________________
Снят(а) с учёта _________________________________________________
Гуление _______ Лепет ______ Первые слова _____________________
Первая фраза ___________________________________________________
Болезни до 1 года ________________________________________________
Болезни после года _______________________________________________
Педиатр:
Печать участкового врача и поликлиники.
1. Логопедическая характеристика
2. Педагогическая характеристика
Направление к невропатологу
Фамилия, имя ребёнка: Возраст:
Логопедическое заключение:
1. Нарушения звукопроизношения:
(отсутствие звуков, искажение звуков, замена звуков, смешение звуков)
2. Неврологическая симптоматика:
Повышенная саливация:
Тонус мышц языка:
Наличие синкенезий:
Наличие гиперкинезов:
Учитель-логопед:
Заключение невропатолога:
Рекомендации невропатолога:
Дата обследования:
Дата следующей явки:
Врач:
Список детей посещающих логопедический пункт в 20…-20…году
№ п/п
1
Фамилия, имя ребёнка
2
Дата рождения
Иванов Петя
Логопедическое заключение
12.07.07
№ протокола ТПМПК, дата
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи с дизарт. комп.
№ 36 от 11.10.12
Журнал регистрации, обратившихся за логопедической помощью
№
п/п
Ф. И. ребёнка
Дата рождения
Организованный или нет
Заключение
Примечание (какая оказана помощь)
Журнал учёта движения детей, принятых на логопедические занятия
№ п/п
Ф. И. ребёнка
Заключе-ние
Дата поступле-ния
Дата выпуска
Заклю-чение
Приме-чание
Журнал регистрации посещения КОД
фИ ребёнка
Месяц, дата
10
Иванов П.
+
Петров Д.
Тема НОД
+
Мир звуков
Тетрадь – пронумерована и прошнурована
(например: 48 листов, подпись и печать заведующей)
Экран звукопроизношения
№ п/п
1
Ф.И. ребёнка
С С ,
2
Иванов П.
З
Ц
З ,
Ш
Ж
Ч
Щ
Р
Л Л ,
Р ,
Примечание
Расписание индивидуальной коррекционной деятельности
№ п/п
Фамилия, имя ребёнка
1.
Понедельник
Иванов Петя
2.
Вторник
Петрова Даша
3.
*
Среда
Смирнов Вова
Четверг
*
*
*
Пятница
*
*
*
Расписание КОД
время
понедельник
9.00 – 9.30
IV
вторник
9.35 – 10.05
II
I
10.10 - 11.05
среда
Индивидуальная и в микро-группах деятельность
11.10 – 11.40
III
четверг
пятница
I
11.40 – 13.00
Работа с документацией
Индивидуальная и в микро-группах деятельность
Индивидуальная и в микро-группах деятельность
14.00 – 15.00
III
II
Работа с документацией
Консультации для воспитателей, работа с документацией.
Индивидуальная и в микро-группах деятельность
IV
15.00 – 17.00
Индивидуальная и в микро-группах деятельность
Индивидуальная и в микро-группах деятельность
Индивидуальная и в микро-группах деятельность
17.00 – 18.00
Работа с документацией
Консультации для родителей
Работа с документацией
Индивидуальная и в микро-группах деятельность
Индивидуальная и в микро-группах деятельность
Планирование
Годовой план работы
План работы с родителями
Перспективно-тематическое планирование (комплексно-тематическое)
Календарное планирование
Индивидуальный план КОД
Речевые карты
Отчёты – диагностический и статистический
Примерная образовательная программа ДОУ
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
Протокол №2/15 от 20 мая 2015.
Решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию
Планирование
Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя пространство для гибкого планирования деятельности, исходя из особенностей реализуемой программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников…
Календарное планирование
дата
Тема КОД
Задачи
Осень.
Дидактические игры и упражнения
Звук и буква А
Здоровье сберегающие игры и упражнения
ИНДИВИДУАЛЬнАЯ коррекционная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ф.И ребёнка
Понедельник
Иванова Даша
(р, рь, л)
Артик. Гим. К – 1,
Вторник
Петров
Самомас.
Среда
Вася
Рвотный рефл.
Пост. – р -…
Четверг
(ш, ж, р,…)
Автомат. – ш -, к – 5 (или кн. Смирновой, стр. 25…), постан. – р
Пятница
Рабочая программа – разрабатывается на основе
1. Общеобразовательной программы ДОУ
2. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013;
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной— СПб., 2014;
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение,2008;
5. Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2013;
6. Летуновская Т.А., Сеничкина В.В. Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте //Дошкольная педагогика. – М., 2011. - №12;
http://www.deti-club.ru/rabochaya-programma-uchitelya..
Титульный лист
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мурманска детский сад общеразвивающего вида № ….
Утверждаю _____________
Заведующая МБДОУ №
ФИО
Рабочая программа по коррекции ……….
Срок реализации ………..
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № от 201…г.
Составитель:…………..
Разделы программы по ФГОС ДО
- Целевой
- Содержательный
- Организационный
(в каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка – раскрывает: Цель программы Задачи реализации программы Принципы, подходы, методы…. Характеристики особенностей развития детей
- Целевые ориентиры (планируемые результаты коррекционно-образовательной деятельности – из ФГОС)
2. Содержательный раздел
Включает:
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в 5 образовательных областях
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Представлены:
Образовательная область «речевое развитие» и взаимодействие содержания с другими образовательными областями
Взаимодействие со специалистами и педагогами ДОУ
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Особенности организации коррекционно-образовательной деятельности
Иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов
Особенности организации КОД
СанПиН 2.4.1.3049-13
Региональный компонент
Планирование КОД (количество занятий, часов, минут…)
Формы организации КОД (подгр., инд., …)
Основной формой работы является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Вся коррекционно-развивающая деятельность носит игровой характер.
Иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов
Перспективное планирование ( + целевые ориентиры)
Перспективно-тематическое планирование (согласование лексических тем коррекционного планирования с комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательной деятельности
3. Организационный раздел
График работы учителя-логопеда
Расписание КОД
Планирование индивидуальной деятельности
Календарное комплексно-тематическое планирование
Информационно-методическое обеспечение (методические пособия и дидактические материалы)
Паспорт кабинета
Рабочее время логопеда!
Федеральный закон об образовании от 29.12.12 №273-ФЗ, Глава 5, ст.47., часть 6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника. Т.е. в учреждении устанавливается соотношение непосредственной деятельности с детьми и другой деятельностью...Это может быть соотношение 75:25 или иное, но не 100% работы с детьми.. Обязательна другая часть педагогической деятельность....Работа МЕТОДИЧЕСКАЯ/ОРГАНИЗАЦИОННАЯ/ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ....это тоже педагогическая работа.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" http://base.garant.ru/70878632 / . Здесь нас интересует пункт :
2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: учителям-дефектологам; учителям-логопедам. В примечании 1 идет повтор информации из закона об образовании: 1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Вывод: у нас 20часовая рабочая неделя, и она не 100% состоит из работы с детьми.
Спасибо за внимание!