ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Е.В. Салитова
ГБПОУ «СПК»
г. Сызрань, Самарская область, Россия
МК 37 – 47
Наукой надо начинать заниматься
не в 30 - 40 лет,
а когда тебе пятнадцать…"
Современные темпы, динамика научно-технического прогресса придают новое содержание целям и задачам среднего специального образования в подготовке специалиста — творчески мыслящей личности, не просто грамотного и знающего специалиста
Острота и актуальность проблем, решаемых студенчеством, неоспорима. Участие в борьбе за ускорение темпов научно-технического прогресса, научную организацию труда, внедрение передового опыта важнейшее дело студенчества.
Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.
Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов -знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства. Техническое же творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека - техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве. Поэтому было бы большим упрощением видеть в проектировании простую материализацию научных открытий. Под влиянием современной НТР традиционное изобретательство претерпело глубокие изменения. Оно стало наукоемкой сферой производства, на смену эмпирическому поиску индивида пришла коллективная проектно-конструкторская деятельность, основанная на применении компьютерной техники, систем САПР. Чтобы наука действительно стала непосредственной производительной силой, необходимо добиться более тесной координации научного исследования и инженерного проектирования, ориентации науки на практически значимые исследования и ориентации инженерии на оперативную реализацию научных открытий.
В последние годы сделано много грубых ошибок в отношении к изобретательству и рационализаторству. Практически на всех предприятиях отсутствуют патентные службы и отделы рационализаторства, а идейные работники не знают места, куда можно обратиться со своими рацпредложениями. В учебных заведениях дело обстоит не лучше. вся система образования в технических учебных заведениях стандартизирована. У студентов не развивают творческое мышление. Местные власти не хотят обращать внимание на проблемы и предложения изобретателей, и создание творческих интеллектуальных продуктов практически сведено на нет.
В нашем учебном заведении организация технического творчества – это большой труд преподавателей, всего коллектива; им занимаются не отдельные преподаватели, а все предметные комиссии в целом. Выполняются, в основном, модели, которые могут быть использоваться в образовательном процессе. Профессиональную подготовку к работе над созданием сложных макетов и действующих моделей многие студенты получают в кружках по общеобразовательным предметам: математике, физике, инженерной графике и др. Из общеобразовательных кружков студенты - первокурсники переходят в научно – студенческое общество, одним из направлений работы которого является техническое творчество студентов. В деятельности НСО, как правило, сочетается изучение теоретических вопросов (доклады, диспуты, конференции, олимпиады) с практической работой по моделированию, оформлению кабинетов и лабораторий. Содержание технического творчества на старших курсах зависит от специальности, направления творческих поисков той или другой предметной комиссии.
Во многих случаях изготовление действующей установки требует работы целой группы студентов. Коллективное творчество дает очень хорошие результаты. Модели и приборы, выполненные группой студентов, отличаются высоким качеством исполнения и интересны по содержанию. Техническим творчеством студенты техникума занимаются во время прохождения практики, при курсовом проектировании и при подготовке и обсуждении рефератов по различным учебным вопросам. Все это способствует созданию у студентов творческой инициативы, формирует необходимые будущему специалисту навыки в работе. В результате хорошо поставленной работы в НСО, работы студентов техникума занимали призовые места в различных городских, областных и региональных смотрах – конкурсах:
В техникуме действует выставка технического творчества. При проведении “Дня открытых дверей” абитуриенты знакомятся с этой выставкой.
С целью поощрения и дальнейшей активизации научно - технической студенческой работы существует система поощрения, в настоящее время вводится «Билет отличника».В результате длительной кропотливой работы удалось объединить усилия многих преподавателей по привлечению студентов к созданию лабораторного оборудования для кабинетов физики, электротехники, устройство автомобилей, пожарной техники и др. Особое место занимает работа студенческой видеостудии, которая занимается созданием и восстановлением учебных видеофильмов.
Работа в НСО ориентирована на конечный перспективы развития научно-технического творчества. Хотелось бы верить, что всестороннее изучение высказанных проблем и последующие эффективные действия приведут к активизации технического новаторства. Поэтому приглашаю к диалогу всех, кого волнует данная тема, кто хотел бы не на словах, а на деле реанимировать творческую научно-техническую деятельность, как в нашем регионе, так и в стране.