Первая младшая группа, ранний возраст (2 – 3 года) |
Цель, задача | Направления деятельности | Формы работы | Целевые ориентиры |
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста. Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста. | Развитие всех компонентов устной речи | -ребенок включен в общение; -ребенок может обращаться с вопросами и просьбами; - ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам; - ребенок сопровождает речью игровые движения; - ребенок слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения. |
Формирование словаря: - существительные, обозначающие названия игрушек; - глаголы, обозначающие трудовые действия; -прилагательные, обозначающие цвет, величину, вкус, температуру предметов. Звуковая культура речи: - изолированные гласные и согласные звуки; -артикуляция и голосовой аппарат; - речевое дыхание, высота и сила голоса. Грамматический строй речи: - грамматическая структура речи; - согласование существительных и местоимений с глаголами; - вопросительные слова. | - рассматривание; - ситуативное общение; - игровая ситуация; - дидактическая игра; - беседа; - интегративная деятельность; - хороводные игры с пением; - чтение; - обсуждение; - рассказ; - игра; - обсуждение. |
Чтение художественной литературы |
Формирование интереса и потребности в чтении: - чтение художественных и познавательных книг; - рассматривание рисунков в книгах; -договаривание слов, фраз при чтении. | -чтение; - рассматривание; - сопровождение произведений игровыми действиями; - игра; -беседа. |
Взаимодействие с семьями воспитанников | Информирование родителей о содержании деятельности ДОУ по развитию речи, их достижениях и интересах: Чему мы научимся (Чему научились), Наши достижения, Речевые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ, «Гостиная для родителей». Цели: Выявление психолого-педагогических затруднений в семье, Преодоление сложившихся стереотипов, Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах коммуникативного развития дошкольников. Пропаганда культуры речи в семье и при общении с ребенком. Создание в группе тематических выставок при участии родителей с целью расширения кругозора и обогащения словаря дошкольников. |
Вторая младшая группа, дошкольный возраст (3 – 4 года) |
Цель, задача | Направления деятельности | Формы работы | Целевые ориентиры |
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей 3 – 4 лет. Задача: обеспечить психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей 3 - 4 лет. | Развитие всех компонентов устной речи: - различать и называть существенные детали и части предметов, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства; - понимать обобщающие слова; - называть части суток; - называть домашних животных и их детенышей. Звуковая культура речи: - внятно произносить гласные и некоторые согласные (по программе); -слова и короткие фразы, естественные интонации. Грамматический строй речи: - согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже; - употреблять существительные с предлогами; - имена существительные в единственном и множительном числе. Связная речь: - диалогическая форма речи; - диалог с педагогом, ответы на вопросы; - инициативная речь; - речь и предметы ближайшего окружения. Чтение художественной литературы. Формирование интереса и потребности в чтении: - сказки, рассказы, стихи, сопереживание героям произведений; - инсценирование и драматизация вместе с воспитателем отрывков из сказок; - рассматривание иллюстраций к сказкам. | - рассматривание; - ситуативное общение; - игровая ситуация; - дидактическая игра; - беседа; - интегративная деятельность; -хороводные игры с пением; - чтение; - обсуждение; - рассказ; - игра; - обсуждение; - драматизация и инсценирование; - разучивание потешек и скороговорок. | - ребенок включен в общение; - ребенок может обращаться с вопросами и просьбами; - ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам; - ребенок сопровождает речью игровые движения; - ребенок слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения; - ребенок владеет диалогической речью; - ребенок понимает на слух тексты сказок и стихов. |
Взаимодействие с семьями воспитанников | 1. Информирование родителей о содержании деятельности ДОУ по развитию речи, их достижениях и интересах: Чему мы научимся (Чему научились), Наши достижения, Речевые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ, 2. «Гостиная для родителей». Цели: Выявление психолого-педагогических затруднений в семье, Преодоление сложившихся стереотипов, Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах коммуникативного развития дошкольников. Пропаганда культуры речи в семье и при общении с ребенком. 3. Собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения речевого развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребёнка и жёсткой установки на результат. 4. Открытые мероприятия с детьми для родителей. 5. Создание в группе тематических выставок при участии родителей с целью расширения кругозора и обогащения словаря дошкольников. |
Средняя группа, дошкольный возраст (4- 5 лет) |
Цель, задача | Направления деятельности | Формы работы | Целевые ориентиры |
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей 4 – 5 лет. Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей 4 – 5 лет. | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - обсуждение информации о предметах, явлениях, событиях; - выражение своей точки зрения, обсуждение со сверстниками различных ситуаций. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: - активизация словаря; - использование в речи прилагательных, глаголов, наречий, предлогов; - глаголы, обозначающие трудовые действия; - местоположения предметов: слева, справа, рядом, около; - существительные с обобщающим значением (мебель, овощи). Звуковая культура речи: - произношение гласных и согласных звуков; - произношение шипящих и свистящих звуков; - интонационная выразительность речи. Грамматический строй речи: - предлоги в речи; - форма множественного числа существительных; - формы повелительного наклонения; - сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Связная речь: - совершенствование диалогической речи; - описание предметов картин; - пересказ. Чтение художественной литературы Формирование интереса и потребности в чтении: - формирование интереса к книге; - развитие литературной речи; - словесное искусство. | - рассматривание; - ситуативное общение; - игровая ситуация; - дидактическая игра; - беседа; - интегративная деятельность; -хороводные игры с пением; - чтение; - обсуждение; - рассказ; -игра; -обсуждение; - драматизация и инсценирование; - разучивание стихов; - интегративная деятельность. | - ребенок сопровождает речью игровые движения; - ребенок слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения; - ребенок владеет диалогической речью; - ребенок понимает на слух тексты сказок и стихов; - ребенок владеет устной речью; - ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. |
Взаимодействие с семьями воспитанников | Информирование родителей о содержании деятельности ДОУ по развитию речи, их достижениях и интересах: Чему мы научимся (Чему научились), Наши достижения, Речевые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ, «Гостиная для родителей». Цели: Выявление психолого-педагогических затруднений в семье, Преодоление сложившихся стереотипов, Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах коммуникативного развития дошкольников. Пропаганда культуры речи в семье и при общении с ребенком. Собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения речевого развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребёнка и жёсткой установки на результат. Открытые мероприятия с детьми для родителей. Создание в группе тематических выставок при участии родителей с целью расширения кругозора и обогащения словаря дошкольников. |
Старшая группа, дошкольный возраст (5-6 лет) |
Цель, задача | Направления деятельности | Формы работы | Целевые ориентиры |
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей 5 – 6 лет. Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей 5 – 6 лет. | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - речевое разнообразие окружающего мира; - детские впечатления; - убеждение, высказывание, объяснение. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: - существительные, прилагательные, наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду; - слова, со сходным значением; - слова с противоположным значением. Звуковая культура речи: - отчетливое произношение звуков; - различение на слух сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков; - развитие фонематического слуха. Грамматический строй речи: - согласование слов в предложениях; - ударения в слове; - способы образования слов; - однокоренные слова; - составление по образцу простых и сложных предложений; - косвенная речь. Связная речь: - диалогическая форма речи, связная речь; - монологическая речь; - рассказы о предмете, сюжетной картине; - рассказы по картинкам; - творческие рассказы. Чтение художественной литературы, формирование интереса и потребности в чтении: - внимательное и заинтересованное слушание сказок, рассказов, больших произведений; -выразительное чтение стихов; - оформление книг, иллюстрации. | - чтение; - беседа; - рассматривание; - решение проблемных ситуаций; - разговор; - разучивание стихов, потешек, скороговорок; -игра, проектная деятельность; -интегрированная деятельность; - обсуждение; - рассказ; - инсценирование; - сочинение загадок, стихов; - использование различных видов театра. | - ребенок может участвовать в беседе; - ребенок умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ; - ребенок составляет по образцу рассказы по сюжетной картинке; - определяет место звука в слове; - ребенок владеет устной речью; - ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; - ребенок способен к речевому высказыванию; - у ребенка присутствуют предпосылки грамотности. |
Взаимодействие с семьями воспитанников | Информирование родителей о содержании деятельности ДОУ по развитию речи, их достижениях и интересах: Чему мы научимся (Чему научились), Наши достижения, Речевые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ, «Гостиная для родителей». Цели: Выявление психолого-педагогических затруднений в семье, Преодоление сложившихся стереотипов, Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах коммуникативного развития дошкольников. Пропаганда культуры речи в семье и при общении с ребенком. Собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения речевого развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребёнка и жёсткой установки на результат. Открытые мероприятия с детьми для родителей. Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире и обогащение словаря детей, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств. Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников; создания продуктов творческой художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т.п.) с целью развития речевых способностей и воображения. Совместные досуги, праздники, литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей. Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа по наглядным материалам. Создание в группе тематических выставок при участии родителей с целью расширения кругозора и обогащения словаря дошкольников. Создание тематических выставок детских книг при участии семьи. |
Подготовительная к школе группа, дошкольный возраст (6-7 лет) |
Цель, задача | Направления деятельности | Формы работы | Целевые ориентиры |
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей 6 – 7 лет. Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей 6 – 7 лет. | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - совершенствовать речь, как средство общения; - настольные и интеллектуальные игры; - построение высказывания; - эмоциональные рассказы об интересных фактах и событиях; - самостоятельность суждений. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Формирование словаря - смысл слов; - разные части речи и их использование в точном соответствии с их значением; - интонационная выразительность речи. Звуковая культура речи: - различение на слух всех звуков родного языка; - дикция; - совершенствование фонематического слуха; - отработка элементов интонационной выразительности речи. Грамматический строй речи: - согласование слов в предложении; - однокоренные слова; - существительные с суффиксами; - глаголы с приставками; - прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Связная речь: - диалогическая и монологическая формы речи; - диалог со сверстниками и взрослыми; - пересказ литературного текста; - драматизация литературных текстов; - составление рассказов; - сочинение коротких сказок на заданную тему. Подготовка к обучению грамоте: - предложения, составление предложений; - деление слов на слоги; - последовательность звуков в простых словах. Чтение художественной литературы, формирование интереса и потребности в чтении: - внимательное и заинтересованное слушание сказок, рассказов, больших произведений; - выразительное чтение стихов; - оформление книг, иллюстрации - литературные жанры и их различия; - иллюстрации известных художников. | - чтение - беседа; - рассматривание; - решение проблемных ситуаций; - разговор; - разучивание стихов, потешек, скороговорок; -игра, проектная деятельность; - интегрированная деятельность; - обсуждение; - рассказ; - инсценирование; - сочинение загадок, стихов; - использование различных видов театра; - обсуждение иллюстраций известных художников. | - ребенок может участвовать в беседе; - ребенок умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ; - ребенок составляет по образцу рассказы по сюжетной картинке; - определяет место звука в слове; - ребенок владеет устной речью; - ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; - ребенок способен к речевому высказыванию - у ребенка присутствуют предпосылки грамотности; - ребенок обладает развитым воображением. |
Взаимодействие с семьями воспитанников | Информирование родителей о содержании деятельности ДОУ по развитию речи, их достижениях и интересах: Чему мы научимся (Чему научились), Наши достижения, Речевые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ, «Гостиная для родителей». Цели: Выявление психолого-педагогических затруднений в семье, Преодоление сложившихся стереотипов, Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах коммуникативного развития дошкольников. Пропаганда культуры речи в семье и при общении с ребенком. Собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения речевого развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребёнка и жёсткой установки на результат. Открытые мероприятия с детьми для родителей. Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире и обогащение словаря детей, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств. Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников; создания продуктов творческой художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т.п.) с целью развития речевых способностей и воображения. Совместные досуги, праздники, литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей. Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа по наглядным материалам. Создание в группе тематических выставок при участии родителей с целью расширения кругозора и обогащения словаря дошкольников. Создание тематических выставок детских книг при участии семьи. Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии). |