СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описан опыт использования проектной деятельности на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности в начальной школе»


Организация проектной деятельности в начальной школе



Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Важнейшей задачей современной системы образования в новом ФГОС, является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому мой педагогический опыт является актуальным, так как он помогает подкрепить теорию по данному вопросу практикой.

Метод проектов — инновационная педагогическая технология — один их главных фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС начального общего образования. Инновационный процесс заключается в формировании и разви­тии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распрост­ранению новшеств. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образователь­ное пространство. Увеличивается роль науки в создании педагогичес­ких технологий, адекватных уровню общественного знания. Одной из таких технологий является метод проектирования. Практика пока­зывает, что использование проектной деятельности возможно при обу­чении различным дисциплинам, входящим в школьную программу. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным мето­дом обучения. Она тесно связано с проектной культурой, которая возникла как результат объединения двух до сих пор не пересекавшихся направлений в образовании: гуманитарно-художественного и научно-технического. В основе этого метода также лежат идеи Дьюи, Лая и других американских ученых, которые обратились к активной познава­тельной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касаю­щихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь — это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

В своей работе немаловажную роль отвожу проектной технологии, считая, что если метод проектов станет спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

  • развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

  • изменения роли учителя в образовательной среде;

  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Немало важную роль играет учитель в проектной деятельности.

Это прежде всего:

- умение выбрать и предложить ученику наиболее интересные и практически значимые темы для проектов

- владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

- организация учебно–воспитательной работы по предмету, ориентироваться на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана).

В этом случае учитель занимает лидирующую, но не доминирующую позицию; играет роль не только организатора, но и участника учебного процесса, который строится как диалог учащихся с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта. То есть речь идет о развивающем обучении, которое предусматривает наличие у педагога таких профессиональных качеств, как владение искусством коммуникации, умение организовывать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на учащихся своим авторитетом; умение устанавливать и поддерживать на занятиях устойчивый, положительный эмоциональный настрой.

Для поэтапной работы я решила разделить учебный процесс на 3 образовательных модуля, каждый из которых нёс бы свои задачи и функции. Каждый модуль состоит из цикла проектных задач и направлен на отработку различных универсальных учебных действий. Первый образовательный модуль должен стать переходным этапом от дошкольного образования к школьному, и в соответствии с этим были определены задачи для этого модуля. Второй образовательный модуль должен помочь в организации работы в урочной деятельности, способствовать отработке УУД через работу в малых группах на уроках. Третий образовательный модуль я разработала для внеурочной деятельности, стараясь объединить занятия идеей и задачами в один цикл. Работа в каждом из этих модулей строится с использованием технологии решения проектных задач.

Проектная деятельность – это совместная работа учителя, учеников и их родителей.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса.

В 1 классе мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса. Первое тренировочное задание уместно организовать в форме игры.

Для того чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта, понадобится несколько фронтальных занятий.

Подготовка к занятиям (ИГРА – АКТИВАТОР) - сплочение (Круг друзей)

Участникам предлагается стать в широкий круг.

Сделайте шаг вперёд те, кто

– пришёл сюда с открытым сердцем,

- кто любит читать,

-любит фантазировать,

- кто любит придумывать что – то новое,

- кто любит изобретать,

- кто хочет найти себе здесь единомышленников и друзей.

Для проведения тренировочных занятий уместно использовать карточки с символичными изображениями этапов:

-        выбрать тему;

-        подумать;

-        спросить у другого человека;

-        получить информацию из книг;

-        понаблюдать;

-        провести эксперимент;

-        обсудить в группе;

-        подведение итогов, оформление результатов;

-       представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта;

-        презентация проекта.

На таких же листах учитель может предложить детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).

Для тренировочного проекта использовать самый простой вид – информационный.

Класс можно разделить на две группы. Каждая группа располагается за общим столом, где в центре - карточки с этапами и темами проекта. После этого объявляется, что дети будут учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убираются.

Дальше, юным учёным объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний.

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».

Следующий вопрос:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть в интернете», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов.

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.

 Обобщение информации.

В каждой группе в течение нескольких дней идёт сбор информации, а учитель в индивидуальном порядке работает с каждой по мере необходимости. План работы на карточках надо прикрепить на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть. Для ученика начальной школы очень сложно обобщить полученные знания. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные.

Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний. На первом родительском собрании в 1-м классе я ознакомила родителей учеников с краткой информацией о проектном методе обучения, так как они являются главными помощниками.

  Для развития информационно-аналитических умений и информационно-поисковых умений использую тренинговые упражнения.

Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.

«...Дойдя до опушки леса, мы увидели следы, пакеты и пластиковые бутылки».

Продолжить рассказ, представив себя в роли:

  • мальчика, гуляющего в лесу с друзьями;

  • эколога;

  • лесника;

  • зайца, сидящей под кустом;

  • писателя и др.

Не всегда дети могут увидеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Это самый сложный этап работы.

Решению этой задачи помогают следующие упражнения:

  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, книги, кирпича, газеты, кусочка мела);

  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;

  • представьте, что вы на какое-то время стали знаком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

  • составь рассказ, используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);

  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

  • детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел дождь. Крупные капли падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению дождя?

  • Дети решили посадить дерево на своём

дачном участке. Расставь по порядку номера действий, которые они должны осуществить.

1) полить выкопанную ямку водой

2) полить посаженное дерево

3) поместить растение в ямку

4) засыпать ямку землёй

5) выкопать ямку

Номера действий в правильном порядке запиши в таблицу.

Ответ:







На к концу 1 класса включаю задания следующего характера

Задания «множественного выбора»:


1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2)определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.


Задания «на соотнесение»:

1)нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,

пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста

(короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.

3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.


Задания «на дополнение информации»:

1)заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним

словом/формулой.

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.


Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.


Задания «на восстановление деформированного текста»:

1)расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной

последовательности.

2) «собери» правило, алгоритм.

3) «найди ошибку»

Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы.

  1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание

текста» и «Выявление информации»):

  • нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? Где? Когда? Для чего?

  • определение темы;

  • выявление информации, явно невыраженной в тексте.

2. Обобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):

  • нахождение в тексте заданной информации;

  • нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;

  • использование информации из текста для подтверждения своей гипотезы;

  • установление смысловых связей между частями текста или двумя

  • (несколькими) текстами;

  • определение основной мысли (идеи) текста;

  • соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;

  • выяснение намерений автора текста;

  • интерпретация (комментирование) названия текста;

  • формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.

3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и «Рефлексия формы подачи текста»):

  • сопоставление содержания текста с собственным мнением;

  • соотнесение информации текста с собственным опытом;

  • обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;

  • оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;

  • определение назначения, роли иллюстраций;

  • «предугадывание» алгоритма;

  • «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;

  • определение жанра и стиля текста;


Любые формируемые проектные умения, в ходе выполнения проектов, можно дифференцировать по уровням сложности:

  • базовый уровень – 1;

  • продвинутый уровень – 2;

  • высший уровень – 3.

Эти уровни соответствуют уровням сформированности проектной деятельности учащихся. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Исходя из уровней сложности, определяется задаваемый результат формирования проектной деятельности по элементам. В качестве примера представлю  проектное умение – планирование, перечисленное с указанием уровня сложности (1 – 3):

  • Формулировать задачу, исходя из формулировки цели – 1.

  • Планировать поэтапное достижение цели. Формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа – 2.

  • Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов – 2.

  • Составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов. Выполнять графическое представление этого планирования – 3.

Собственные наблюдения и результаты деятельности показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
      Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.