«Организация проектной деятельности
в начальных классах»
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский
Работу выполнила : учитель начальных классов Новикова Елена Ивановна
Актуальность учебной проектной деятельности
В настоящее время все чаще традиционный подход к обучению не оправдывает себя тем, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.
При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.
Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Понятие проектной деятельности
Проектная деятельность – совместная,
учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и задачи.
Непременное условие проектной деятельности - наличие заранее выработанных представлений о конечном результате.
Цели работы над проектом развитие личности
- формирование УУД (универсальных учебных действий)
- создание основ творческого потенциала обучающихся
- реализация проектного замысла
Задачи проектной деятельности
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве
- Формирование способности к организации деятельности и управлению
- Формирование умения решать творческие задачи
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Принципы организации проектной деятельности
- Проект должен быть посильным для выполнения
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов
- Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся, имеющих опыт проектной деятельности)
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы
- В том случае, если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта; - Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Важные факторы проектной деятельности
- повышение мотивации учащихся при решении задач
- развитие творческих способностей
- формирование чувства ответственности
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся
Этапы проектной деятельности
-Подготовительный этап:
-Определение темы;
-Постановка целей и задач, определение источников информации;
-Выбор критериев оценки
-Основной этап
-разработка проекта (сбор и уточнение информации)
-Заключительный этап:
-защита проекта
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию следующих умений:
- Исследовательские (выбирать лучшее решение);
- Коммуникативные (сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, умение выходить из конфликтных ситуаций);
- Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать и сохранять информацию);
- Презентационные (выступать перед аудиторией, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
- Рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему я научился ?» «Чему мне
необходимо научиться ?»).