«Качество знаний- главная миссия учителя»
«Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное уже забыто»
Ландау
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных.
Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.
В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные
показатели эффективности деятельности школы
уровень обученности учащихся;
готовность их к продолжению образования;
уровень воспитанности учащихся;
состояние здоровья детей;
уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
уровень выполнения стандартов образования.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности нашколы. Проведя сравнительный анализ результативности обучения учащихся школы,наблюдается отрицательная динамика качества знаний на 3 ступени, рост качества и на 1 и 2 ступени при очевидном снижении успеваемости на каждой ступени.Показатель качества знаний учащихся 5 класса говорит о том, что адаптационный период у учащихся прошёл удовлетворительно.
Информация о качестве обученности учащихся позволяет сделать следующие выводы:
уровень качества обученности в 9 классе- критически низкий- ниже, чем в среднем по классам и по школе.
недостаточный уровень качества обучения в 4 классе- в начальной школе средний показатель качества должен быть значительно выше.
Ниже среднего по школе уровень качества в 6а, 7,10,11 классах
Необходимо скоординировать работу педагогического коллектива так, чтобы дети “приняли” требования основной школы.
Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить, индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику.
Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Обратите внимание на отсутствие отличников в 5,7-9,10-11 классах.
Имея недостаточно хорошее качество обученности учащихся школы по классам, нам не удается добиться того, чтобы как можно больше детей учились на хорошо и отлично. Именно эти показатели дают возможность управлять по конечному результату. А это и есть показатели работы образовательного учреждения Наличие учащихся, имеющих одну «3» (8 учащихся), две «3»- 5 человек указывает на то, что мы недостаточно внимания уделяем реализации принципа личностно ориентированного подхода.
Не смотря на то, что в последнее время в школе значительное внимание уделяется организации работы с одарёнными детьми и у нас есть победители олимпиад, конкурсов, однако число их недостаточно высокое для нашей школы, а это значит, что нам необходимо подумать, что мы должны изменить в системе работы с такими детьми.
Таким образом, анализ основных показателей работы нашей школы в динамике за последние три года и результатов 1,2 четверти наглядно доказывает актуальность проблемы качества образования.
Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования.
Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
образовательных результатов;
организации образовательного процесса;
квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.
В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.
Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;
с глубокими прочными знаниями по всем предметам;
Для родителей:
с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом;
Для учителей:
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);
с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт
Представления наших педагогов о качестве образования:
Что вы понимаете под качеством образования? | % |
Показатели качества знаний, успеваемости, поступаемости в вузы выпускников; | 69 |
Показатели интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся; | 81 |
Показатели состояния здоровья школьника и выпускника, его работоспособность и жизнестойкость. | 37 |
Показатели качества процесса образования | 63 |
Показатели социально-личностного развития и воспитанности школьников | 50 |
В целом учителя раскрыли показатели качества результата образования ученика – того социального продукта, который школа выпускает в жизнь, в общество.
Однако ответы учителей на анкеты показали, что представление о качестве образования в основном сводятся к:
качеству знаний, успеваемости, поступаемости в ВУЗы (69%), показатели же интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся(81%), показатель состояния здоровья школьника, его работоспособность и жизнестойкость – 37%, показатели качества процесса образования-63%, социально-личностного развития и воспитанности школьников -50%.
К тому же хочется отметить, что характеристикой качества образовательного процесса в школе являются: профессионализм учителей, современные технологии и современное обеспечение образовательного процесса, гуманизация образования, комфортность существования учителя и ученика в школе.
Современный ученый педагог Марк Поташник определяет:
“ Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.
Что это означает? Это означает достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определённых, заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития ученика, то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, оптимальных результатах
В идеале - каждый ученик движется по своему образовательному маршруту.
Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Качество образования, особенно качество школьного образования – это специфическая область качества вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных людей, с которыми взаимодействует обучающийся человек, будь то первоклассник, или старшеклассник
От чего зависит качество образования:
качества образовательной программы;
качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);
качества образовательных технологий;
качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).
Представления наших педагогов о задачах, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования:
Задачи, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования | % |
Обеспечить формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности | 88 |
Создание учебных кабинетов, отвечающих современным требованиям | 75 |
Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся. | 38 |
Скорректировать учебные программы, объемы домашних заданий. Сроки проведения контрольных работ в одном классе | 50 |
Обеспечение техническими средствами, позволяющими применять новые педагогические технологии | 88 |
Решать задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ | 44 |
Активизировать самообразование учителей, их творческое отношение к уроку, | 67 |
Обеспечить глубокий анализ всей деятельности учителя | 56 |
Обеспечить контроль за посещаемостью занятий и качественный контроль знаний(устные зачеты и регулярное тестирование) | 50 |
Абсолютное большинство учителей считают, что одной из основных задач, решение которых будет способствовать повышению качества образования, является
формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности (88%),
три четверти – считают, первостепенной задачей повышения качества образования укрепление материальной базы (54%).
меньше половины считают задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ и Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся
решение задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ, лишь 44%
67% назвали самообразование учителя, творческое отношение к уроку,
56% считают задачу обеспечения глубокого анализа всей деятельности учителя приоритетной, а ведь действительно, без анализа своей дечтельности трудно наметить пути решения поставленной задачи – улучшения качества образования – конкретному учителю и всему коллективу в целом.
Как же повысить качество образования?
Факторы, влияющие на качество школьного образования
Факторы, оказывающие влияние на качество школьного образования |
Факторы, которые школа может изменять | Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях |
Степень использования учащимися образовательных ресурсов (библиотеки, компьютеров, Интернета и др.) | Перегруженность программ и учебников учебными материалами |
Количество учителей, имеющих высокий профессиональный уровень | Введение в программы и учебники материалов практико ориентированного характера |
Уровень дисциплины в образовательном учреждении | Тип, вид, статус образовательного учреждения, его имидж |
Сформированность у учащихся общеучебных умений: умение организовать собственное познание, умение управлять познавательным процессом; умение внимательно прочитать некоторый связный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос; умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках | |
Стратегии, используемые учащимися при овладении учебным материалом (активные, пассивные) | Частота общения родителей с детьми и характер обсуждаемых тем (например, беседы о прочитанных книгах) |
Использование учителем методов, ориентированных на запоминание или на вовлечение учащихся в активное освоение) | |
Диалогический характер образования | |
Знакомство школьников с различными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства | |
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
К современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективная система обучения;
исследовательские методы обучения;
проектные методы обучения;
технологии модульного и модульно-блочного обучения;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Еще один верный способ улучшения качества образования - использование инновационных технологий, развивающих программ.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.
Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Многие учителя активно используют компьютерные технологии в учебном процессе, однако есть и такие, кто либо вообще не используют их в учебном процессе, либо используют эпизодически.
Большая часть педагогов применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности, не используя его при контроле знаний, при сборе и обработке определённой информации.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды. Характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды.
К необходимым, можно отнести следующие:
Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей).
Осознанность цели работы и ответственность за результат.
Реализация индивидуальных интересов учащихся.
Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
Формирование понятий и организация своих действий на их основе.
Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.).
Конкретизируя эти условия, можно определить возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:
Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.
Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.
Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.
Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.
Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не
Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
В этой связи значительно возрастают функции системы повышения квалификации педагогических работников - как звена непрерывного образования и как средства достижения высокого профессионализма.
Непрерывное образование - это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии, как в масштабе страны, так и всего мира.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. Обеспечение же права на труд очень скоро окажется в еще большей зависимости от уровня квалификации. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач. Нарастающие темпы технологических и информационных новаций диктуют необходимость непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагога, который занимает ключевую позицию в образовательном процессе
Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее России. А может быть, качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня или завтра, а в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно и эффективно действовать в новых условиях неопределенности, свободно выбирать. Ведь истина свободы очень проста: если у меня нет образования, я выбирать не могу. Меня “тащат” обстоятельства. Если же у меня есть образование, я могу выбирать, могу обеспечить себе и близким хорошие жизненные условия.
Мы понимаем, что качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Не менее важная задача: воспитание человека духовного. Один из критериев современного качества образования – аристократизм. Что понимают сегодня под этим понятием? Да то же, что и всегда. Простота и естественность в общении, искренность и добросердечие, подлинное чувство дистанции между людьми всегда отличают носителей высокой культуры. С позиции культуры опыт качества означает возврат от газет и телевидения - к книге, от спешки – к досугу и тишине, от рассеяния – к концентрации, от сенсации – к размышлению, от идеала попсы – к искусству, от соблазна – к скромности, от недостатка чувства меры – к умеренности. И в этой связи замечу, что аристократизм педагога, вопреки всем обстоятельствам – залог подлинного качества жизни и образования.
Выдвижение аристократизма как критерия качества образования имеет непосредственное отношение к серьёзной проблеме выращивания элиты, путям и способам формирования будущих лидеров, способных адекватно отвечать на вызовы времени.
Лидер - это, прежде всего, профессионал в конкретной области. Другая черта лидера - это умение увидеть проблему, а значит необходимо обладать способностью к проблемно-ориентированному анализу, критическому анализу. Третья черта лидера - это умение найти пути и средства решения найденной проблемы. Здесь требуются от человека широкие профессиональные знания и умения. И, наконец, четвертая характеристика лидера - это умение организовать вокруг себя людей для решения проблемы. Лидер - это человек, который способен себя реализовать в любимом деле.
Еще Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно” Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.