СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.

Просмотр содержимого документа
««Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования»»

«Качество знаний- главная миссия учителя»

«Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное уже забыто»

Ландау


Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных.

Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные

показатели эффективности деятельности школы

  • уровень обученности учащихся;

  • готовность их к продолжению образования;

  • уровень воспитанности учащихся;

  • состояние здоровья детей;

  • уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

  • уровень выполнения стандартов образования.


Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности нашколы. Проведя сравнительный анализ результативности обучения учащихся школы,наблюдается отрицательная динамика качества знаний на 3 ступени, рост качества и на 1 и 2 ступени при очевидном снижении успеваемости на каждой ступени.Показатель качества знаний учащихся 5 класса говорит о том, что адаптационный период у учащихся прошёл удовлетворительно.

Информация о качестве обученности учащихся позволяет сделать следующие выводы:

  • уровень качества обученности в 9 классе- критически низкий- ниже, чем в среднем по классам и по школе.

  • недостаточный уровень качества обучения в 4 классе- в начальной школе средний показатель качества должен быть значительно выше.

  • Ниже среднего по школе уровень качества в 6а, 7,10,11 классах

  • Необходимо скоординировать работу педагогического коллектива так, чтобы дети “приняли” требования основной школы.

  • Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить, индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику.

  • Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

Обратите внимание на отсутствие отличников в 5,7-9,10-11 классах.

Имея недостаточно хорошее качество обученности учащихся школы по классам, нам не удается добиться того, чтобы как можно больше детей учились на хорошо и отлично. Именно эти показатели дают возможность управлять по конечному результату. А это и есть показатели работы образовательного учреждения Наличие учащихся, имеющих одну «3» (8 учащихся), две «3»- 5 человек указывает на то, что мы недостаточно внимания уделяем реализации принципа личностно ориентированного подхода.

Не смотря на то, что в последнее время в школе значительное внимание уделяется организации работы с одарёнными детьми и у нас есть победители олимпиад, конкурсов, однако число их недостаточно высокое для нашей школы, а это значит, что нам необходимо подумать, что мы должны изменить в системе работы с такими детьми.

Таким образом, анализ основных показателей работы нашей школы в динамике за последние три года и результатов 1,2 четверти наглядно доказывает актуальность проблемы качества образования.

Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования.

Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

  • образовательных результатов;

  • организации образовательного процесса;

  • квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.

В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

  • Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

  • с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;

  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам;

Для родителей:

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для учителей:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);

  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт

Представления наших педагогов о качестве образования:

Что вы понимаете под качеством образования?

%

Показатели качества знаний, успеваемости, поступаемости в вузы выпускников;

69

Показатели интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся;

81

Показатели состояния здоровья школьника и выпускника, его работоспособность и жизнестойкость.

37

Показатели качества процесса образования

63

Показатели социально-личностного развития и воспитанности школьников

50


В целом учителя раскрыли показатели качества результата образования ученика – того социального продукта, который школа выпускает в жизнь, в общество.

Однако ответы учителей на анкеты показали, что представление о качестве образования в основном сводятся к:

качеству знаний, успеваемости, поступаемости в ВУЗы (69%), показатели же интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся(81%), показатель состояния здоровья школьника, его работоспособность и жизнестойкость – 37%, показатели качества процесса образования-63%, социально-личностного развития и воспитанности школьников -50%.

К тому же хочется отметить, что характеристикой качества образовательного процесса в школе являются: профессионализм учителей, современные технологии и современное обеспечение образовательного процесса, гуманизация образования, комфортность существования учителя и ученика в школе.

Современный ученый педагог Марк Поташник определяет:

Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.

Что это означает? Это означает достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определённых, заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития ученика, то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, оптимальных результатах

В идеале - каждый ученик движется по своему образовательному маршруту.

Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Качество образования, особенно качество школьного образования – это специфическая область качества вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных людей, с которыми взаимодействует обучающийся человек, будь то первоклассник, или старшеклассник

От чего зависит качество образования:

  • качества образовательной программы;

  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);

  • качества образовательных технологий;

  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).


Представления наших педагогов о задачах, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования:


Задачи, которые нужно решать в школе в плане повышения качества образования

%

Обеспечить формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности

88

Создание учебных кабинетов, отвечающих современным требованиям

75

Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся.

38

Скорректировать учебные программы, объемы домашних заданий. Сроки проведения контрольных работ в одном классе

50

Обеспечение техническими средствами, позволяющими применять новые педагогические технологии

88

Решать задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ

44

Активизировать самообразование учителей, их творческое отношение к уроку,

67

Обеспечить глубокий анализ всей деятельности учителя

56

Обеспечить контроль за посещаемостью занятий и качественный контроль знаний(устные зачеты и регулярное тестирование)

50


Абсолютное большинство учителей считают, что одной из основных задач, решение которых будет способствовать повышению качества образования, является

  • формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности (88%),

  • три четверти – считают, первостепенной задачей повышения качества образования укрепление материальной базы (54%).

  • меньше половины считают задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ и Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся

  • решение задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ, лишь 44%

  • 67% назвали самообразование учителя, творческое отношение к уроку,

  • 56% считают задачу обеспечения глубокого анализа всей деятельности учителя приоритетной, а ведь действительно, без анализа своей дечтельности трудно наметить пути решения поставленной задачи – улучшения качества образования – конкретному учителю и всему коллективу в целом.

Как же повысить качество образования?


Факторы, влияющие на качество школьного образования

Факторы, оказывающие влияние на качество школьного образования

Факторы, которые школа может изменять


Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях

Степень использования учащимися образовательных ресурсов (библиотеки, компьютеров, Интернета и др.)

Перегруженность программ и учебников учебными материалами

Количество учителей, имеющих высокий профессиональный уровень

Введение в программы и учебники материалов практико ориентированного характера

Уровень дисциплины в образовательном учреждении

Тип, вид, статус образовательного учреждения, его имидж

Сформированность у учащихся общеучебных умений:

умение организовать собственное познание, умение управлять познавательным процессом; умение внимательно прочитать некоторый связный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос; умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках


Стратегии, используемые учащимися при овладении учебным материалом (активные, пассивные)

Частота общения родителей с детьми и характер обсуждаемых тем (например, беседы о прочитанных книгах)

Использование учителем методов, ориентированных на запоминание или на вовлечение учащихся в активное освоение)


Диалогический характер образования


Знакомство школьников с различными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства



Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

К современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

разноуровневое обучение;

коллективная система обучения;

исследовательские методы обучения;

проектные методы обучения;

технологии модульного и модульно-блочного обучения;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии.


Еще один верный способ улучшения качества образования - использование инновационных технологий, развивающих программ.


Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.

Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Многие учителя активно используют компьютерные технологии в учебном процессе, однако есть и такие, кто либо вообще не используют их в учебном процессе, либо используют эпизодически.

Большая часть педагогов применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности, не используя его при контроле знаний, при сборе и обработке определённой информации.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды. Характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды.


К необходимым, можно отнести следующие:

Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей).

Осознанность цели работы и ответственность за результат.

Реализация индивидуальных интересов учащихся.

Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

Формирование понятий и организация своих действий на их основе.

Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.).

Конкретизируя эти условия, можно определить возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:

Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.

Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.

Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.

Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.

Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не

Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

В этой связи значительно возрастают функции системы повышения квалификации педагогических работников - как звена непрерывного образования и как средства достижения высокого профессионализма.

Непрерывное образование - это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сто­рон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии, как в масштабе страны, так и всего мира.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. Обеспечение же права на труд очень скоро окажется в еще большей зависимости от уровня квалификации. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач. Нарастающие темпы технологических и информационных новаций диктуют необходимость непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагога, который занимает ключевую позицию в образовательном процессе

Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее России. А может быть, качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня или завтра, а в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно и эффективно действовать в новых условиях неопределенности, свободно выбирать. Ведь истина свободы очень проста: если у меня нет образования, я выбирать не могу. Меня “тащат” обстоятельства. Если же у меня есть образование, я могу выбирать, могу обеспечить себе и близким хорошие жизненные условия.

Мы понимаем, что качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная  информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Не менее важная задача: воспитание человека духовного. Один из критериев современного качества образования – аристократизм. Что понимают сегодня под этим понятием? Да то же, что и всегда. Простота и естественность в общении, искренность и добросердечие, подлинное чувство дистанции между людьми всегда отличают носителей высокой культуры. С позиции культуры опыт качества означает возврат от газет и телевидения - к книге, от спешки – к досугу и тишине, от рассеяния – к концентрации, от сенсации – к размышлению, от идеала попсы – к искусству, от соблазна – к скромности, от недостатка чувства меры – к умеренности.  И в этой связи замечу, что аристократизм педагога, вопреки всем обстоятельствам – залог подлинного качества жизни и образования.
Выдвижение аристократизма как критерия качества образования имеет непосредственное отношение к серьёзной проблеме выращивания элиты, путям и способам формирования будущих лидеров, способных адекватно отвечать на вызовы времени.

Лидер - это, прежде всего, профессионал в конкретной области. Другая черта лидера - это умение увидеть проблему, а значит не­обходимо обладать способностью к проблемно-ориентированному анализу, критическому анализу. Третья черта лидера - это умение найти пути и средства решения найденной проблемы. Здесь требу­ются от человека широкие профессиональные знания и умения. И, наконец, четвертая характеристика лидера - это умение орга­низовать вокруг себя людей для решения проблемы. Лидер - это человек, который способен себя реализовать в любимом деле.

Еще Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно” Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!