Организация работы по выполнению индивидуальных проектов студентами 1 курса.
Е.А.Кошелева,
преподаватель математики
ГБ ПОУ «ВПТ» г. Волжский, Волгоградская область
Обновляющемуся профессиональному образованию требуются такие методы обучения, которые развивают компетенции, т.е. умения решать профессиональные и жизненные задачи. Одним из методов, способствующих развитию компетенций, является проектная деятельность.
В достижение этой цели можно выделить такие задачи:
– мотивация учебной деятельности,
– развитие познавательной самостоятельности,
– формирование и развитие творческих способностей,
– усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности,
– углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний,
– формирование опыта самообразования и так далее.
При организации индивидуальной работы студентов над проектом преподавателям ПЦК физико-математических дисциплин предоставляется возможность учитывать индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. А, значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в умениях и знаниях, но и на формирование личности студента в целом. Для этого преподаватели математики и физики предварительно выясняют каким багажом интересов и склонностей обладают студенты.
Первое знакомство студентов с проектной деятельностью преподаватели ПЦК физико-математических дисциплин начинают в форме презентации метода проектов и проектов прошлых лет с анализом сильных и слабых сторон.
На учебных занятиях, преподаватели выделяют темы, над которыми можно дополнительно поработать, расширить теоретическую или практическую часть, выделив ее в индивидуальный проект.
Студентам предлагается выбрать самостоятельно тему, связанную с интересными вопросами в области математики и физики, а также тематику, связанную с космонавтикой и экологией. Если студенты не могут подобрать тему, то им предлагают примерную тематику. Преподаватель становится инициатором интересных начинаний. Он тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность студентов, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. В определенном смысле преподаватель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим студенту увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Для студентов, выбравших тему проекта, проводится организационная беседа, где поясняют алгоритм работы над проектом:
1. Постановка проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Формулировка основополагающего вопроса.
4. Формулировка проблемных вопросов.
5. Выдвижение гипотезы.
6. Постановка цели исследования.
7. Составление плана работы и выбор метода.
8. Проведение исследования.
9. Оформление результатов
10. Защита проекта.
Далее работа ведется во внеурочное время. Работа над проектами организуется индивидуально или разделением работы в группах.
Главными особенностями индивидуального проекта является то, что в результате реализации проекта формируются чувства ответственности, дисциплинированности и инициативности. И в итоге любого проекта, будь то теоретическая проблема или практическая, должно быть решение, результат готовый к применению.
В качестве образовательных результатов выступает и повышение мотивации студентов, приобретение ими навыков самостоятельной работы и формирование профессиональных и общих компетенций.
Повышение заинтересованности, приобретение и распространение студентами опыта в проектно-исследовательской деятельности достигается посредством их активного участия в различных научно-практических конференциях с практико-ориентированными, исследовательскими и творческими проектами.
Источники
1. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/23/osnovy-proektnoy-deyatelnost
2. https://moluch.ru/archive/93/20647/