СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организация работы в классах с низким уровнем обученности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех учащихся в значительной степени зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения.

Просмотр содержимого документа
«органицация работы в классах с низким уровнем обученности»


Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся.

Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального “ключика”, с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех детей в значительной степени зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения.

Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Многие учащиеся недостаточно успевают в учёбе потому, что они не вписались в рамки унифицированного подхода, поскольку их индивидуальные особенности не соответствуют применяемым методам обучения. Это может быть связано с особенностями восприятия информации и различиями в стилях познания.

Назначение учёта индивидуальных особенностей восприятия – направить интересы, индивидуальные и личностные качества детей на решение образовательной задачи.

Индивидуальные особенности восприятия зависят от функционирования полушарий головного мозга. Известно, что каждое полушарие только отвечает за деятельность противоположной половины тела, но и имеет свои особенные функции, например отвечает за аналитический или синтетический склад ума. Как правило, одно из полушарий мозга человека является доминирующим, ведущим, т.е. определяющим тот или иной способ познания и творчества. Левое полушарие отвечает за аналитический склад ума, математические способности, умение работать с научно-техническими текстами, у людей с доминантой левого полушария преобладают вербальные способности и словесно-логическое мышление. Правое полушарие отвечает за синтетический склад ума, художественные способности, способность к восприятию художественных текстов. Люди с доминирующим правым полушарием обладают хорошей ориентацией в пространстве и координацией движений, способны к конструированию и обладают непосредственно-чувственным восприятием.

В последнее время теория специализации полушарий мозга находит всё большее применение в психологии и педагогике.

Среди учащихся с низкой успеваемостью часто оказывается “правополушарники”, не вписывающиеся в традиционную модель обучения.

При использовании стиля обучения, ориентированного на усвоение готовых истин, возникает психологический барьер при необходимости творческого самовыражения.

В подавляющем большинстве случаев на уроках используются исключительно слух и зрение, остальные же органы чувств остаются без внимания. Задания и упражнения для развития правополушарного типа должны содержать невыраженные словами (невербальные) компоненты (могут быть использованы музыка, пение, рисование, сочинение стихов, инсценировки). Развитию образного мышления в большой мере способствуют учебные игры. Существенная часть информации воспринимается на эмоциональном уровне.

На начальном этапе наиболее эффективными приёмами является использование различных сюжетов, историй, игровых ситуаций, игр.

Анализ игровой деятельности на уроках в классах с низким уровнем обученности показал, что игра вызывает большой интерес у этих детей и существенно помогает им в изучении школьных предметов, в том числе и иностранного языка.

Такие игры помогают запоминанию и различению иностранных букв, звуков, слов, помогают развитию мышления и логической памяти. Например, игры на развитие звукового и буквенного анализа слов.

Игры на развитие звукового анализа:

№1. Учитель произносит / пишет короткое слово, затем делается короткая пауза.

Ученики в это время считают сколько в слове звуков / букв и по хлопку сообщают ответ.

№2. Игра на развитие графо-моторных навыков, воображения.

Ученики слушают учителя, объясняющего написание букв, и стараются изобразить её в своих тетрадях по образцу. Например, буква l похожа на морскую волну, нарисуй её: lll.

Волны утихли. Буква l превратилась в букву e.

Дети хорошо запоминают буквы с помощью историй. Например:

Жила – была на чердаке буква А. В её доме не было ни окон, ни дверей. Буква Н служила ей вместо лестницы, буква Т – вместо антенны, буква I – была трубой. Когда топилась печь, буква I кричала от жары: [aIaI]. Однажды к букве А из города приехала избалованная буква С. В это время погода изменилась, похолодало, и С стала замерзать в доме своей знакомой. Буква А предложила букве С истопить печь, но та отказалась. Через несколько дней стало ещё холоднее, и тогда буква С согласилась сделать что угодно, лишь бы согреться. Она затопила печку. Расставаясь со своей подругой, буква А подарила ей кочергу, и та превратилась в букву G.

Использование таких сюжетов, позволяет вводить сразу несколько букв, и ребята без особого труда запоминают их.

Этот же прием используя при работе над типами слога.

Например, такой рассказ о гласных в открытом и закрытом типе слога:

Жили – были гласные в многоэтажном доме. Буква Y боялась высоты и поселилась на балконе у буквы I. Однажды буква решила поехать на свои дачные участки. [Рисую два домика]: в одном дверь открыта (открытый слог), в другом закрыта (закрытый слог).

Буква А зовёт гостей в дом: [eIeI] (заходите). Как только кто-нибудь хочет зайти, буква А закрывает дверь и говорит [æ – æ]. Буква Е любит прятаться на чердаке и кричать [II] (ищите!). Когда кто-либо хочет войти, она дёргает за верёвочку, дверь закрывается и буква Е улыбается: [ee].

При чтении текстов предлагаю детям игру “Hedgehogs”. Суть игры состоит в следующем: я произношу предложения на русском языке, учащиеся ищут в тексте эквивалентное предложение на английском языке. Тот ученик, который первым нашёл нужное предложение, прочитывает его. Если при чтении он допустил ошибку, право прочитать предложение передаётся другому учащемуся, поднявшему руку вторым. Если же ученик справился с заданием, ему даю в награду вырезанного из бумаги ёжика. Набрав определенное количество ежиков, школьник получает оценку “5”.

Также при чтении слов и текстов используя игру “Капитан Флинт”.

Игра на развитие памяти и внимания.

Данная игра направлена на развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения. Каждому ученику присваивается звук. Я произношу слово и пишу его на доске. Затем каждый ученик по хлопку учителя произносит звук в том порядке, в каком они следуют в написанном слове. Когда слово “напечатано” все хлопают в ладоши.

Игра на развитие мышления.

Например, демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число, например, 1345678. Учитель спрашивает What is missing? Ученики должны назвать отсутствующее число.

Для детей игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – все это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе возникает чувство удовлетворения – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”. Игра – это не что иное, как речевое упражнение.

Когда ученик начинает изучать иностранный язык, он, естественно, испытывает много трудностей. И самой большой проблемой для него оказывается необходимость удерживать своё внимание на определенной деятельности, благодаря чему происходит запоминание осваиваемого материала. Одним из приёмов для лучшего запоминания лексических единиц и грамматических структур является использование различного рода опор – символов (рисунков, знаков, схем). А также использование под каждую опору – символ стихотворную рифмовку.

Дети хорошо запоминают простые, весёлые рифмовки на русском языке, и фраза на английском языке, содержащаяся в каждой такой рифмовке, органично входит в их речь.

Мальчик я – I am a boy.

С горки еду ледяной.

Съеду раз, потом второй,

Видишь, смелый я какой!

* * *

Я девочка – I am a girl.

Есть кукла у меня.

Я мальчик – I am a boy.

С мячом играю я.

* * *

Я не гусь – I am not a goose.

Не кусаюсь я, не трусь!

* * *

Это птица – It’s a bird,

Она зёрнышки клюёт.

Вот свинья – It is a pig,

Не читает она книг.

* * *

Стихотворение на речевой образец “Have you …?” :

Есть друг у тебя? Have you got a friend?

Совет дай тому, у кого его нет.

Если ты хочешь, чтоб были друзья,

Старайся пореже твердить: “я” да “я”.


Чтобы разнообразить и облегчить работу над техникой чтения на иностранном языке использую стихи и рифмовки, помогающие детям быстро и легко усвоить основные правила чтения:

e, i, y.

Нас малыш не забывай.

Мы зовёмся e, i, y.

Если слева с стоит,

Она весело свистит.

(ceiling – потолок, cinema – кино, bicycle – велосипед).



После с когда нас нет,

Кашель слышится в ответ

(music – музыка).


Для отработки звуков тоже применяю рифмовки, например, звуки [ ] [ ].

Самолёт летит гудит [ ],

А змея ползёт шипит [ ].

Пчёлка на цветке жужжит [ ].

Чайник на плите кипит [ ].


При изучении цветов мы поём песенку на мотив “Трёх поросят”.

Детям изучение материала в песенной форме очень нравится.

Естественно, что классам с низким уровнем обученности предъявляются немного сниженные требования к результатом труда с учётом психолого-педагогических особенностей восприятия этих учащихся.