СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во 2 классе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во 2 классе».

Особенности неуспевающих и   слабоуспевающих учащихся:

• низкий уровень знаний, как следствие низкого уровня интеллектуального развития;

• отсутствие познавательного интереса;

• не сформированы элементарные организационные навыки;

• учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.

Просмотр содержимого документа
«Тема «Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во 2 классе».»

Тема «Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во 2 классе».

Выполнила: Макаревич Т. В.

Актуальная проблема каждой школы – «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Особенности неуспевающих и слабоуспевающих учащихся:

• низкий уровень знаний, как следствие низкого уровня интеллектуального развития;

• отсутствие познавательного интереса;

• не сформированы элементарные организационные навыки;

• учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения:

  • нет опоры на родителей;

  • дети из асоциальных семей;

  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;


• частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта;

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

• Педагогическая запущенность.

• Частые заболевания.

• Пропуски занятий.

• Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляются при неумении:

• устанавливать причинно-следственные связи;

• учитывать все признаки предмета или явления;

• видеть общее и т.д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

• работать с текстом;

• выделять главное, существенное;

•отсутствием навыка грамотного оформления письменной речи (неряшливый почерк, игнорирование знаков пунктуации, неправильное написание букв, цифр);

• не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

• отвлекаемостью;

• подвижностью;

• неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

• с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

• ему мало, что интересно, он не посещает кружки, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение;

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения.

• со сверстниками;

• учителями;

• отказ от усилий в учебной деятельности;

7. Низкий познавательный интерес.

-Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

• в поддержке;

• показа того, что он состоятелен в других видах деятельности;

-Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления.

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая  работоспособность.

Признаки:

• утомляемость;

• истощаемость;

• медленный темп работы;


Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять причину отставания, образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках  учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Работа, проведённая с данными учениками по Математике, Русскому языку, Литературному чтению, Окружающему миру: Сиденков Владимир, Сиденков Герман, Башуров Ярослав:

1.На уроках и дополнительных занятиях после уроков, индивидуальных и групповых была создана ситуация успеха посредством одобрения работы.

2.Постоянно дозировалась предоставляемая направляющая и стимулирующая помощь, а также внешний контроль.

3.Осуществлялся постепенный переход от работы под контролем к самостоятельной работе.

4. Использовались различные коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие развитию внимания, мышления, памяти и речи.

5.Опрос учащихся чаще осуществлялся индивидуально.

6. Ведение тематического учета знаний учащихся класса контрольных и проверочных работ в Сетевом городе.     

Этой группе неуспевающих и слабоуспевающих детей использовала следующие приёмы (упражнения), направленные на развитие мышления, памяти и внимания:

Упражнение "Лучший вопрос"

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу"

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости:

- из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести.


ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ

ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ

ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК


Постепенно задания усложняю:

- найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их.

«Угадай, кто спрятался?» Детям дается карточка, с наложенными друг на друга картинками. Задание: рассмотреть и назвать предметы, изображенные на карточке. (рис. 1) или, например, «Буквы спрятались» (рис. 2)




рис. 1 рис. 2



Для развития пространственных отношений предлагаю применить следующие упражнения:

Игра «Полёт».

Цель: коррекция пространственной ориентировки (право, лево, по диагонали).

Раздаю детям геометрические фигуры: треугольники и листы бумаги белого цвета. – «Ребята, вы – капитаны своих самолетов. Наш полет начинается с нижнего правого угла неба. Держим курс на верхний правый угол и т.д.»

Предлагаю задания на выявление умения детей правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов.

В работе со слабоуспевающими детьми важна словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти и внимания учащихся. Предлагаю следующие приемы запоминания:

1.Выборочный диктант

Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.


2.Выборочный ответ.

Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.


3.Подбор однокоренных слов – других частей речи. Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям.

Для развития памяти, дикции, четкости речи рекомендую использовать чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие стихотворения, загадки.

а) Для постановки правильного произношения звуков, ускорения темпа речи, повышения продуктивности запоминания.

Например:

Ос-ос-ос – сильный мороз У Ивашки рубашки,

Ос-ощ-ос – на дворе трещит мороз У рубашки кармашки.

Ос-ос-ос – заморозил нас мороз

Ос-ощ-ос – заморозил щеки, нос.

Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом ее формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому повысить продуктивность запоминания можно синтезируя разные виды памяти, в частности, слуховую и зрительную.

б) Для развития памяти, внимания на уроках математики можно использовать упражнения:

«Запомни и нарисуй».


Рис. 3

Детям показывается несложный рисунок. В течение 10 сек. они его самостоятельно изучают. Рисунок убираю и прошу воспроизвести его по памяти. Затем показываю, дети сверяют (рис. 3).

Осуществляю помощь обучающимся посредством следующих методов и форм:

• Разнообразить виды деятельности и частая смена деятельности на уроках;

• Карточки для индивидуальной работы;

• Задания с выбором ответа;

• Дифференцированные задания;

• Карточки – тренажеры;

• «Карточки-помощники»;

• «Карточки-с образцами решения»;

• Для закрепления стараемся использовать более длительное время.

В обучении стараюсь применять:

- опережающее обучение;

- групповую форму работы или работа в парах;

- взаимоопрос, самоконтроль, взаимоконтроль;

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

• специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

• карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;

• карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

• карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.


Рациональная организация дифференцируемой работы учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий.

  • Индивидуальные дифференцированные задания;

  • Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель);

  • Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

Для разнообразия уроков часто используют разнообразные формы урока. Например:

• урок-игра


• урок-путешествие


• урок-экскурсия


• урок-сказка


• урок-соревнование


В своей работе главное, я считаю, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

• помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

• слабому – выполнить посильный объем работы;


В работе со слабыми учащимися нужно опираться на следующие правила, разработанные психологами:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные части и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по - новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично»«молодец»«умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в написании контрольных работ и т. д.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

9. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения, указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!