Тема «Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во 2 классе».
Выполнила: Макаревич Т. В.
Актуальная проблема каждой школы – «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Особенности неуспевающих и слабоуспевающих учащихся:
• низкий уровень знаний, как следствие низкого уровня интеллектуального развития;
• отсутствие познавательного интереса;
• не сформированы элементарные организационные навыки;
• учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения:
нет опоры на родителей;
дети из асоциальных семей;
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
• частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта;
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
• Педагогическая запущенность.
• Частые заболевания.
• Пропуски занятий.
• Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляются при неумении:
• устанавливать причинно-следственные связи;
• учитывать все признаки предмета или явления;
• видеть общее и т.д.
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться:
• работать с текстом;
• выделять главное, существенное;
•отсутствием навыка грамотного оформления письменной речи (неряшливый почерк, игнорирование знаков пунктуации, неправильное написание букв, цифр);
• не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
• отвлекаемостью;
• подвижностью;
• неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
• с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
• ему мало, что интересно, он не посещает кружки, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение;
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения.
• со сверстниками;
• учителями;
• отказ от усилий в учебной деятельности;
7. Низкий познавательный интерес.
-Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
• в поддержке;
• показа того, что он состоятелен в других видах деятельности;
-Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления.
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность.
Признаки:
• утомляемость;
• истощаемость;
• медленный темп работы;
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять причину отставания, образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Работа, проведённая с данными учениками по Математике, Русскому языку, Литературному чтению, Окружающему миру: Сиденков Владимир, Сиденков Герман, Башуров Ярослав:
1.На уроках и дополнительных занятиях после уроков, индивидуальных и групповых была создана ситуация успеха посредством одобрения работы.
2.Постоянно дозировалась предоставляемая направляющая и стимулирующая помощь, а также внешний контроль.
3.Осуществлялся постепенный переход от работы под контролем к самостоятельной работе.
4. Использовались различные коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие развитию внимания, мышления, памяти и речи.
5.Опрос учащихся чаще осуществлялся индивидуально.
6. Ведение тематического учета знаний учащихся класса контрольных и проверочных работ в Сетевом городе.
Этой группе неуспевающих и слабоуспевающих детей использовала следующие приёмы (упражнения), направленные на развитие мышления, памяти и внимания:
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости:
- из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести.
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
Постепенно задания усложняю:
- найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их.
«Угадай, кто спрятался?» Детям дается карточка, с наложенными друг на друга картинками. Задание: рассмотреть и назвать предметы, изображенные на карточке. (рис. 1) или, например, «Буквы спрятались» (рис. 2)
рис. 1 рис. 2
Для развития пространственных отношений предлагаю применить следующие упражнения:
Игра «Полёт».
Цель: коррекция пространственной ориентировки (право, лево, по диагонали).
Раздаю детям геометрические фигуры: треугольники и листы бумаги белого цвета. – «Ребята, вы – капитаны своих самолетов. Наш полет начинается с нижнего правого угла неба. Держим курс на верхний правый угол и т.д.»
Предлагаю задания на выявление умения детей правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов.
В работе со слабоуспевающими детьми важна словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти и внимания учащихся. Предлагаю следующие приемы запоминания:
1.Выборочный диктант
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.
2.Выборочный ответ.
Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.
3.Подбор однокоренных слов – других частей речи. Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям.
Для развития памяти, дикции, четкости речи рекомендую использовать чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие стихотворения, загадки.
а) Для постановки правильного произношения звуков, ускорения темпа речи, повышения продуктивности запоминания.
Например:
Ос-ос-ос – сильный мороз У Ивашки рубашки,
Ос-ощ-ос – на дворе трещит мороз У рубашки кармашки.
Ос-ос-ос – заморозил нас мороз
Ос-ощ-ос – заморозил щеки, нос.
Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом ее формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому повысить продуктивность запоминания можно синтезируя разные виды памяти, в частности, слуховую и зрительную.
б) Для развития памяти, внимания на уроках математики можно использовать упражнения:
«Запомни и нарисуй».
Рис. 3
Детям показывается несложный рисунок. В течение 10 сек. они его самостоятельно изучают. Рисунок убираю и прошу воспроизвести его по памяти. Затем показываю, дети сверяют (рис. 3).
Осуществляю помощь обучающимся посредством следующих методов и форм:
• Разнообразить виды деятельности и частая смена деятельности на уроках;
• Карточки для индивидуальной работы;
• Задания с выбором ответа;
• Дифференцированные задания;
• Карточки – тренажеры;
• «Карточки-помощники»;
• «Карточки-с образцами решения»;
• Для закрепления стараемся использовать более длительное время.
В обучении стараюсь применять:
- опережающее обучение;
- групповую форму работы или работа в парах;
- взаимоопрос, самоконтроль, взаимоконтроль;
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
• специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
• карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;
• карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
• карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Рациональная организация дифференцируемой работы учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий.
Индивидуальные дифференцированные задания;
Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель);
Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
Для разнообразия уроков часто используют разнообразные формы урока. Например:
• урок-игра
• урок-путешествие
• урок-экскурсия
• урок-сказка
• урок-соревнование
В своей работе главное, я считаю, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
• помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
• слабому – выполнить посильный объем работы;
В работе со слабыми учащимися нужно опираться на следующие правила, разработанные психологами:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные части и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по - новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в написании контрольных работ и т. д.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
8. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
9. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения, указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.