Клетинская Марина Георгиевна,
учитель украинского языка и литературы,
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА № 43 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
[email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В данной работе раскрыта проблема организации самообразовательной деятельности учащихся, предлагается алгоритм работы учителя по организации самообразовательной деятельности учащихся. Особое внимание уделено обоснованию средств и способов, которые способствуют эффективности самообразовательной деятельности. В работе выделена проблема формирования самообразовательной компетентности как основы жизнетворческих компетентностей личности.
Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, индивидуальная программа самообразовательной деятельности.
Актуальность темы определяется, прежде всего, тем, что за последнее десятилетие произошли значительные изменения в определении задач и приоритетов современного образования, существенно пересмотрены критерии, по которым характеризуется качество образования. Академические знания становятся все менее главными показателями качества образования, на замену им приходят такие показатели, как устойчивость мотивации познания, способность к самообразованию, осознание необходимости образования на протяжении всей жизни.
Развитие науки, постоянное увеличение объема информации, повышение требований к любому профессионалу относительно его профессионального мастерства требуют от личности систематически и упорно заниматься самообразованием. Школа является именно тем звеном, где формируется самообразовательная компетентность личности, поэтому назрела необходимость разработки такой технологии подготовки школьников к самообразованию, которая бы обеспечивала успешную самообразовательную деятельность каждого ученика.
Цель статьи: выяснить возможности формирования самообразовательной компетентности учащихся путем внедрения в учебно-воспитательный процесс индивидуальных программ самообразовательной деяльности.
Самообразование появляется тогда, когда ученик на основе знаний и умений, полученных в процессе обучения, выявляет их недостаточность для решения определенной проблемы.
Одним из эффективных способов стимулирования самостоятельной поисковой познавательной деятельности учащихся при изучении новой учебной темы является создание учителем программ, рекомендаций по самостоятельному поиску знаний. Это могут быть программы самостоятельного совершенствования знаний по конкретному предмету или конкретной учебной теме по этому предмету, рассчитанные на уровень достижений, возможностей, интересов, потребностей учащихся данного класса [4, с. 26].
В содержание программ самообразовательной деятельности может входить следующая информация:
1. Учебная тема.
2. Мотивация самообразовательной деятельности.
3. Ожидаемые результаты (постановка целей).
4. Структурно-временная модель.
5. Алгоритм выполнения заданий (целевая установка (направленность заданий, перечень универсальных учебных действий, которые формируются), содержание заданий (алгоритм поиска, план действий, советы и рекомендации), сопровождение со стороны учителя (наблюдение за ходом работы, создание условий на занятии для презентации полученного результата), рефлексия (восприятие работы, ее результатов самим учащимся, одноклассниками, учителем)).
6. Самооценка, оценка учителем.
Какие требования предъявляются к заданиям программы?
Проектируя задания для программ самообразовательной деятельности, учитель обязательно должен учитывать умственные, социальные, возрастные особенности учащихся определенного класса. То есть задания должны иметь мотивационную составляющую, быть приближены к жизненным потребностям личности, нацелены на получение информации из различных источников и творческое осмысление ее в соответствующих жизненных ситуациях; предлагать проведение мини-исследований, языковых экспериментов и наблюдений; призывать к созданию собственного творческого продукта.
Таким образом, задания программ самообразовательной деятельности не только в определенной степени углубляют знания учащихся по предмету, а охватывают и сам предмет изучения шире в связи с явлениями общественной, культурной жизни и собственного жизненного опыта. То есть в процессе работы ученик познает не только сущность явлений и понятий, но и свои индивидуальные способности, качества, пытается понять себя.
Программы самообразовательной деятельности можно использовать для привлечения учащихся к различным видам учебной деятельности на занятии во время восприятия учащимися учебного материала в соответствии с типом урока, для проведення дополнительных занятий со способными учащимися, для опережающих домашних заданий.
Для составления заданий учитель может использовать различные формы ситуативных моделей. Это и модели с четко очерченной ситуацией, и модели, в которых проектирование ситуации зависит от выбора роли, которую будет выполнять ученик, и модели, в которых на ситуацию влияют условия презентации результата работы.
В программы самообразовательной деятельности следует подбирать задания, которые бы создавали возможности самоопределения, самопознания, самореализации учащихся, а также были ориентированы на их развитие.
Работу ученика над программой рекомендуется оценивать по двум показателям:
- усвоение языкового материала;
- развитие, совершенствование, сформированность универсальных учебных действий и ключевых компетентностей.
В течение изучения учебной темы ученик заполняет таблицу «Выполнение программы самообразовательной деятельности», в которой отмечает сроки выполнения заданий, свое отношение к выполняемой работе, указывает дополнительные источники информации, называет тех, к кому обращался за помощью, оценивает свою работу и сравнивает с оценкой учителя и класса. Данная информация помогает учителю выяснять эффективность учебной самообразовательной деятельности и своевременно внести коррективы в дальнейшую ее организацию.
Важным этапом самообразовательной деятельности является самооценивание. Во время работы над программой ученик оценивает выполнение каждого задания и выставляет общую оценку за работу в целом. Рекомендации ученику по самооценке учитель предоставляет отдельно к каждой программе. Осуществляя общую самооценку, ученик должен учесть количество баллов за выполненные задания и меру самостоятельной работы при их выполнении. Учитель же еще обращает внимание на уровень выбранных учеником заданий, оценивает объективность выбора относительно оценки собственных возможностей.
Также в начале учебного года ученик составляет таблицу, в которую вносит универсальные учебные действия, например, известные ему коммуникативные умения.
В течение года после выполнения программы самообразовательной деятельности по определенной теме ученик в таблице отмечает, коммуникативные умения, которые, на его взгляд, у него сформированы на достаточном или высоком уровне, а над какими нужно еще работать. Перечень коммуникативных умений в течение года может дополняться.
При организации самообразовательной деятельности учащихся с помощью программ самообразовательной деятельности учитель должен придерживаться определенной последовательности.
Учитель:
1. в начале учебного года сообщает ученикам о количестве программ самообразовательной деятельности по предмету на текущий учебный год;
2. знакомит учащихся со структурой программ самообразовательной деятельности;
3. проводит инструктаж и обеспечивает учеников инструкцией по выполнению заданий;
4. помогает заполнить таблицу учета универсальных учебных действий;
5. в начале изучения темы предоставляет учащимся программу самообразовательной деятельности;
6. осуществляет промежуточный контроль выполнения программы;
7. своевременно оказывает ученику помощь;
8. в структуре занятия отводит ученикам, которые работали над программой самообразовательной деятельности, время для представления полученных результатов, выводов;
9. оценивает работу учащихся;
10. помогает ученику провести рефлексию знаний, умений, навыков, эмоционального состояния;
11. осуществляет обратную связь с учащимися, корректирует дальнейшую организацию самообразовательной деятельности.
Ученикам в помощь предоставляется инструкция «Как работать над программой самообразовательной деятельности».
1. Ознакомиться с программой и целями ее изучения.
2. Пересмотреть содержание заданий, форму презентации результатов работы.
3. Отметить задания, которые заинтересовали.
4. Составить график выполнения заданий и внести его в таблицу, указать дату выполнения.
5. Выполнить задание, пользуясь алгоритмом:
1) Изучить содержание выбранного задания.
2) Составить план его выполнения.
3) Определить, нужна ли помощь учителя, в каком объеме.
4) Отобрать необходимую дополнительную литературу.
5) Выполнить задание.
6) Оформить результаты.
7) Оценить полученный результат.
8) Оценить свою работу над заданием.
9) Представить выводы в классе.
10) Сравнить полученную оценку со своей собственной, выяснить причину расхождений (если есть).
11) Сделать выводы относительно организации собственной самообразовательной деятельности.
Работа по индивидуальным программам самообразовательной деятельности закрепляет в учениках веру в себя, свои возможности, способствует самоуважению, самоактуализации и самореализации, нацеливает учащихся на исследовательскую деятельность, творчество. Программа самообразовательной деятельности позволяет ученику вместе с учителем узнать, каковы его способности, уровень сформированности универсальных учебных действий, к чему он должен стремиться, что формировать, а что развивать. Благодаря такой работе личность приобретает душевное равновесие, чувствует удовлетворение своей жизнью, сохраняет нормальное психологическое здоровье, которое, в свою очередь, лежит в основе дальнейшей самоактуализации. Программы самообразовательной деятельности целенаправленно учат нестандартно, творчески подходить к решению предложенных проблем, осознанно акцентируют внимание на навыках умственной деятельности.
Практическое использование программ самообразовательной деятельности позволяет определить эффективность учебной деятельности. Программы самообразовательной деятельности создают возможности для организации индивидуальной работы с учащимися, для моделирования нестандартных уроков с использованием групповых форм обучения, для решения дидактических задач: умения коллективно работать, развитие диалогической и монологической речи, отстаивание своей точки зрения, акцентирование внимания на наиболее важных моментах проблемы, которая решается. Программы самообразовательной деятельности обеспечивают и реализацию различных форм, методов, технологий организации поисковой ученической деятельности: мозговой штурм, микрофон, незаконченные предложения, два-четыре-все вместе, ситуативное моделирование, работа в парах, группах.
Таким образом, опираясь на программы самообразовательной деятельности, учитель создает такие ситуации, которые побуждают ученика к самостоятельному поиску знаний, дополнительных источников познавательной информации, формируют его самостоятельность. Деятельность школьников переходит на уровень самоорганизации и саморегуляции.
Список литературы:
1. Аналітико-прогностичний супровід формування самоосвітньої компетенції школярів: Практико зорієнтований посібник / За наук. ред. І. Г. Єрмакова. – Запоріжжя : Хортицький навчально-реабілітаційний багатопрофільний центр, 2006. – 220 с.
2. Білотіл А. Від творчого вчителя – до творчого учня // Завуч. Наша вкладка. – 2008. – № 10. – 20 с.
3. Бухлова Н. В. Навчаємо вчитися: діагностика і формування самоосвітньої компетентності учнів. – К. : Вид. дім «Шкіл. Світ», 2006. – 128 с.
4. Бухлова Н. В., Довбиш Р. І. Педагогічний супровід формування самоосвітньої компетентності учнів засобами математики (9 клас): Методичний посібник для вчителів та учнів. – Д. : Дон. ІППО – «Витоки», 2006. – 98 с.
5. Бухлова Н. В. Як навчити учня вчитися: поради та рекомендації. – К. : Шк. світ, 2007. – 128 с.
6. Єрмаков І. Г. Педагогіка життєтворчості: орієнтири для ХХІ століття. Кроки до компетентності та інтеграції в суспільство: Науково-методичний збірник. – К. : Контекст, 2000. – С. 18-19.
7. Землянська О. Формування самоосвітньої компетентності учнів // Завуч. – 2005. – № 6. – 20 с.
8. Зінов’єва Т. Формування ключових компетентностей учнів // Директор школи. – 2005. – № 43. – 32 с.
9. Мажикєєв Т. Учитель нової формації як великий учитель // Відкритий урок. – 2009. – № 2. – С. 36-37.