Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цель, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах. К самостоятельности стремится большинство людей: это заложено в них природой. Мало, кто хочет быть исполнителем чужой воли. Гораздо приятнее жить по формуле «сам задумал – сам сделал».
Самостоятельными не рождаются. Это качество формируется. Само по себе произрастает редко. Его нужно воспитывать, опираясь на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.
Курс учебных предметов «физика» и «математика» открывают ряд возможностей для этого, и важно не упустить их.
Современные подходы в образовании требуют не поднесения готовых знаний и последующее их заучивание учащимися, а обучение методам самостоятельной работы, что позволит ученикам самим пополнять свои знания.
Как научить учащихся самостоятельно провести наблюдение, сформулировать проблему исследования, выдвинуть гипотезу, спланировать эксперимент, объяснить наблюдаемые факты? Какие задания можно предложить учащимся для самостоятельного выполнения? Эти и другие вопросы возникают у учителей, которые организуют самостоятельную работу учащихся. Поэтому данный опыт имеет определенную значимость и может быть полезен учителям естественно – научного цикла.