СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы на уроках информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация самостоятельной работы на уроках информатики

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы на уроках информатике»

Организация самостоятельной работы студентов по информатике и ИКТ в условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта Выполнил: Луконина А.А.

Организация самостоятельной работы студентов по информатике и ИКТ в условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта

Выполнил: Луконина А.А.

 Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, найти оптимальный путь её решения и доказать обоснованность выбора .

Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, найти оптимальный путь её решения и доказать обоснованность выбора .

 В этих условиях возрастает роль самостоятельной работы студентов. Квалификационные характеристики по специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, использование и анализ информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. В этой связи, всё большее значение приобретает СРС, создающая условия для формирования у студентов готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

В этих условиях возрастает роль самостоятельной работы студентов. Квалификационные характеристики по специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, использование и анализ информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. В этой связи, всё большее значение приобретает СРС, создающая условия для формирования у студентов готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

При изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» организация СРС представляет единство двух взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа студента (ВСРС) и аудиторная самостоятельная работа студента, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя на занятиях.

При изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» организация СРС представляет единство двух взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа студента (ВСРС) и аудиторная самостоятельная работа студента, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя на занятиях.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента ( ВСРС ) занимает особое место в современном образовательном пространстве и включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, все виды деятельности, которые должны сформировать компетентного профессионала. Значение ВСРС возрастает в условиях информационного общества, быстрого устаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональному самообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента ( ВСРС ) занимает особое место в современном образовательном пространстве и включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, все виды деятельности, которые должны сформировать компетентного профессионала. Значение ВСРС возрастает в условиях информационного общества, быстрого устаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональному самообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли.

Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставление студенту возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, производить самостоятельные научные изыскания или получать практические профессиональные навыки. Всё это ставит студента перед необходимостью самостоятельно «добывать» информацию, осмысливать её, проектировать собственный результат. В Сормовском механическом техникуме обеспечен свободный доступ всех студентов к информационным ресурсам, что создаёт важную предпосылку для выполнения проектов и проведения исследовательской работы.

Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставление студенту возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, производить самостоятельные научные изыскания или получать практические профессиональные навыки. Всё это ставит студента перед необходимостью самостоятельно «добывать» информацию, осмысливать её, проектировать собственный результат. В Сормовском механическом техникуме обеспечен свободный доступ всех студентов к информационным ресурсам, что создаёт важную предпосылку для выполнения проектов и проведения исследовательской работы.

Процесс обучения должен все больше основываться на способности студентов находить и обращаться к знаниям и применять их для решения задач. Учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные приложения - все это становится более важным, чем запоминание конкретной информации.

Процесс обучения должен все больше основываться на способности студентов находить и обращаться к знаниям и применять их для решения задач. Учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные приложения - все это становится более важным, чем запоминание конкретной информации.

В рабочих программах дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» прописаны виды ВСРС к каждому разделу. Виды внеаудиторной СРС, предусмотренные программой, разнообразны: изучение основной и дополнительной литературы; работа с обучающими и контролирующими электронными образовательными ресурсами; подготовка рефератов, докладов, презентаций; работа со сборником тестовых заданий по дисциплинам; составление и решение кроссвордов; составление конспектов, заполнение таблиц и т.д.

В рабочих программах дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» прописаны виды ВСРС к каждому разделу. Виды внеаудиторной СРС, предусмотренные программой, разнообразны: изучение основной и дополнительной литературы; работа с обучающими и контролирующими электронными образовательными ресурсами; подготовка рефератов, докладов, презентаций; работа со сборником тестовых заданий по дисциплинам; составление и решение кроссвордов; составление конспектов, заполнение таблиц и т.д.

Организация самостоятельной работы

Организация самостоятельной работы

. Аудиторная СРС проводится под руководством преподавателя в соответствии с разработанными методическими указаниями к выполнению практической работы.  Методические указания избавляют преподавателя от мелочной опеки, при этом позволяют больше времени отводить на руководство наиболее сложными исполнительскими действиями студентов, характерными признаками которых являются наличие у человека собственных взглядов и убеждений, умение самостоятельно мыслить, принимать правильное решение, отстаивать свою точку зрения. При этом студент учится управлять своей деятельностью: контролировать, оценивать и корректировать ее с учетом конкретных условий.

. Аудиторная СРС проводится под руководством преподавателя в соответствии с разработанными методическими указаниями к выполнению практической работы.

Методические указания избавляют преподавателя от мелочной опеки, при этом позволяют больше времени отводить на руководство наиболее сложными исполнительскими действиями студентов, характерными признаками которых являются наличие у человека собственных взглядов и убеждений, умение самостоятельно мыслить, принимать правильное решение, отстаивать свою точку зрения. При этом студент учится управлять своей деятельностью: контролировать, оценивать и корректировать ее с учетом конкретных условий.

Эффективным способом организации СРС стало создание презентаций и сайтов, творческих работ, проектная деятельность. Метод проектов очень перспективен для организации СРС. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению.

Эффективным способом организации СРС стало создание презентаций и сайтов, творческих работ, проектная деятельность.

Метод проектов очень перспективен для организации СРС. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Непосредственно работа над творческим мультимедийным проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме . Поиск информации сопровождается работой в Интернет, с мультимедийными справочниками, энциклопедиями, видео- и аудио- документами по различным учебным дисциплинам. Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Непосредственно работа над творческим мультимедийным проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме . Поиск информации сопровождается работой в Интернет, с мультимедийными справочниками, энциклопедиями, видео- и аудио- документами по различным учебным дисциплинам. Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков.

На этапе формирования новых знаний СРС организуется при работе с электронными учебниками , мультимедийными презентациями , обучающими программами. Наиболее эффективным при такой работе является организация поисковой деятельности и дифференцированного подхода.

На этапе формирования новых знаний СРС организуется при работе с электронными учебниками , мультимедийными презентациями , обучающими программами. Наиболее эффективным при такой работе является организация поисковой деятельности и дифференцированного подхода.

В процессе изучения информатики студентами нашего техникума происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и умелому применению в жизни того, что накоплено при обучении. Выполнение этих задач невозможно без применения современных обучающих технологий. Причем, использовать их необходимо не только при обучении общепрофессио­нальным и специальным дисциплинам, но и при изучении информатики. Именно при получении и закреплении знаний и складываются те навыки, которые в дальнейшем обеспечат успешное усвоение специальных предметов и, как следствие, формирование профессиональной компетентности выпускника среднего учебного заведения.

В процессе изучения информатики студентами нашего техникума происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и умелому применению в жизни того, что накоплено при обучении. Выполнение этих задач невозможно без применения современных обучающих технологий. Причем, использовать их необходимо не только при обучении общепрофессио­нальным и специальным дисциплинам, но и при изучении информатики. Именно при получении и закреплении знаний и складываются те навыки, которые в дальнейшем обеспечат успешное усвоение специальных предметов и, как следствие, формирование профессиональной компетентности выпускника среднего учебного заведения.

Опыт работы показал, что поиск новых знаний по информатике для студентов и обучающихся вызывает интерес, расширяет их кругозор, раскрывает глубину применений их в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в будущей профессиональной деятельности. При этом студенты используют сайты Интернета. Многие практические занятия по информатике представлены практическими работами, каждая из которых выполняется индивидуально на занятии и защищается у преподавателя. Студенты получают индивидуальные задания по темам курса (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных и т.д.) содержание которых имеет профессионально-прикладной характер.

Опыт работы показал, что поиск новых знаний по информатике для студентов и обучающихся вызывает интерес, расширяет их кругозор, раскрывает глубину применений их в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в будущей профессиональной деятельности. При этом студенты используют сайты Интернета. Многие практические занятия по информатике представлены практическими работами, каждая из которых выполняется индивидуально на занятии и защищается у преподавателя. Студенты получают индивидуальные задания по темам курса (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных и т.д.) содержание которых имеет профессионально-прикладной характер.

Основным способом приобретения и накопления знаний по будущей специальности является самостоятельная работа студентов. Именно в процессе самостоятельной работы происходит наиболее качественная переработка и преобразование полученной на лекциях и практических занятиях информации в глубокие и прочные знания, умения и навыки. Самостоятельная работа обеспечивает непрерывность и системный характер познавательной деятельности, развивает творческую активность будущих специалистов.

Основным способом приобретения и накопления знаний по будущей специальности является самостоятельная работа студентов. Именно в процессе самостоятельной работы происходит наиболее качественная переработка и преобразование полученной на лекциях и практических занятиях информации в глубокие и прочные знания, умения и навыки. Самостоятельная работа обеспечивает непрерывность и системный характер познавательной деятельности, развивает творческую активность будущих специалистов.