СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности обучающихся»

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности обучающихся




Самостоятельная работа обучающихся на уроках - познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Учитель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока.

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, а также на основе жизненного опыта.
Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредотачиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов. Одним из важнейших умений учащихся должно быть умение работать с учебником, с книгой. Учащиеся при работе с учебником должны уметь выделять в тексте, рисунке, таблице самое главное; делать обобщение; сравнивать; составлять схемы, таблицы.

Наиболее эффективным способом формирования учебно-информационных умений и навыков на уроке русского языка является самостоятельная работа учащихся. Организация самостоятельной работы возможна на всех этапах изучения материала: формирования новых знаний, закрепления изученного материала и обобщения и систематизации знаний.

Предпочтение в своей работе я отдаю организации самостоятельной  работы обучающихся на уроке. Для этого использую дидактический материал в виде карточек, а также контрольно-измерительные материалы в виде тестов, рабочие тетради на печатной основе, интерактивные тренажёры, проектную деятельность и др.

 Выполнение этих заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, использование ранее усвоенных знаний.

Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа.

Познавательная активность учащихся в процессе обучения зависит не только от количества учебного времени, выделяемого на самостоятельную работу, но и от характера этой работы, от того, на сколько она требует от учащихся самостоятельности в суждениях и практических действиях.

На протяжении многих лет работы в школе я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые считают его скучным предметом. Нежелание заниматься порождает неграмотность. Я задумываюсь над тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность письма.

Прочитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что это можно сделать через организацию самостоятельной работы и развитие познавательной активности учащихся. Известно, что умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности.

На основании этих выводов я проанализировала и систематизировала различные виды самостоятельной работы и разработала технологию использования упражнений данного вида на разных этапах урока русского языка.

Для достижения этих целей мы можем выделить следующие требования к организации самостоятельной работы учеников:

  1. Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

  2. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.

  3. Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

Работа с книгой: рисунок, , поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.

Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.

Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, изложение, диктант).

Доклады и рефераты.

Тестовые задания, работа по карточкам, перфокарты, графические диктанты.

Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.

Домашние наблюдения и упражнения.

Проекты

Планируя каждую тему работы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

  • предусматривать ее место в структуре урока;

  • ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;

  • предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

  • определять форму заданий;

  • устанавливать оптимальную длительность работы;

  • подбирать соответствующий дидактический материал;

  • предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Домашняя учебная работа так же является самостоятельной деятельностью, дополняющей урок. Её особые функции состоят в умении самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Главное её назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала. В конце урока предлагаю ученикам предлагается бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, дается предупреждение о возможных затруднениях, рекомендации по их преодолению, сообщаются требования к оформлению домашней работы.

Оптимальное использование самостоятельной работы учащихся на уроке русского языка поможет успешно формировать общеучебные знания и умения и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает учителю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы.