Организация школьного оркестра
Многие считают народные инструменты архаизмом, что гармошка, балалайка, домра изжили себя, исчерпали свои возможности. Вторжение в нашу жизнь современных музыкальных компьютерных технологий бесцеремонно отбросило народную музыкальную культуру далеко назад, выдвинув на первый план цифровую версию звучания народных инструментов. Что ж, прогресс есть прогресс, он открыл новые горизонты в музыкальном творчестве, дал музыкантам невиданные по мощи профессиональные инструменты для поиска и экспериментов. Но при всем при этом нельзя забывать о первоисточнике, о том, что исполнительские возможности любого инструмента никогда не могут быть использованы полностью. Всегда музыканты отыскивают все новые и новые штрихи, приемы игры. Это в полной мере относится и к балалайке, и к домре, и к гармони.
Звучание гармони в школьном оркестре народных инструментов придает музыке специфический колорит, особенную тембровую окраску. Кроме того, своими размерами гармошка устроит и младших школьников, которым тяжело справляться с далеко не детскими баянами и аккордеонами. Гармонь в оркестре может вести солирующую партию, аккомпанемент, вариации, контрапункт, выдерживать педальные аккорды. Здесь все зависит от того, насколько продуманно, органично прописана партитура для оркестра.
Обучение игре на гармони в составе ансамбля или оркестра происходит достаточно быстро. Уже через два месяца регулярных занятий учащиеся хорошо осваивают правую клавиатуры, свободно играют с листа простенькие пьесы и начинают подключать к игре левую клавиатуру. К этому времени они хорошо слышат звучание и строй ансамбля, верно выдерживают темпоритм коллективно исполняемого произведения, непринужденно осуществляют меховедение. Обычно младшие школьники без предубеждения, с большим энтузиазмом относятся к игре на гармони, с удовольствием постигают на ней азы исполнительского мастерства.
В составе нашего школьного оркестра пять гармоней. Такое количество – не канон, нашлось бы инструментов больше – ради бога! Кроме участия в оркестре гармонисты составляют самостоятельный ансамбль со своим концертным репертуаром, состоящим из обработок русских народных песен.
Таким же образом выделены в самостоятельный ансамбль струнные: балалайки, домры, гитары. Струнников у нас семь человек. Наряду с оркестровым репертуаром они осваивают репертуар ансамблевый, предпочтение в котором отдается старинному русскому романсу.
Следующая группа: четыре баяна и два аккордеона. Собственно, на репертуарной базе этой группы инструментов и был создан школьный оркестр. В зависимости от характера разучиваемой оркестром пьесы в его состав включаются различные ударно-шумовые инструменты: ложки, трещотки, колокольчики, свистульки, металлофоны.
Какие же задачи способен решать школьный оркестр народных инструментов? Популяризация народной инструментальной музыки, обучение детей игре на народных музыкальных инструментах, концертная деятельность, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.
Одна из перспективных форм работы с оркестром – «мастер-классы», которые наглядно демонстрируют музыкально-исполнительские возможности русских народных музыкальных инструментов как в солирующем, так и в оркестровом варианте.
В ходе мастер-классов показывается уникальная методика работы с детским оркестром по разучиванию нового произведения. В качестве музыкантов оркестра выступают желающие из числа присутствующих, абсолютно не играющие на каких-либо музыкальных инструментах. Они по желанию выбирают для себя инструменты – баяны, гармони, балалайки и в течение академического часа руководитель мастер-класса разучивает с ними оркестровую пьесу.
Эта форма работы может быть использована с учениками школ, работниками досуговых учреждений, учителями, родителями. Подобные мастер-классы, подготовленные по тщательно продуманным и отрепетированным сценариям, опробованные на различных аудиториях, являются мощным воспитательным и пропагандистским инструментом в популяризации русской народной музыки.