СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация системы внутренней накопительной оценки предметных, личностных и метапредметных результатов.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы по оценке сформированности личностных и метапредметных достижений учащихся, о том как я отслеживаю состояние и развитие этих достижений, чтобы оценить результативность осуществляемой деятельности и применить своевременные и обоснованные решения.

Просмотр содержимого документа
«Организация системы внутренней накопительной оценки предметных, личностных и метапредметных результатов.»

Организация системы

внутренней накопительной оценки

предметных, личностных и метапредметных результатов.

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы по оценке сформированности личностных и метапредметных достижений учащихся, о том как я отслеживаю состояние и развитие этих достижений, чтобы оценить результативность осуществляемой деятельности и применить своевременные и обоснованные решения.

Цель ведения мониторинга считаю получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации ФГОС для проектирования и своевременной корректировки дальнейшего развития.

Задачи:

  • Определение уровня сформированности личностных характеристик каждого ученика;

  • Определение проблемных зон и разработка на этой основе комплекса мероприятий, способствующих формированию тех или иных качеств личности;

  • Анализ и коррекция задач.

Методы оценки:

  • Наблюдение;

  • Тестирование;

  • Контрольный опрос (устный и письменный);

  • Анализ контрольного задания;

  • Собеседование (индивидуальное, групповое);

  • Анализ исследовательской работы.



Для определения оценки достижения планируемых результатов на каждого ученика заполняю "Таблицы" (Приложения 1-6 см.ниже).          

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД( регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий).

Сначала заполняю таблицы проверочных работ, затем интегрированных, а после этого переношу в сводную таблицу. Результаты диагностики анализируются. Делаются определенные выводы. О результатах сообщаю классным руководителям, родителям учащихся на собраниях и индивидуально, также каждое полугодие портфолио достижений учащихся оценивает Экспертный Совет школы.

Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволяет увидеть личный прогресс ученика и даёт возможность сравнить достигнутые результаты учащихся. Ну а мне, как учителю, мониторинг помогает скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса, определить насколько эффективно, например, используется потенциал учебников, методических приемов и дидактических материалов, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов. Также, мониторинг позволяет увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого ученика (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продви­жение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мони­торинга и анализе его результатов.

Далее привожу ряд таблиц (приложений), которые применяю в своей работе для накопительной оценки достижения предметных, личностных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися.

Приложение 1

Карта наблюдений

"Динамика личностных результатов"

Ф.И.ученика

Деятельностный аспект

Социальный аспект

Личностный аспект

Ответственное отношение к учебной деятельности

Ответственное отношение к общественно-полезному труду

Дисциплинированность, поведенческая культура

Толерантное отношение к окружающим

Способность к сотрудничеству

Общественная активность

Стремление к саморазвитию

Наличие собственной позиции

Адекватная самооценка

1

Ученик №1

+

+

+

+

+

+

-

-

-

2

Ученик №2

+

+

+

+

+

+

-

-

+

3

Ученик №3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Ученик №4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Ученик №5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Ученик №6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Ученик №7

-

+

+

+

-

-

-

+

+

8

Ученик №8

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Ученик №9

+

+

+

+

-

-

+

+

-

10

Ученик №10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Ученик №11

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Ученик №12

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13

Ученик №13

+

+

+

+

+

+

+

+

+

14

Ученик №14

+

+

+

+

+

-

-

+

+

15

Ученик №15

-

+

+

+

+

-

+

+

+

16

Ученик №16

+

+

+

+

+

-

+

+

+

17

Ученик №17

-

+

+

+

+

+

+

+

+

18

Ученик №18

+

+

+

+

+

+

+

+

+

19

Ученик №19

+

+

+

+

+

+

+

+

+

20

Ученик №20

-

+

-

+

-

+

+

+

+

21

Ученик №21

+

+

+

+

+

+

+

+

+

22

Ученик №22

+

+

+

+

+

+

+

+

+

23

Ученик №23

+

+

+

+

+

+

+

-

+

24

Ученик №24

+

+

+

+

+

+

+

-

+

25

Ученик №25

+

+

+

+

+

+

+

+

+

26

Ученик №26

+

+

+

+

+

+

+

+

+

27

Ученик №27

+

+

+

+

+

+

+

+

+

28

Ученик №28

-

+

+

+

+

+

-

+

-

Обозначения: + проявляется

- слабо проявляется (не проявляется)

Динамика личностных результатов наглядно видна на гистограмме:


Выводы: Наблюдение за личностными результатами учащихся 9 «Г» класса происходит по результатам урочной и внеурочной деятельности (мероприятия предметного характера, олимпиады, проектная деятельность, мероприятия развивающего характера, мероприятия внеурочной деятельности). На основании данных в таблице можно уверенно констатировать, что у учащихся преобладают вышеперечисленные качества. И, поскольку, данная таблица заполняется ежегодно, то наблюдается постепенный рост ранее не проявляемых качеств. У учителей всегда были доверительные отношения как с учащимися класса, так и их родителями. Все возникающие проблемы дети решают в доброжелательной обстановке, не проявляя враждебности и агрессии. Большинство учащихся проявляют инициативность, элементы организаторских способностей, стремление к успеху и самокритичность.

Таким образом, на данном этапе у учащихся достаточно хорошо сформированы личностные качества, необходимые для осмысления и освоения норм и способов сотрудничества, форм оценивания, способов общения, без чего невозможно активное и успешное овладение знаниями и предметным содержанием.

Приложение 2

Лист индивидуальных достижений по формированию УУД

Ф.И. ученика

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Отношение к учебе в целом

Темп работы на уроках

Оформление работ

Выполнение дом/работ

Проявление познавательного интереса

Работа с информацией, моделями

Обобщение, сравнение, анализ, классификация

Подготовка информации из дополнительных источников

Умение управления деятельностью на уроках

Самостоятельность учебной деятельности

Понимание смысла учебной деятельности

Соблюдение норм и правил поведения

Участие в работе класса

Взаимоотношения с одноклассниками

1

Ученик №1

5

5

4

5

5

5

5

3

5

5

4

4

5

5

2

Ученик №2

4

4

5

5

4

5

4

4

4

4

4

4

5

5

3

Ученик №3

5

4

4

5

4

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

Ученик №4

4

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

Ученик №5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

5

4

5

6

Ученик №6

4

4

4

4

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

7

Ученик №7

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

4

...

...















Рекомендуемые оценки:

"5" - всегда, часто, положительное, безупречно, быстрый;

"4" - не всегда, хорошее;

"3" - иногда, редко, среднее;

"2" - никогда, отрицательное, негативное, медленный.

Приложение 3



Таблица метапредметных достижений учащихся

на примере одного класса по математике

Класс:

Учитель: Жаркова С.А.

Предмет: Алгебра

ФИ учащихся

Промежуточный

Определение темы

Определение основной мысли

Нахождение фактов и сведений в тексте

Итого

(0-1)

(0-1)

(0-1)

сумма

1.

Ученик №1

1

1

1

3

2.

Ученик №2

1

0

1

2

3.

Ученик №3

1

1

1

3

4.

Ученик №4

0

0

1

1

5.

Ученик №5

0

1

1

2

6.

Ученик №6

1

0

1

2

7.

Ученик №7

1

1

1

3

8.

Ученик №8

1

1

0

2

9.

Ученик №9

1

1

1

3

10.

Ученик №10

1

1

0

2

11.

Ученик №11

1

1

1

3

12.

Ученик №12

0

0

1

1

13.

Ученик №13

1

1

1

3

14.

Ученик №14

1

1

1

3

15.

Ученик №15

1

0

1

2

16.

Ученик №16

1

1

1

3

17.

Ученик №17

1

0

1

2

18.

Ученик №18

1

1

1

3

19.

Ученик №19

1

1

1

3

20.

Ученик №20

0

1

0

1

21.

Ученик №21

1

0

1

2

22.

Ученик №22

1

1

1

3

23.

Ученик №23

1

1

1

3

24.

Ученик №24

1

1

1

3

25.

Ученик №25

1

1

1

3

26.

Ученик №26

1

1

1

3

27.

Ученик №27

1

1

1

3

28.

Ученик №28

1

0

1

2

29.

Ученик №29

1

0

0

1

30.

Ученик №30

1

1

1

3

31.

Ученик №31

0

1

0

1

32.

Ученик №32

1

1

0

2


Итого

27

23

26

76


%

84%

72%

81%

79%

Итоги промежуточного контроля наглядно видны на диаграммах:

Вывод:

Класс

Кол-во работ

Справились



с определением темы

с определением основной мысли

с нахождением фактов и сведений в тексте

32

27 - 84%

23 - 72%

26 - 81%



Данные трех ежегодных мониторингов (входного, промежуточного и итого контроля) свожу в единую таблицу:

Приложение 4

Динамика метапредметных результатов


Ф.И. уч-ся

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

входной контроль

промежуточный контроль

итоговый контроль

входной контроль

промежуточный контроль

итоговый контроль

входной контроль

промежуточный контроль

итоговый контроль

входной контроль

промежуточный контроль

итоговый контроль

1.

Ученик №1

2

3

3

2

2

3

2

3

3

2



2.

Ученик №2

н

н

н

н

н

н

1

2

2

1



3.

Ученик №3

1

2

2

2

1

2

1

3

2

1



4.

Ученик №4

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0



5.

Ученик №5

0

1

2

0

1

1

0

2

1

0



6.

Ученик №6

н

н

н

н

н

н

1

2

1

1



7.

Ученик №7

1

2

2

1

1

2

2

3

2

1



8.

Ученик №8

0

1

1

1

0

1

0

2

1

1



9.

Ученик №9

2

3

3

2

3

3

3

3

2

2



10.

Ученик №10

0

1

2

0

1

2

1

2

1

н



11.

Ученик №11

1

2

3

2

2

3

2

3

2

2



12.

Ученик №12

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0



13.

Ученик №13

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3



14.

Ученик №14

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3



15.

Ученик №15

0

1

2

1

1

2

1

2

2

2



16.

Ученик №16

1

2

2

1

1

2

1

3

2

1



17.

Ученик №17

0

1

2

1

1

2

0

2

2

1



18.

Ученик №18

0

1

2

1

1

2

1

3

2

1



19.

Ученик №19

2

3

3

2

2

2

2

3

3

2



20.

Ученик №20

1

2

1

1

0

1

1

1

2

1



21.

Ученик №21

н

н

н

н

н

н

0

2

1

1



22.

Ученик №22

1

2

2

1

1

2

1

3

1

1



23.

Ученик №23

1

2

1

1

1

2

1

3

1

1



24.

Ученик №24

1

2

2

1

2

2

2

3

2

2



25.

Ученик №25

3

3

2

2

3

3

2

3

3

3



26.

Ученик №26

3

2

2

1

2

3

2

3

2

2



27.

Ученик №27

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3



28.

Ученик №28

1

2

1

0

1

2

1

2

1

1



29.

Ученик №29

1

1

1

0

1

1

0

1

2

1



30.

Ученик №30

2

2

2

1

2

3

2

3

2

2



31.

Ученик №31

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1



32.

Ученик №32

н

н

н

1

н

н

1

2

2

1



ИТОГО баллов

33

52

55

32

42

58

39

76

59

44



Кол-во работ

28

28

28

29

29

29

32

32

32

31



%

39,3

61,9

65,5

36,8

48,3

66,7

40,6

79,2

61,5

47,3





Приложение 5

Проверочная интегрированная работа по математике

п/п

Ф.И. уч-ся

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Итого

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Задание №7

Задание №8

Задание №9

Задание №10

Задание №11

Задание №12


1

Ученик 1

1

2

0

0

2

1

1

0

0

0

1

1

9

2

Ученик 2

2

2

1

0

2

1

1

0

0

1

1

1

12

3

Ученик 3

2

1

1

0

2

1

1

0

1

1

1

2

13

4

Ученик 4

1

0

0

2

2

1

1

0

2

2

1

0

12

5

Ученик 5

0

0

0

2

2

1

1

0

1

0

1

0

8

6

Ученик 6

1

2

0

2

2

1

1

0

0

0

1

2

12

Максимальное количество баллов на 1 ученика (из 24)

13

Среднее количество баллов на 1 ученика

11

Приложение 6

Сводная таблица

по диагностике метапредметных результатов

8А класса

Фамилия, имя

ученика

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Итоговая оценка

1

2

3

4

баллы

%

1

2

3

4

баллы

%

баллы

%

1

Ученик 1















2

Ученик 2















3

Ученик 3















4

Ученик 4















...

...















Помимо мониторинга предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся, веду мониторинг деятельности классного коллектива. Результаты мониторинга позволяют определить эффективность воспитательного процесса. В нашей школе работает психолог, рекомендации которого помогают мне, классному руководителю 9-го класса, осуществлять индивидуальный подход и качественную диагностическую деятельность. В качестве средств диагностики уровня развития социального опыта учащихся, я использую различный инструментарий. Приведу несколько примеров фрагментов количественного анализа его использования. Методики подбирались в соответствие с возрастными особенностями учащихся. Публичные результаты демонстрировались и анализировались только на родительских собраниях, а персональная информация диагностики доводилась до законных представителей ребенка через «Родительский дневник». Методика профессора М.И. Рожкова «Социализированность личности учащегося» позволила выявить уровень сформированности толерантности, нравственной культуры учащихся, оценить степень автономности ребенка, уровень его социальной адаптации.

Уровень сформированности социального опыта школьника я рассматриваю как основной результат образовательной деятельности. Для его формирования необходимо создавать благоприятные условия образовательно-воспитательного процесса, задействовав все ресурсы школы. Представленная мною небольшая часть результатов мониторинга позволяет оценить мою педагогическую деятельность в этом аспекте как достаточно позитивную.