Ctrl/Cmd+V
Оглавление
I. Вводная часть
1. Актуальность ИР
2. Цель и задачи ИР
3. Ожидаемые результаты
II. Основная часть
1. Специфика проектного метода обучения на уроках по развитию речи учащихся;
2. Организация словарной работы в 6 классе на основе использования проектного метода.
III. Заключение
IV. Список литературы
Введение
Словарная работа – это не эпизод
в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически
целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами
русского языка.
А. В. Текучев
Грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме приветствовалось во все времена. В условиях же современной действительности воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи, является первостепенной задачей каждого учителя – словесника. И это не случайно, потому что прочные умения и навыки владения устной и письменной речью помогают ученикам лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к литературе и русскому языку и придают уверенность в своих силах. Кроме того, они представляют универсальные знания, применяемые в других видах учебной деятельности человека.
Проблема развития речи актуальна тем, что она является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения.
В методике русского языка выделяются три взаимосвязанных направления в работе по развитию речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение разным видам речевой деятельности. Основой всей этой работы является слово. Работа над словарем имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. Именно поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинен одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
Актуальность моей работы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи учащихся, и, напротив, увлечение общением через Интернет, путем коротких sms-сообщений, что усугубляется навязыванием средствами массовой информации разговорного стиля речи. Между тем, задачи учителя остаются прежними – развивать речь учащихся.таким образом, возникает проблема, как преодолеть противоречия, возникающие между требованиями программы обучения и задачами развития личности ученика и влиянием социокультурной среды, в которой находятся современные школьники.
Приступая к работе, я определила:
цель: рассмотреть пути совершенствования словарной работы на уроках русского языка в 6 классе как важного средства развития речи школьника посредством проектного метода обучения;
задачи:
- возможность применения проектного метода как средства организации словарной работы на уроках русского языка;
- изучить и проанализировать методическую литературу по теме с целью ее теоретического обоснования.
Применение проектного метода на уроках русского языка.
Важными задачами словарной работы являются обогащение, уточнение и активизация словаря. Основа словарной работы – введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Мои наблюдения по уровню словаря и уровню усвоения образных выражений учащимися показали, сто у многих детей довольно низкий уровень развития словаря. Часто путают названия предметов, не могут правильно подобрать синонимы, антонимы, понимают лишь одно – два значения многозначных слов.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
- обогащать, уточнять, активизировать словарь учащихся разными частями речи;
- учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями окружающего мира;
- обогащать словарь детей образными выражениями;
- учить употреблять синонимы, антонимы, омонимы, образные выражения в связной речи как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни.
В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнения в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка», - писал известный ученый
А. В. Текучев.
Не менее важными представляются и способы вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, организация словарной работы. Ценными являются идеи, разработанные Ю. К. Бабанским в его книге «Оптимизация учебно-воспитательного процесса»: активизация деятельности учащихся на всех этапах урока; выбор наиболее рациональных сочетаний индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения; выбор оптимальных методов обучения.
Систематическая работа над этимологией, семантикой, над лексическими и грамматическими нормами словоупотребления нацелена на обогащение словарного запаса, развитие культуры речи, формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся. Именно поэтому необходимо разнообразить формы и приемы словарной работы на уроках русского языка с учетом современных методик, что послужит средством повышения лингвистической компетентности школьников.
Ученые утверждают, что у ребенка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребенка – любознательность, стремление к экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектный метод, формирующий активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении. Сегодня проектная деятельность стала уже неотъемлемым атрибутом школьной жизни, так как она является эффективным средством личностного развития школьника, ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, на изменение роли учителя, который выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. В процессе выполнения школьниками проектов у них развивается системное мышление, способность выявлять и формулировать проблему, подлежащую решению, находить рациональные пути ее разрешения. Выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, важнейшими из которых являются самостоятельность и активность. Необходимо как можно раньше вовлекать учеников в проектную деятельность на доступном для них уровне, иначе мы окажемся в ситуации, когда у значительного числа школьников названные качества так и не вызреют. Поэтому в нашей школе учителя – словесники активно внедряют проектную технологию на своих уроках. Хотя каждый из уроков имеет свою логику и структуру, но объединяет их то, что в основе каждого из них лежит развитие познавательных процессов учеников, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также то, что в ходе подготовки к урокам были соблюдены основные этапы работы над проектом:
- Выбор темы и задачи проекта.
- Выдвижение первоначальной идеи и гипотезы .
- Выбор лучшей идеи.
- Планирование проектного задания.
- Непосредственное изготовление проекта.
- Защита проекта, презентация.
Класс делится на группы, где каждый выбирает себе роль по желанию, в соответствии с уровнем развития и одаренности. На уроках обучающиеся имеют возможность представить свои проекты. При этом все уроки позволяют убедиться, что данные формы проведения занятий делают ученика субъектом урока не только при проведении, но и на этапе подготовки; обеспечивают активную заинтересованную позицию наибольшего количества учеников (многообразие ролей дает возможность задействовать всех).
Проектный метод обучения как способ организации словарной работы на уроках русского языка в 6 классе.
Использование проектного метода способствует обогащению словаря учащихся и реализации их речевых умений и навыков. Он предоставляет ребенку возможность развивать свои фантазии. Этот проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую работу, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Результатом проектной работы учащихся по теме «Лексика» могут являться следующие творческие проекты:
- Работа над проектом «Заимствованные слова»
На уроках русского языка заимствованным словам посвящается достаточно много времени. Изучение этой темы вызывает большой интерес у обучающихся. Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи и истории появления заимствованных слов в русском языке.
В реализации проекта участвуют классный руководитель и учащиеся класса, родители, библиотекарь школы.
Вместе с учащимися мы определяются цели проекта:
- прививать любовь и уважение к родному языку;
- вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
- развивать умения проектировать свою деятельность.
Задачи проекта:
- формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
- воспитывать способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
- развитие творческих способностей, интереса к предмету.
Затем был определен план работы:
- Провести теоретический обзор литературы по данной теме.
- Выделить категории слов, заимствованных из иностранного языка.
- Сформулировать основные признаки заимствованных слов.
- Выявить заимствованные слова в научно-познавательном и художественном текстах.
- Сравнить количество заимствованных слов в научно-познавательном и художественном текстах.
На подготовительном этапе проекта проводится диагностика учащихся. На следующем этапе - сбор информации. Цель этого этапа: провести теоретический обзор литературы по данной теме; узнать как можно больше интересных сведений о появлении заимствованных слов в русском языке. Ребята работают индивидуально и группами. В качестве источников информации используются книги, энциклопедии и словари. Одна из групп обучающихся интересуется историей появления заимствованных слов в русском языке. Их задачей является выяснить, какие языки «подарили» нам свои слова. Затем ребята условно делят все подобранные слова на несколько категорий. Были выделены такие категории, как спорт, профессии, компьютер, экономика.
Ещё одна группа занимается формулированием основных признаков заимствованных слов.
Несколько человек подбирают загадки, отгадками которых являются заимствованные слова.
В процессе работы учащиеся консультируются у преподавателей. Когда был собран достаточный объем материала, каждая группа отчитывается о проделанной работе.
Затем экспериментальным путём проверяется, каких слов больше используется в научно-познавательной и художественной литературе.
Презентация проекта – завершающий этап его выполнения. Украшением презентации стал «Калейдоскоп загадок». Обучающиеся разгадывали загадки и, опираясь на сформулированные признаки заимствованных слов, выясняли происхождение слова – отгадки.
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что эффективность проектно-исследовательской деятельности не сводится лишь к освоению конкретного учебного предмета, но выражается в формировании положительного образовательного опыта. Участвуя в полезной, интересной, продуктивной творческой деятельности, школьники учатся анализировать собственный опыт, обозначать явления, события и собственное отношение к ним, закладывая тем самым основы своей активной жизненной позиции.
При выполнении проекта, работая в группах и индивидуально в условиях личной заинтересованности и практической необходимости, учащиеся отрабатывают навыки правописания, учатся пользоваться словарями, у них развивается произвольность внимания, пополняется словарный запас, формируются новые понятия. Во время работы школьники проявляют познавательную активность.
- Работа над проектом «Словарик антонимов».
Проект предназначен для коллективного создания учащимися в процессе творческой деятельности. Тема проекта связана с изучением слов – антонимов.
Цели: познакомить учащихся с принципом создания «Словарика антонимов», вовлечь каждого в активный познавательный творческий процесс, учить производить презентацию своего труда, отстаивать свои взгляды на выбор материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов, воспитывать интерес к русскому языку. Во время подготовки проекта учащиеся знакомятся со словами – антонимами, с которыми учителем проводятся игры. Результатом работы должна стать дизайн – папка, в которой каждая группа оформляет свою страничку. Класс делится на группы:
1 группа решает, как будет выглядеть изделие, какие материалы будут использоваться, оформляют свою страничку.
2 группа занимается сбором слов антонимов.
3 группа рисует эскизы парам словам – антонимам, рассказывает о том, что нарисовали. После этого все листочки соединяются и получается дизайн – папка. Затем коллективно оформляется обложка.
- Работа над проектом «Иллюстрированный словарь фразеологизмов».
Цель: осмысление фразеологизмов и активизация их употребления в речи.
Учащиеся делятся на группы:
1 группа - техническая. Она занимается компьютерным оформлением материалов, сканирует рисунки, составляет презентацию.
2 группа – художники – оформители. Занимается иллюстрированием собранного материала.
3 группа – информационная. Занимается сбором материала, отбором лучших сочинений на тему «Фразеологизмы».
- Работа над проектом «Лингвистическое исследование слова».
Результатом проектной работы учащихся может быть лингвистическое исследование слова, например, «СОЛНЦЕ». В процессе работы учащиеся обращаются к этимологическому, толковому, фразеологическому словарям, словарю антонимов, синонимов, а также подбирают пословицы, поговорки и загадки, в которых есть это слово. Продуктом проекта является электронная презентация.
- Работа над проектом «В путешествие с любимым словом».
Проект индивидуальный. Каждому школьнику даются задания: назовите свое любимое слово, объясните, почему оно вам нравится, отправьтесь с ним в путешествие по разным словарям. Все, что узнали, отразите на бумаге в форме воспоминаний. Какой памятник вы поставили бы ему и почему? Опишите его.
- Работа над проектом в ходе подготовки к сочинении на тему «Мое любимое животное».
Данный вид проекта формирует у учащихся умение подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению, расширяет словарный запас учащихся, обогащает их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных. Итогом работы должен стать сборник сочинений на тему «Мое любимое животное». Перед работой проводится тестирование «Уберите лишнее слово», в ходе которого выясняется, кем является для каждого ребенка является животное.
Этапом подготовки к сочинению стали проекты, работа над которыми осуществлялась в несколько этапов. Класс был разделен на 7 групп. Всем было дано задание понаблюдать, узнать, поискать. В ходе наблюдения ребята должны были познакомиться как с обычными, так и с мало знакомыми животными.
Темы проектов:
- «Литература о животных» (составление каталога)
- «Виды животных» (создание презентации)
- «Стихи о животных» (литературно-музыкальная композиция)
- Выпуск журналов, например, «Собаки», «Лошади».
- «Дикие и домашние животные» (мини-энкциклопедия)
- «Чудеса живой природы» (выпуск газеты).
Домашнее задание: написать сочинение о любимом животном.
- Работа над проектом «Речевой портрет коллективной языковой личности учеников класса».
Предметом исследования является языковая личность школьника – подростка. Цель: рассмотреть коллективную языковую личность учеников 6 класса и составить речевой портрет языковой личности школьника, формирующейся в среде учеников 6 класса. В качестве методов исследования были выбраны: наблюдения за речевым поведением учащихся класса друг с другом в неформальном общении, анкетирование с целью изучения особенностей речевого поведения, интервьюирование, синтез и обобщение полученных сведений, использование статистических методов для представления анкетного исследования Результат исследования: презентация.
Заключение
Таким образом, проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести свою пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться на каждом уроке. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Список литературы
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
3. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
4. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
5. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6.
6. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии М., 1998.
7. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991.
8. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения . Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
10. Матвеев Б.И. Работа над синонимами – одно из средств обогащения словарного запаса.[Текст] //Русская словесность.- 2001.- №2.- с.63.
11. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
12. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 - 47
13. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).