Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе
Требования, предъявляемые к современному образованию, заставляют нас, учителей, при решении триединой задачи: кого учить? – чему учить? – как учить? – все пристальнее вглядываться во вторую составляющую этой триады – чему учить?
Просто как учитель, говорю: русскому языку. А как словесник утверждаю: русскому языку!
Как же заинтересовать учеников, как привлечь внимание каждого? Глубоко убеждена в том, что разнообразие видов деятельности на разных этапах современных уроков русского языка и литературы и чётко организованная внеклассная работа по предметам поможет решить поставленные задачи.
Я считаю, что основная цель внеклассной работы - развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и литературы, выработка коммуникативных компетенций. Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. И для нас, словесников, естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения для того, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы.
Для себя определила следующие основные задачи внеклассной работы по русскому языку и литературе:
-развитие любознательности, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний;
-расширение запаса знаний и борьба за культуру устной и письменной речи;
-воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы;
-формирование творческой активности школьников;
-выявление одаренных в лингвистическом отношении школьников;
– воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культуре общения.
Убеждена, что к подготовке и проведению внеклассных мероприятий нужно привлечь как можно больше заинтересованных, талантливых, влюбленных в идею людей: учителей, библиотекарей, учащихся и родителей. Чтобы проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем.
“Ни одного равнодушного рядом!” – девиз моей деятельности.
Цепочка “учитель литературы – библиотекарь – учащиеся – родители ” должна работать бесперебойно. Только таким образом можно добиться определенных успехов, только таким образом мы сохраняем традиции, передаем из поколения в поколение.
Учитель отбирает и рекомендует языковой и тематический материал, является организатором и непосредственным участником мероприятий.
Задача библиотекарей школы – помочь учителю в пропаганде книги (подготовка рекомендательных списков книг для самостоятельного чтения, выставок книг, книжных бюллетеней, проведение бесед).
Задача родителей – помочь детям в оформлении костюмов, декораций, и, конечно, самим быть активными участниками конкретного мероприятия.
Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.
Принципы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе
Понятно, что внеклассная работа строится на добровольных началах при равном праве участвовать в ней как хорошо знающих предмет учащихся, так и слабо обучающихся. Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности. Каждое предложение, замечание, пожелание учащихся выслушивается, обсуждается, принимается к сведению и действию.
Связь внеклассной деятельности с работой в классе заключается в том, что знания, полученные учащимися на уроках русского языка и литературы, являются базой для внеклассного общения. Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. На них учащиеся вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляды, нормы, концепции, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты. В этом проявляется принцип воспитывающего обучения.
Принцип научности требует, чтобы внеклассные занятия строились на познавательной базе, а не превращались в средство забавы или развлечения. Любой материал внеклассных занятий, даже если он подается в неожиданной и необычной форме, соответствует научным данным без лишнего упрощения или усложнения.
Важное значение приобретает на внеклассных занятиях принцип наглядности.
Научность, глубина излагаемого на внеклассных занятиях материала, выявление его практической значимости должны сочетаться с увлекательностью формы. Вот тут-то и приходят на помощь родители: они оформляют совместно с детьми, учителями наглядность для внеклассных занятий и мероприятий, помогают в оформлении декораций и костюмов, являются непосредственными участниками.
Внеклассная работа в большей мере, чем классная основывается на принципе занимательности.Этот принцип находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, лингвистических игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели.
Формы внеклассной работы
Формы внеклассной и внешкольной работы многообразны. (информация с презентации)
Более подробно раскрою содержание некоторых форм внеклассной работы, используемых в моей педагогической деятельности.
Уже много лет являюсь художественным руководителем театрального коллектива «Вдохновение». Детский коллектив «Вдохновение» успешно принимает участие в муниципальном фестивале театральных коллективов, также ставит свои спектакли в стенах родной школы и в сельском Доме культуры для учеников и родителей.
В творческой копилке коллектива собралось немало постановок: Д.И.Фонвизин «Недоросль», Н.В.Гоголь «Ревизор», А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.Н. Островский «Женитьба Бальзаминова», , А. Платонов «Юшка», , П.В. Бажов «Каменный цветок», Ш.Перро «Красная Шапочка на современный лад», театральная постановка по сказке известного ирландского писателя Оскара Уайльда «Звёздный мальчик» Остановиться мне хотелось на последнем спектакле.
Выбор произведения был неслучаен. Перечитывая страницы сказки, я увидела актуальную для всех времён проблему– это проблема взаимоотношения родителей и детей.
Выросшие в достатке и любви современные дети очень часто не уважают и не ценят своих родителей. И только тогда, когда на их пути встречаются непреодолимые трудности, они вспоминают о них. Похожая история произошла и с главным героем сказки «Звёздный мальчик».
Главным героем нашего спектакля является жестокий, надменный и себялюбивый мальчик. Он смотрит на людей свысока, оскорбляет, называет их слугами, не испытывая страха. И самый жестокий в его жизни поступок – отказ от матери.
И вот красивый, надменный мальчик превращается в урода. Его облик соответствует внутреннему миру. И только тогда, когда Мальчик – Звезда понимает, что самым близким и дорогим является мама, он ищет её.
Милая мамочка, где же ты, где?
Сердце тоскует, любя,
Только мечтою этой согрет,
Искал, но нет тебя!
Милая мамочка, тяжкого много
Встретилось мне на пути.
Люди гоняли меня от порогах…
Где же тебя найти?
Чтобы вернуть тебе сына родного,
Мама, готов я опять
Молча идти по дороге суровой,
Снова без пищи и снова без крова,
Только б тебя обнять!
Седьмой год веду кружок «Поэтическая тропинка». Он был создан для повышения интереса к художественному слову, развития у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова. Занятия литературным творчеством имеет огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазий, развития правильной , грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве.
Также в кружке «Поэтическая тропинка» ребята знакомятся с правилами стихосложения, приобретают навыки и пытаются написать свои первые стихи.
Также результатом работы литературного кружка является стихотворение ученицы 8класса Дорохиной Дарьи «Мой лучший друг – театр!»
Веками незабытый и предками воспетый
Как много интересного в тебе мы познаём.
Мы плачем и смеёмся, сражаемся, сдаёмся,
Живём и умираем в обличии твоём.
Рождается сценарий; актёр твой наготове,
Пытаясь слиться с ролью, эмоции встряхнув,
Гримасы режиссёра со сцены жадно ловит
Заучивая фразы, вкрадчиво вздохнув.
Мой чуткий, добрый, сказочный, театр мой загадочный,
Мой чувственный и трепетный огонь страстей людских.
Ты щедрый, ты приветливый, вальяжный и старательный,
Ты зеркало и жизни, и вымыслов мирских. Даша в 2015 году стала победительницей конкурса детских театральных коллективов в номинации «Лучшее авторское стихотворение о театре», и она своим стихотворением открывала Галоконцерт. В этом же году ученица 9 класса Сашникова Юлия принимала участие и стала победителем муниципального , а позже и всероссийского конкурса сочинений, посвящённого году Литературы. И 15 ноября 2015 года руководитель департамента образования, науки и молодёжной политики в Администрации Воронежской области в торжественной обстановке вручал дипломы и подарки.
А в начале 2016 года Юлия стала призёром районного этапа V Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»(Светлана Алексиевич «Цинковые мальчики»), потом направлена на областной этап, где вошла в десятку лучших чтецов.
Моё желание плодотворно работать, творить, радовать, нести добро окружающим людям передаётся ребятам, с которыми я работаю, и поэтому у нас много желающих и участвующих в различных по уровню конкурсах.
Международный конкурс по русскому языку и литературе «Кириллица»(осенний и зимний этап)
Стали победителями: Глаголева Анастасия, Гаранич Юлия, Макушина Юлия, Богуцкий Павел и другие ребята.
Международный очный конкурс по литературе «Литературный квадрат»
Стали победителями: Сашникова Юлия, Артамонов Степан, Богуцкий Артём, Мамонтова Валерия и другие.
3)Международная викторина в номинации «Знаток сказок»(Мамонтов Павел и Татаринцева Виктория)
4)Международный конкурс по литературе «Вечера на хуторе близ Диканьки»(Глаголева Анастасия, Скляренко Светлана, Сашникова Екатерина)
5)Международный конкурс «Молодёжное движение»
1 место заняли Ермоленко Никита, Артамонов Степан, Золотарёва Светлана
2 место Гриднев И., Сторожик Вячеслав, Панарин Николай
3 место Сашникова Екатерина и т д.
Учащиеся нашей школы занимаются научно -исследовательской работой, как итог данного вида деятельности является участие в муниципальной научно – практической конференции «Юнность.Творчество.Успех» На конференции были представлены работы на темы: «Сердцу близкие имена…»(о писателях и поэтах родного края) «Языковые особенности современной рекламы «Молодежный сленг» итд
В заключении мне хотелось бы сказать, что умелое использование различных форм внеклассной работы повышает интерес учащихся к изучению русского языка и литературы.