МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийск
Организация внеурочной деятельности как условие достижения требований к результатам ФГОС НОО
Голощапова Марина Викторовна, заместитель директора по УВР
Нормативные документы, раскрывающие вопросы внеурочной деятельности в начальной школе
- Приказ Минобрнауки от 6.10. 09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями и дополнениями)
- Примерная ООП начального общего образования
- Письмо Минобрнауки от 12.05.11 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»
- Письмо Минобрнауки от 14.12.15 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- СанПиН 2.4.2.2821-10
2
Организация внеурочной деятельности осуществляется в рамках действующей ООП
ФГОС: ООП реализуется через урочную и внеурочную деятельность Письмо Минобрнауки России от 14.12.15 № 09-3564
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП (Письмо Минобрнауки № 03-296)
3
В структуру модели входят:
- цели и задачи, основные положения по
реализации внеурочной деятельности в
начальной школе;
- план внеурочной деятельности, включающий
перечень курсов, формы организации,
обязательные направления развития школьника
(в т.ч. приоритетные), количество часов в неделю
на освоение каждого курса;
- программы курсов внеурочной деятельности (изданные в 3-х частях) по всем пяти направлениям внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, обще интеллектуальному и общекультурному;
- учебные издания по внеурочной деятельности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов;
- оценочные материалы для выявления успешности достижения личностных и метапредметных результатов внеурочной деятельности.
Издательство «Академкнига/Учебник»
4
Модель плана внеурочной деятельности
Курсы внеурочной деятельности
Формы организации внеурочной деятельности
Музей в твоем классе
Приоритетные направления развития школьника
Спорт.-оздоровит
Ключ и Заря
кружок, факультатив
Мы раскрасим целый свет
Дух.-нравств
научный клуб
практические занятия
Учусь оценивать свои успехи
Социальное
совместная деятельность
Готовлюсь к школьной олимпиаде
Обще-интеллект.
курс, факультатив
Общекультурное
Час. в неделю
Расчетно-конструкторское бюро
За страницами учебника математики
факультатив
Путешествие в компьютерную долину
1
кружок, факультатив
проектная деятельность
1
Изучение природы родного края
1
проектная деятельность
Мы и окружающий мир
Город мастеров
1
научный клуб
1
Путешествие в мир экологии
творческая мастерская
интегрированный курс
1
1
1
1
1
1
1
Издательство «Академкнига/Учебник»
План внеурочной деятельности
на 2017-2018 учебный год
2-е классы (25 часов)
Издательство «Академкнига/Учебник»
Изучение потребностей, интересов школьников и их родителей во внеурочной деятельности
Результаты диагностики влияют на корректировку плана и программ курсов внеурочной деятельности, эффективность которых связана с такими характеристиками, как:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей
- вариативность содержания
- учет планируемых результатов урочной деятельности
Издательство «Академкнига/Учебник»
Программы курсов внеурочной деятельности издательства «Академкнига/Учебник»
Программы курсов внеурочной деятельности (всего 14 программ) имеют единую структуру, включающую: пояснительную записку; общую характеристику курса; результаты освоения курса; содержание курса; тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
8
Взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности при вариативности форм
Условием данной взаимосвязи выступает необходимость достижения личностных и метапредметных результатов на уроке и во внеурочной деятельности
Авторы учебников и пособий системы «Перспективная начальная школа»
Н.А. Чуракова. Учебники по литературному чтению (1-4 классы).
Авторы программ курсов внеурочной деятельности «Перспективная начальная школа»
О.А. Захарова, Е.П. Юдина. Тетради для самостоятельной работы школьников по математике (1-4 классы)
Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова «Музей в твоем классе»
О.А. Захарова «Расчетно-конструкторское бюро»
А.Л.Чекин. Учебники по математике (1-4 класс)
Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова. Учебники по информатике и ИКТ (2-4 классы)
А.Л. Чекин «За страницами учебника математики»
Т.М. Рагозина и др. Учебники по технологии (1-4 классы)
А.Г. Паутова «Путешествие в Компьютерную долину»
Т.М. Рагозина. «Город мастеров»
Издательство «Академкнига/Учебник»
Как обеспечить взаимосвязь программ учебных предметов (курсов) и курсов внеурочной деятельности?
Последовательные шаги:
- определить, с какой предметной областью учебного плана соотносится курс внеурочной деятельности
- решить, какие задачи данной предметной области могут быть актуальными для курса внеурочной деятельности
- разработать (скорректировать) планируемые результаты, содержание курса и тематическое планирование
Издательство «Академкнига/Учебник»
Структура программы курсов внеурочной деятельности
Вариант 1
Вариант 2
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тем. планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Тематическое планирование
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, …
Где размещаются программы внеурочной деятельности?
- Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», рабочие программы – часть ООП «О рабочих программах учебных предметов» (письмо Минобрнауки от 28.10.15 № 08-1786):
- Рабочие программы являются обязательным компонентом содержательного раздела ООП Примечание. Вероятно, в структуре ООП (содержательный раздел) могут находиться аннотации, краткие характеристики программ. А их «полный» вариант – в приложении к ООП
Издательство «Академкнига/Учебник»
Учебные пособия для реализации программ курсов внеурочной деятельности включают: рабочие тетради для самостоятельной работы и проектной деятельности; репродукции картин; дневники достижений младших школьников; книги для совместной работы детей и взрослых; олимпиадные задания по русскому языку, математике и окружающему миру.
Издательство «Академкнига/Учебник»
Результаты участия в городских предметных олимпиад младших школьников МБОУ «СОШ № 17»
Уч. год
Ф.И. обучающегося
Русский язык
Кол-во баллов
2014-2015
2015-2016
Попов Данил
Результат
54
Хромченко Марина
2016-2017
1 место
75
Зурова Светлана
Литературное чтение
3 место
32,75
2014-2015
1 место
Кравченко Алена
2016-2017
Пфейфер Марина
42
1 место
Математика
34
Зурова Светлана
2016-2017
56
3 место
2 место
Копытова Анастасия
Окружающий мир
58
2014-2015
2015-2016
3 место
Сырчин Артем
Логунов Александр
32
2 место
66
Стариков Роман
2016-2017
1 место
66
Колодкин Дмитрий
1 место
72
3 место
Серия «Школьная олимпиада»
Издательство «Академкнига/Учебник»
«Учусь оценивать свои успехи» (с использованием дневников достижений младшего школьника)
Дневник достижений – инструмент оценки успехов обучающихся во внеурочной деятельности предусматривает оценивание учеником своих достижений, которые он накапливает в школе и за ее пределами. В ходе оформления страниц обучающиеся отмечают свои успехи, используя рисунки, фотографии, подписи, схемы.
Издательство «Академкнига/Учебник»
Программа «Музей в твоем классе»
Методические материалы дифференцированы по предметным областям и возрастным группам. Предусматривается подготовка ребенка к анализу живописных произведений (репродукций картин в печатной и электронной форме) в логике музейной педагогики
Издательство «Академкнига/Учебник»
Электронное пособие «Музей в твоём классе» включает:
- 18 репродукций картин русских художников
- 10 работ, которые служат дополнительными источниками информации
- интерактивные инструменты (лупа, рамки)
Издательство «Академкнига/Учебник»
Программа «Музей в твоем классе»
подготовка ребенка к анализу живописных произведений в электронной форме
Издательство «Академкнига/Учебник»
Программы «Ключ и Заря», «Мы и окружающий мир»
Предусматривают проведение занятий младших школьников в научных клубах по интересам
Издательство «Академкнига/Учебник»
«Мы и окружающий мир»
Издательство «Академкнига/Учебник»
«Изучаем природу родного края»
Тетрадь предназначена для организации внеурочной деятельности по учебному предмету «Окружающий мир». Представленные задания связаны с подготовкой и проведением экскурсий на природу; сбором и обработкой природного материала, собранного во время экскурсий; подготовкой из этого природного материала иллюстративного материала для уроков по окружающему миру. Заключительная часть тетради посвящена организации, оформлению и проведению выставок работ детей, вступлению учащихся в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир».
22
Программа «Город мастеров»
Тетрадь помогает реализовать программу внеурочной деятельности «Город мастеров» (учебный предмет «Технология»), соответствующую требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Издательство «Академкнига/Учебник»
Программа «Расчетно-конструкторское бюро»
Решаются задачи изучения, познания окружающего мира при
помощи математических средств (выполнение расчетов,
построение схем, конструирование моделей):
Издательство «Академкнига/Учебник»
Программа «Путешествие в Компьютерную долину»
Предполагается создание мини-проектов с помощью информационных технологий, мультимедийных презентаций
Издательство «Академкнига/Учебник»
Программа «Путешествие в мир экологии»
обеспечивается экологическое воспитание путем интеграции различных областей знаний Разделы:
- «Семицветная страна» (1 кл.)
- «Открываем мир природы» (2 кл.)
- «Экология – наука о доме» (3 кл.)
- «Экология + Экономика» (4 кл.)
Издательство «Академкнига/Учебник»
Программа «Мы раскрасим целый свет»
Обеспечивается развитие художественно-образного и эмоционально-ценностного восприятия в ходе выполнения заданий интегрированного характера
Издательство «Академкнига/Учебник»
Подготовка к итоговой работе
Издательство «Академкнига/Учебник»
Особенности оценки личностных и метапредметных результатов внеурочной деятельности
Личностные результаты не подлежат итоговой оценке
Оценка метапредметных результатов – с использованием: - комплексных заданий на основе единого текста - практических задач - проверочных межпредметных заданий
Без выставления отметки (баллы, портфолио, личностные характеристики, описание индивидуального прогресса…).
Могут использоваться оценочные листы, листы наблюдений, анкетирование
Издательство «Академкнига/Учебник»
Оценка метапредметных результатов.
Итоговые комплексные работы на основе единого текста
Издательство «Академкнига/Учебник»
Итоговый анализ
Издательство «Академкнига/Учебник»
Сайты издательства «Академкнига/Учебник»
akademkniga.ru
Издательство «Академкнига/Учебник»
32
Спасибо за внимание!