СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен план работы ГМО ШНВ. Сопровождение к презентации.

Просмотр содержимого документа
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»

Тема: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»


«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский


Цель: знакомство с эффективными формами взаимодействия с родителями, развитие умений конструктивного партнёрского общения.


План


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: принципы и требования к организации современной работы с родителями в детском саду - руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н

  2. Социальное партнерство как вариант организации сотрудничества с семьями воспитанников ДОО (опыт ДОУ - практика).

  3. Планирование работы с родителями в ДОО как процесса психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (опыт работы ДОУ, мастер-класс для начинающих воспитателей по написанию РП части взаимодействия с семьями воспитанников)

  4. Брейнсторминг «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников» - руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н

  5. Самоанализ педагогов «Оценка взаимодействия с родителями» - руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н.

  6. Обзор методической литературы по теме - руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н.

  7. Электронная педагогическая копилка по теме - руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н.

  8. Анкета «Обратная связь» - руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н

  9. Домашнее задание «Моя педагогическая идея»- руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н.

  10. Разное

проверка д/з




  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: принципы и требования к организации современной работы с родителями в детском саду


сл.1,2,3.

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. И, как правило, многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только осуществляется присмотр и уход за детьми, пока родители на работе.

Но мы должны помнить…

Сл.4

сл.5,6,7. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В законе об образовании говорится

сл.8.ФГОС

Введение федерального государственного образовательного стандарта придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Вовлечение родителей в жизнедеятельность дошкольного образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь как нельзя, кстати, необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот эти два краеугольных камня, которые могут служить мостиком в создание сотрудничества детского сада и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.

Сл.9. В соответствии с ФГОС Д обязан:

сл.10 ФГОС ДО нацеливает на непосредственное вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс

Каковы основные принципы-1.2.2), 3), 1.4.3),5),6)

1.2.

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

1.4.

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Задачи ДО. -1.6.5),9).

1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач:

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7.6) Стандарт основа для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Сл.11. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого.

Признание приоритета семейного воспитания потребует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Для сотрудничества необходима открытость ДОУ.

сл. 12 открытость ДОУ

сл.13. Взаимодействие участников ОП можно изобразить следующей схемой.

сл.14. Перед педагогическим коллективом ДОУ должна быть поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

сл. 15. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Сл.16. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

  • Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

  • Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.

Готовимся серьёзно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Сл.17. Функции взаимодействия

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

  • психолого-педагогическое просвещение;

  • вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;

  • помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ.

сл.18. Каковы проблемы в налаживании взаимодействия с родителями

сл.19. Каждая проблема решаема. Я предлагаю вам формы работы по вовлечению родителей в совместную деятельность

  • Информационно-аналитические формы - Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей. О наличии у них необходимых педагогических знаний; об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести

сл.20. .. а также анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы.

  • Познавательные формы - Призваны повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей. Рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

сл. 21. Например

  • Наглядно-информационные формы - решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя.

сл. 22

  • Досуговые формы - досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

сл.23

сл.24 Письменные формы

сл.25 Разнообразные формы работы с родителями должны содержать в себе и образовательные области:

  • «Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.

  • «Социально-коммуникативное развитие» — знакомство родителей на родительских собраниях с трудностями и достижениями детей, организация выставок …

  • «Физическое-развитие» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях. Знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций.

  • «Речевое развитие» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах, совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

  • «Художественно-эстетическое развитие» — совместные рисунки и поделки, музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

сл.26. Методы активизации родителей

  • Мозговой штурм - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы

  • Реверсионная мозговая атака, или Разнос - этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

  • Список прилагательных и определений - такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику.

  • Ассоциации - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент. Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения.

  • Коллективная запись - Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

  • Запись на листах - при обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко.

  • Эвристические вопросы - к ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему.

  • Мини-эксперимент - метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство).

сл.27,28. Всю работу по взаимодействию ДОУ и семьи можно выстроить в виде модели:

сл.29. Предлагаю ещё одну модель взаимодействия (здесь видно какую задачу через какие формы и методы можно решить).

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями может свидетельствовать следующее:

сл.30

сл.31. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что…

П закончить своё выступление хочется словами Василия Александровича Сухомлинского

сл.32 «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

сл.34.








Брейнсторминг «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников»


Что же должен знать и уметь современный педагог в работе с родителями, каким он должен быть????


  1. Уметь преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.

  2. Владеть методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

  3. Уметь прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития.

  4. Уметь ориентироваться в информации, отбирать необходимые для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.

  5. Уметь конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями.

  6. Уметь организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.


Коммуникативные умения и навыки педагога:


Устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание, предвидеть результаты общения, возможные трудность;

управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;

проявлять гибкость в общении с родителями;

создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;

Владеть этикетными нормами речи и поведения;

Организовывать содержательное общение с родителями;

Осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.


Современный педагогкомпетентный в сфере общения с родителями,

Понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.



1.«Педагогические ситуации»

  1. Мама бесконечно опаздывает за ребенком. Конфликтовать нельзя, хвалить – тоже. Ваши действия.

  2. Ребенок тяжело переносит адаптацию, плачет, устраивает истерики, расставаясь с мамой. Утомленный воспитатель говорит: «Сегодня, как только ты захочешь, мама за тобой придет». Но мама не может оставить работу, а если сегодня не сдержать обещание, завтра… Ваши действия.

  3. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали этого и после напоминания воспитателя. Какова должна быть реакция педагога?

  4. Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю в данном случае?

  5. Воспитатель огорчен тем, что на встрече родителей воспитанников группы, которую все оценили как полезную, отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь». Как привлечь пассивных родителей?

  6. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

  7. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

  8. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

  9. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?


2.Формы работы с родителями по ОО


Образовательные области (направления развития)

Формы работы с родителями(совместной партнерской деятельности)

Социально-коммуникативное развитие





Физическое развитие





Познавательное развитие





Речевое развитие






Художественно-эстетическое развитие






3.Продолжи пословицу о семье

  • Маленькие детки - маленькие бедки, большие детки – ….. большие бедки

  • Птица в гнезде до осени, а дети в дому …..до возраста 

  • Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, …..пока слушается 

  • Дитятко - что тесто: как замесил, …..так и выросло 

  • Дерево держится корнями, а человек …..семьёй

  • Любящая мать – душа семьи и …..украшение жизни

4.Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё" имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя). (Анализ выполненного упражнения)

5. Произнесите фразу:

-Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

-Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре

с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

Скажите, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

  1. Упражнение «Рюкзачок»

Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной, (на листах бумаги напишите качества, которые помогут в общении и те, которые могут помешать в общении).


5.Самоанализ педагогов «Оценка взаимодействия с родителями» - руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н.

(раздатки)

6.Обзор методической литературы по теме - руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н.

7.Электронная педагогическая копилка по теме - руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н.

8.Анкета «Обратная связь»

Что нам дала Школа молодых педагогов?

9.Домашнее задание «Моя педагогическая идея»- руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н. (в РП прописать пункт 2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников)

10.Разное



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!