СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлен материал для воспитателей ДОУ. Опираясь на него начинающий воспитатель может выстроить алгоритм взаимодействия с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО   Руководитель ГМО ШНВ: ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29 «Теремок» Пеньковская Т.Н. mail :  tanjarezh@mail.ru

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО

Руководитель ГМО ШНВ: ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29 «Теремок» Пеньковская Т.Н.

mail : [email protected]

   Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие .

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие .

         «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…

«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…

Какими бы ни были прекрасными наши детские сады, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей являются мать и отец.   Сухомлинский  В.А.

Какими бы ни были прекрасными наши детские сады, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей являются мать и отец. Сухомлинский В.А.

Об образовании в Российской Федерации  от 29 декабря 2012 года № 273   Статья 3 п.10  – демократический характер управления образованием, обеспечение прав пед. работников, обучающихся, родителей на участие в управлении образовательным учреждением. Статья 44. 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273

Статья 3 п.10 – демократический характер управления образованием, обеспечение прав пед. работников, обучающихся, родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Статья 44.

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Ст44. п3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:   2) Дать ребенку дошкольное , начальное общее образование, среднее общее образование в семье . Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить обучение в образовательной организации. 6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся. Статья 45. защита прав и право на обращения!

Ст44. п3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

2) Дать ребенку дошкольное , начальное общее образование, среднее общее образование в семье . Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить обучение в образовательной организации.

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

  • Статья 45. защита прав и право на обращения!
Статья 64. Дошкольное образование   1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей. 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право  на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы , в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы , в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

ФГОС

ФГОС

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования ;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы , в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
ФГОС о сотрудничестве с семьей Основные принципы- Задачи ДО- 1.7.6. Стандарт основа для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

ФГОС о сотрудничестве с семьей

  • Основные принципы-
  • Задачи ДО-
  • 1.7.6. Стандарт основа для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Открытость дошкольных образовательных учреждений  созданы web -страницы в детских садах;  имеют собственные официальные сайты; действует сайт управления образования; организована работа Интернет-приемных в муниципальном образовании; услуги  по регистрации детей в очереди и зачислению в детский сад предоставляются в электронном виде.

Открытость дошкольных образовательных учреждений

  • созданы web -страницы в детских садах;
  • имеют собственные официальные сайты;
  • действует сайт управления образования;
  • организована работа Интернет-приемных в муниципальном образовании;
  • услуги по регистрации детей в очереди и зачислению в детский сад предоставляются в электронном виде.
Взаимодействие участников образовательного процесса Родитель Педагог Ребёнок

Взаимодействие участников образовательного процесса

Родитель

Педагог

Ребёнок

Цель взаимодействия с семьями сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Цель взаимодействия с семьями

сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Задача : «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задача :

«повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Принципы работы по взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй  Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Индивидуальный подход. Сотрудничество, а не наставничество. Динамичность.

Принципы работы по взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество, а не наставничество.
  • Динамичность.
Функции взаимодействия образовательного учреждения с семьей:   ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение;  вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ.

Функции взаимодействия образовательного учреждения с семьей:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
  • психолого-педагогическое просвещение;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;
  • помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ.
Проблемы взаимодействия семьи и детского сада  пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку,  чрезмерная занятость родителей,  недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт, отсутствие конструктивного взаимодействия педагогов с родителями;  агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя,  недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей, взаимодействие с разными категориями родителей одновременно; некомпетентность (педагога либо родителей) в вопросах воспитания ребенка; социальная неустойчивость семьи.

Проблемы взаимодействия семьи и детского сада

  • пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку,
  • чрезмерная занятость родителей,
  • недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт, отсутствие конструктивного взаимодействия педагогов с родителями;
  • агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя,
  • недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей,
  • взаимодействие с разными категориями родителей одновременно;
  • некомпетентность (педагога либо родителей) в вопросах воспитания ребенка;
  • социальная неустойчивость семьи.
Формы вовлечения родителей в совместную деятельность с ДОУ

Формы вовлечения родителей в совместную деятельность с ДОУ

Информационно-аналитические:   « Почта доверия» «Волшебный сундучок» «Ларец пожеланий и предложений»  тестирование

Информационно-аналитические:

  • « Почта доверия»
  • «Волшебный сундучок»
  • «Ларец пожеланий и предложений»
  • тестирование
Познавательные    педагогические беседы круглый стол вечер вопросов и ответов родительские конференции Тренинги Практикумы школы для родителей  совместные занятия с детьми дни открытых дверей информационные встречи-лекции

Познавательные

  • педагогические беседы
  • круглый стол
  • вечер вопросов и ответов
  • родительские конференции
  • Тренинги
  • Практикумы
  • школы для родителей
  • совместные занятия с детьми
  • дни открытых дверей
  • информационные встречи-лекции
Наглядно-информационные:   родительские уголки  семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу» фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи» фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»  картотека Добрых дел.

Наглядно-информационные:

  • родительские уголки
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»
  • фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»
  • фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»
  • картотека Добрых дел.
Досуговые Развлечения Мастер – класс Праздники Спортивные досуги Вечер совместных игр Празднование дней рождений детей Вечерние посиделки Совместные походы Творческие выставки Выставки семейных коллекций, реликвий.

Досуговые

  • Развлечения
  • Мастер – класс
  • Праздники
  • Спортивные досуги
  • Вечер совместных игр
  • Празднование дней рождений детей
  • Вечерние посиделки
  • Совместные походы
  • Творческие выставки
  • Выставки семейных коллекций, реликвий.
Письменные формы еженедельные записки неформальные записки личные блокноты письменные отчеты о развитии ребенка .

Письменные формы

  • еженедельные записки
  • неформальные записки
  • личные блокноты
  • письменные отчеты о развитии ребенка .
Образовательные области «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое-развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательные области

  • «Познавательное развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Физическое-развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
Методы активизации родителей Мозговой штурм  Реверсионная мозговая атака или Разнос  Список прилагательных и определений  Ассоциации Коллективная запись Запись на листах  Эвристические вопросы  Мини - эксперимент

Методы активизации родителей

  • Мозговой штурм
  • Реверсионная мозговая атака или Разнос
  • Список прилагательных и определений
  • Ассоциации
  • Коллективная запись
  • Запись на листах
  • Эвристические вопросы
  • Мини - эксперимент
 Модель взаимодействия педагога и родителей 1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ Сбор информации (первое Сбор информации (знакомство общение; беседа, наблюдение; с детским садом (адаптация) анализ полученных результатов, анализ типа семей) 2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ   Наглядная агитация ( стенды, консультации, Встреча со специалистами. родительская газета, Просмотр открытых занятий,  информационные проспекты, буклеты) мероприятий Педагоги Родители 13

Модель взаимодействия педагога и родителей

1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Сбор информации (первое Сбор информации (знакомство

общение; беседа, наблюдение; с детским садом (адаптация)

анализ полученных результатов,

анализ типа семей)

2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ

Наглядная агитация ( стенды, консультации, Встреча со специалистами.

родительская газета, Просмотр открытых занятий,

информационные проспекты, буклеты) мероприятий

Педагоги

Родители

13

Педагоги Родители Знакомство с опытом семейного воспитания, Получение консультативной  традициями, фотовыставки, «День матери», индивидуальной помощи творческая мастерская Выбор содержания, форм с семьей ребенка  4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ Современные мероприятия (досуги, Совместное обсуждение проблем, праздники, круглые столы, «Недели участие в совместных делах, здоровья», турпоходы, конкурсы, деловые игры, дискуссионный выставки , вечер вопросов и ответов клуб 13

Педагоги

Родители

Знакомство с опытом семейного воспитания, Получение консультативной

традициями, фотовыставки, «День матери», индивидуальной помощи

творческая мастерская

Выбор содержания, форм с семьей ребенка

4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ

Современные мероприятия (досуги, Совместное обсуждение проблем,

праздники, круглые столы, «Недели участие в совместных делах,

здоровья», турпоходы, конкурсы, деловые игры, дискуссионный

выставки , вечер вопросов и ответов клуб

13

 проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем; размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Вывод Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом Использование разнообразных форм работы помогает родителям  из «зрителей» и «наблюдателей»  становятся  активными  участниками  образовательного и воспитательного процесса их детей

Вывод

  • Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
  • Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом
  • Использование разнообразных форм работы помогает родителям  из «зрителей» и «наблюдателей»  становятся  активными  участниками  образовательного и воспитательного процесса их детей
 «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».  В.А. Сухомлинский

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

В.А. Сухомлинский

Научная и методическая литература для работы ДОУ с семьёй

Научная и методическая литература для работы ДОУ с семьёй


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!