Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО
Руководитель ГМО ШНВ: ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29 «Теремок» Пеньковская Т.Н.
mail : [email protected]
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие .
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…
Какими бы ни были прекрасными наши детские сады, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей являются мать и отец. Сухомлинский В.А.
Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273
Статья 3 п.10 – демократический характер управления образованием, обеспечение прав пед. работников, обучающихся, родителей на участие в управлении образовательным учреждением.
Статья 44.
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Ст44. п3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
2) Дать ребенку дошкольное , начальное общее образование, среднее общее образование в семье . Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить обучение в образовательной организации.
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
- Статья 45. защита прав и право на обращения!
Статья 64. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы , в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
ФГОС
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования ;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы , в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
ФГОС о сотрудничестве с семьей
- Основные принципы-
- Задачи ДО-
- 1.7.6. Стандарт основа для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Открытость дошкольных образовательных учреждений
- созданы web -страницы в детских садах;
- имеют собственные официальные сайты;
- действует сайт управления образования;
- организована работа Интернет-приемных в муниципальном образовании;
- услуги по регистрации детей в очереди и зачислению в детский сад предоставляются в электронном виде.
Взаимодействие участников образовательного процесса
Родитель
Педагог
Ребёнок
Цель взаимодействия с семьями
сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задача :
«повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Принципы работы по взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество, а не наставничество.
- Динамичность.
Функции взаимодействия образовательного учреждения с семьей:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
- психолого-педагогическое просвещение;
- вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;
- помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ.
Проблемы взаимодействия семьи и детского сада
- пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку,
- чрезмерная занятость родителей,
- недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт, отсутствие конструктивного взаимодействия педагогов с родителями;
- агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя,
- недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей,
- взаимодействие с разными категориями родителей одновременно;
- некомпетентность (педагога либо родителей) в вопросах воспитания ребенка;
- социальная неустойчивость семьи.
Формы вовлечения родителей в совместную деятельность с ДОУ
Информационно-аналитические:
- « Почта доверия»
- «Волшебный сундучок»
- «Ларец пожеланий и предложений»
- тестирование
Познавательные
- педагогические беседы
- круглый стол
- вечер вопросов и ответов
- родительские конференции
- Тренинги
- Практикумы
- школы для родителей
- совместные занятия с детьми
- дни открытых дверей
- информационные встречи-лекции
Наглядно-информационные:
- родительские уголки
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»
- фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»
- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»
- картотека Добрых дел.
Досуговые
- Развлечения
- Мастер – класс
- Праздники
- Спортивные досуги
- Вечер совместных игр
- Празднование дней рождений детей
- Вечерние посиделки
- Совместные походы
- Творческие выставки
- Выставки семейных коллекций, реликвий.
Письменные формы
- еженедельные записки
- неформальные записки
- личные блокноты
- письменные отчеты о развитии ребенка .
Образовательные области
- «Познавательное развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Физическое-развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
Методы активизации родителей
- Мозговой штурм
- Реверсионная мозговая атака или Разнос
- Список прилагательных и определений
- Ассоциации
- Запись на листах
- Эвристические вопросы
- Мини - эксперимент
Модель взаимодействия педагога и родителей
1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
Сбор информации (первое Сбор информации (знакомство
общение; беседа, наблюдение; с детским садом (адаптация)
анализ полученных результатов,
анализ типа семей)
2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ
Наглядная агитация ( стенды, консультации, Встреча со специалистами.
родительская газета, Просмотр открытых занятий,
информационные проспекты, буклеты) мероприятий
Педагоги
Родители
13
Педагоги
Родители
Знакомство с опытом семейного воспитания, Получение консультативной
традициями, фотовыставки, «День матери», индивидуальной помощи
творческая мастерская
Выбор содержания, форм с семьей ребенка
4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ
Современные мероприятия (досуги, Совместное обсуждение проблем,
праздники, круглые столы, «Недели участие в совместных делах,
здоровья», турпоходы, конкурсы, деловые игры, дискуссионный
выставки , вечер вопросов и ответов клуб
13
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Вывод
- Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
- Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом
- Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
В.А. Сухомлинский
Научная и методическая литература для работы ДОУ с семьёй