СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организменный элементарий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вниманию коллег презентацию к элективному курсу "Организменный элементарий". Авторский продукт, опыт работы по программе более 12 лет

Просмотр содержимого документа
«Организменный элементарий»

ОРГАНИЗМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ АВТОР: учитель химии «Лицей математики и информатики» Альбицкая Н.Е.

ОРГАНИЗМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ

АВТОР: учитель химии «Лицей математики и информатики» Альбицкая Н.Е.

ОРГАНИЗМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ Аннотация  Элективный курс «Организменный элементарий» направлен на развитие общеучебных умений и навыков учащихся, на расширение и усложнение их индивидуальных познавательных ресурсов, помимо этого он способствует формированию механизмов приобретения новых знаний, для объяснения явлений окружающего мира. Элективный курс будет полезным для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 17 часов.  Использование данной разработки формирует у учащихся предметную компетентность, показывает значимость естественных наук в жизни человека, помогает увидеть взаимосвязи, соединяющие химию, биологию и валеологию в целостную систему наук о живой природе.

ОРГАНИЗМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ

  • Аннотация

Элективный курс «Организменный элементарий» направлен на развитие общеучебных умений и навыков учащихся, на расширение и усложнение их индивидуальных познавательных ресурсов, помимо этого он способствует формированию механизмов приобретения новых знаний, для объяснения явлений окружающего мира. Элективный курс будет полезным для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 17 часов.

Использование данной разработки формирует у учащихся предметную компетентность, показывает значимость естественных наук в жизни человека, помогает увидеть взаимосвязи, соединяющие химию, биологию и валеологию в целостную систему наук о живой природе.

ОРГАНИЗМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ  Основной целью предлагаемого элективного курса является формирование у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие представлений об использовании химических знаний для сохранения индивидуального здоровья. Учащиеся должны осознавать, что владение предметными компетентностями дает им возможность управлять химическими превращениями веществ в живом организме, понимать и влиять на биологические процессы. Программа позволяет закрепить и расширить имеющиеся знания учащихся о важнейших для организма неорганических и органических веществах, их строении и значении для живых организмов.

ОРГАНИЗМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ

  • Основной целью предлагаемого элективного курса является формирование у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие представлений об использовании химических знаний для сохранения индивидуального здоровья. Учащиеся должны осознавать, что владение предметными компетентностями дает им возможность управлять химическими превращениями веществ в живом организме, понимать и влиять на биологические процессы. Программа позволяет закрепить и расширить имеющиеся знания учащихся о важнейших для организма неорганических и органических веществах, их строении и значении для живых организмов.
Учебно-воспитательные задачи курса:  - формирование и развитие умений учащихся осуществлять перенос имеющихся знаний из одной предметной области в другую; - углубление теоретических знаний учащихся по обозначенным темам курса; - развитие навыков владения экспериментальной областью предмета; - формирование и развитие познавательной культуры учащихся; - воспитание ответственного отношения к здоровью.
  • Учебно-воспитательные задачи курса:

- формирование и развитие умений учащихся осуществлять перенос имеющихся знаний из одной предметной области в другую;

- углубление теоретических знаний учащихся по обозначенным темам курса;

- развитие навыков владения экспериментальной областью предмета;

- формирование и развитие познавательной культуры учащихся;

- воспитание ответственного отношения к здоровью.

 Прогнозируемые результаты: - формирование ответственного отношения к своему здоровью ; - качественное повышение уровня обученности школьников; - активизация познавательной и поисково-исследовательской деятельности учащихся; - мотивационное и позитивное отношение к предмету. Учащиеся должны знать: - основные биогенные элементы и их значение для организма человека; - биологическую роль химических элементов для нормального функционирования живого организма; - признаки и реакцию организма на избыток или недостаток элементов; - источники поступления химических элементов в организм человека; - токсическое влияние отдельных элементов на организм человека.
  • Прогнозируемые результаты:

- формирование ответственного отношения к своему здоровью ;

- качественное повышение уровня обученности школьников;

- активизация познавательной и поисково-исследовательской деятельности учащихся;

- мотивационное и позитивное отношение к предмету.

  • Учащиеся должны знать:

- основные биогенные элементы и их значение для организма человека;

- биологическую роль химических элементов для нормального функционирования живого организма;

- признаки и реакцию организма на избыток или недостаток элементов;

- источники поступления химических элементов в организм человека;

- токсическое влияние отдельных элементов на организм человека.

ОРГАНИЗМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ Учащиеся должны уметь: - давать рекомендации  по рациональному, сбалансированному питанию ; - владеть основными методами качественного определения  химических элементов, ионов, веществ; - объяснять с точки зрения строения и свойств действие и функцию биогенов в организме человека; - оказывать первую помощь при острых отравлениях веществами; - соблюдать меры предосторожности при работе с разными группами веществ.

ОРГАНИЗМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ

  • Учащиеся должны уметь:

- давать рекомендации по рациональному, сбалансированному питанию ;

- владеть основными методами качественного определения химических элементов, ионов, веществ;

- объяснять с точки зрения строения и свойств действие и функцию биогенов в организме человека;

- оказывать первую помощь при острых отравлениях веществами;

- соблюдать меры предосторожности при работе с разными группами веществ.

Учебно-тематический план 1. Валеология – предмет или наука? Факторы сохранения здоровья. Общая характеристика биогенных элементов. 2. Вода, она бывает разной… Значение воды для живых организмов. 3. Практическая работа «Определение жесткости воды» 4. Наши хорошие знакомые - щелочные металлы. Дуэт ионов – любимцев клетки. 5. Практическая работа «Возможные методы определения щелочных металлов»
  • Учебно-тематический план

1. Валеология – предмет или наука? Факторы сохранения здоровья. Общая характеристика биогенных элементов.

2. Вода, она бывает разной… Значение воды для живых организмов.

3. Практическая работа «Определение жесткости воды»

4. Наши хорошие знакомые - щелочные металлы. Дуэт ионов – любимцев клетки.

5. Практическая работа «Возможные методы определения щелочных металлов»

 6. Продолжим разговор о щелочноземельных металлах. Биологическое значение второгруппников. 7. Практическая работа «Методы определения щелочноземельных металлов» 8. Важные и знаменитые – металлы побочных подгрупп. 9. Практическая работа «Обнаружение катионов железа (+3)». «Обнаружение ионов свинца» 10. Органогенные элементы и их ближайшие родственники. Биологическая роль неметаллов. 11. Практическая работа «Определение хлорид-ионов и сульфат - ионов»

6. Продолжим разговор о щелочноземельных металлах. Биологическое значение второгруппников.

7. Практическая работа «Методы определения щелочноземельных металлов»

8. Важные и знаменитые – металлы побочных подгрупп.

9. Практическая работа «Обнаружение катионов железа (+3)». «Обнаружение ионов свинца»

10. Органогенные элементы и их ближайшие родственники. Биологическая роль неметаллов.

11. Практическая работа «Определение хлорид-ионов и сульфат - ионов»

12. « Есть? Или не есть?» Какие вещества скрываются в продуктах питания? Азбучные правила экологической самозащиты. 13. Практическая работа «Определение нитратов, фосфатов и ионов аммония»Органогенные элементы. 14. Органические вещества. 15. Практическая работа «Определение витаминов» 16-17. Расчеты, способствующие  сохранению здоровья.

12. « Есть? Или не есть?» Какие вещества скрываются в продуктах питания? Азбучные правила экологической самозащиты.

13. Практическая работа «Определение нитратов, фосфатов и ионов аммония»Органогенные элементы.

14. Органические вещества.

15. Практическая работа «Определение витаминов»

16-17. Расчеты, способствующие

сохранению здоровья.

  • Занятие №12

«Есть или не есть?»

Какие вещества скрываются в продуктах питания?

Азбучные правила экологической самозащиты.

Природа проявила большую заботу о поддержании металлолигандного гомеостаза ор­ганизма, о сохранении чистоты внутренней среды организма. Обеспечить удаление отхо­дов, порой даже важнее, чем накормить клетку. Питательные вещества доставляет одна система – кровеносная, а отходы удаляют две: кровеносная и лимфатическая. Мелкий «мусор» как бы уходит прямо в кровь, а крупный – в лимфу. В лимфатических узлах лим­фа очищается от токсических отходов.

Установлено, что в некоторых биогеохимических провинциях бывает избыток или недостаток определенных микроэлементов, не обеспечивается сбалансированное ми­неральное питание организма, что приводит к возникновению заболеваний на данной территории. Заболевания, вызываемые избытком пли недостатком элементов в опреде­ленной зоне, называют эндемическими заболеваниями. Они носят характер эндемий . Симптомы заболеваний, вызванных недостатком химических элементов в организме  -  гипомикроэлементозов, представлены в таблице.

Дискуссия с учащимися, поиск ответа на вопрос урока: «Есть, или не есть» - Что такое голод? - Для чего человеку нужна пища? - Полезны ли белковые продукты? - Что лучше есть на завтрак, на обед и на ужин? Почему? - Что подразумевается под рациональным питанием? - Почему человек переедает? Основные выводы Важнейшим фактором сохранения здоровья является правильное и рациональное питание. Питание может быть недостаточным, если потребляемые продукты не обеспечивают энергетические потребности организма. Питание может быть неправильным, несбалансированным, если поступающие в организм продукты питания не обеспечивают необходимого роста клеток. Если в пище человека не достает какого-либо компонента, то состояние насыщения не происходит до тех пор, пока этот компонент не поступит в организм. Организм человека получает энергию из продуктов питания, если поступление с пищей энергии в организм превышает ее расход, она аккумулируется в виде жира, которая откладывается в тканях организма. Если энергии поступает меньше, чем нужно организму, то жир расходуется.
  • Дискуссия с учащимися, поиск ответа на вопрос урока: «Есть, или не есть»

- Что такое голод?

- Для чего человеку нужна пища?

- Полезны ли белковые продукты?

- Что лучше есть на завтрак, на обед и на ужин? Почему?

- Что подразумевается под рациональным питанием?

- Почему человек переедает?

Основные выводы

Важнейшим фактором сохранения здоровья является правильное и рациональное питание.

Питание может быть недостаточным, если потребляемые продукты не обеспечивают энергетические потребности организма.

Питание может быть неправильным, несбалансированным, если поступающие в организм продукты питания не обеспечивают необходимого роста клеток.

Если в пище человека не достает какого-либо компонента, то состояние насыщения не происходит до тех пор, пока этот компонент не поступит в организм.

Организм человека получает энергию из продуктов питания, если поступление с пищей энергии в организм превышает ее расход, она аккумулируется в виде жира, которая откладывается в тканях организма. Если энергии поступает меньше, чем нужно организму, то жир расходуется.

Какие вещества скрываются в продуктах питания? В наше время рынок задохнулся от количества и разнообразия продуктов питания, но многие из них не отвечают международным стандартам качества: они изготовлены из второсортного или третьесортного сырья, содержат патогенную микрофлору, а также специфические наполнители и всевозможные добавки, вредные для здоровья человека. Все пищевые добавки разбиты на группы:  Красители Е100-183  Консерванты Е200-299  Антиоксиданты Е300-399 Стабилизаторы Е400-499  Усилители вкуса и аромата Е600-699  Антифламинги Е900-999  Эмульгаторы Е500-599
  • Какие вещества скрываются в продуктах питания?

В наше время рынок задохнулся от количества и разнообразия продуктов питания, но многие из них не отвечают международным стандартам качества: они изготовлены из второсортного или третьесортного сырья, содержат патогенную микрофлору, а также специфические наполнители и всевозможные добавки, вредные для здоровья человека. Все пищевые добавки разбиты на группы:

Красители Е100-183

Консерванты Е200-299

Антиоксиданты Е300-399 Стабилизаторы Е400-499

Усилители вкуса и аромата Е600-699

Антифламинги Е900-999

Эмульгаторы Е500-599

Азбучные правила экологической самозащиты. Металлы – токсиканты вездесущи: в разных формах они могут загрязнять все три области биосферы – воздух, воду и почву. Наиболее активное накопление металлов происходит в морской воде, именно поэтому морепродукты, способные концентрировать загрязнения до угрожающих здоровью человека уровней, вызывают тревогу и обуславливают проблему безопасности пищи. Это относится и к обитателям пресных водоемов. Не пей сырую водопроводную воду, так как она плохо очищена (вода 3-его качества). Помести в воду для питья и еды серебряную ложечку. Прежде чем выпить воду из незнакомого источника, возьми пробу воды и плюнь в нее, если плевок разойдется, то воду можно пить. Чтобы хорошо очистить воду, можно положить в нее перья лука, они хорошо очистят воду. Не ешь голову любой рыбы. На жабрах отлагаются все металлы.
  • Азбучные правила экологической самозащиты.
  • Металлы – токсиканты вездесущи: в разных формах они могут загрязнять все три области биосферы – воздух, воду и почву. Наиболее активное накопление металлов происходит в морской воде, именно поэтому морепродукты, способные концентрировать загрязнения до угрожающих здоровью человека уровней, вызывают тревогу и обуславливают проблему безопасности пищи. Это относится и к обитателям пресных водоемов.
  • Не пей сырую водопроводную воду, так как она плохо очищена (вода 3-его качества).
  • Помести в воду для питья и еды серебряную ложечку.
  • Прежде чем выпить воду из незнакомого источника, возьми пробу воды и плюнь в нее, если плевок разойдется, то воду можно пить.
  • Чтобы хорошо очистить воду, можно положить в нее перья лука, они хорошо очистят воду.
  • Не ешь голову любой рыбы. На жабрах отлагаются все металлы.
  • Несколько фактов из жизни ученых-химиков
  • Знаменитый немецкий химик Р. Бунзен требовал, чтобы приходящие к нему сдавать экзамены студенты предъявляли ему учебник, по которому занимались. К экзамену строгий профессор допускал только тех, чьи учебники при быстром раскрытии и закрытии перед газовой горелкой давали продолжительной желтое окрашивание пламени. О чем «рассказывал» этот эксперимент профессору?
  • Теперь, наверное, вы сможете объяснить поговорку «изрядно попотеть над книгой».
  • В 1891 г. Р. Вуд (впоследствии известный американский физик, а тогда – молодой выпускник Гарвардского университета) приехал в г. Балтимор, чтобы поучиться химии у профессора А, Ремсена. Он поселился в университетском студенческом пансионе. Жильцы пансиона подозревали, что им на завтрак дают блюда из вчерашних объедков. Вуд, оставив на тарелке несколько кусочков мяса, посыпал их хлоридом лития – веществом, столь же безвредном, как поваренная соль. На следующее утро Вуд унес в лабораторию часть поданного на завтрак блюда и в его золе обнаружил литий, по красной линии его спектра. Так была разоблачена не в меру экономная хозяйка пансиона.
  • За сутки у человека выделяется 1 л слюны, которая на 99, 4% состоит из воды. У здорового человека слюна имеет щелочную реакцию, так как содержит соли щелочных металлов. Именно они нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов. Щелочная среда слюны активизирует работу ферментов (птиалина, амилазу), которые расщепляют углеводы. Если среда слюны меняется в сторону нейтральной или кислой, это серьезное предупреждение о проблемах в нормальном функционировании организма.
  • В желудке среда кислая за счет соляной кислоты, концентрация которой в чистом желудочном соке составляет 0,5%. Кислая среда желудка активизирует работу фермента пепсина, который расщепляет белки. Концентрация соляной кислоты в желудке может повышаться или понижаться в зависимости от принятой пищи, или в результате заболевания. Соляная кислота повышает активность фермента, например, холерный вибрион, погибает в желудочном соке через 10-15 мин.
  • Поваренная соль – хлорид натрия, это единственное минеральное, которое человек употребляет в пищу в чистом виде.
  • Поваренная соль – хлорид натрия, обеспечивает постоянство осмотического давления в крови и создает условия для существования красных кровяных телец – эритроцитов.
  • Поваренная соль – хлорид натрия, сохраняет способность к возбудимости мышц.
  • Ион натрия – основной внеклеточный ион, он отвечает за поступление веществ в клетку, при его недостатке питательные вещества в клетку не поступают.
  • Ион калия – основной внутриклеточный ион, он отвечает за выход продуктов распада из клетки, при его недостатке затрудняется выход продуктов жизнедеятельности из клетки.
  • Содержание поваренной соли в некоторых продуктах:

Мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05%, мясо, рыба, кофе – 0,01%, молоко – 0,15%, бульон – до 10%. Прибавляя к пище около 20 г соли, человек в год съедает около 8 кг соли.

9. Важнейший компонент внутриклеточной жидкости; кислотно-щелочное равновесие, мышечная деятельность; синтез белков и гликогена

Общее содержание калия в организме человека составляет примерно 250г. Суточная потребность в калии составляет 1,5-2 г. Калию свойственна способность разрыхлять клеточные оболочки, делая их более проницаемыми для прохождения солей. Калий необходим для ясности ума, избавления от шлаков, лечения аллергии. Основными проявлениями недостатка калий являются - замедление роста организма и нарушение половых функций. Недостаток калия вызывает мышечные судороги, перебои в работе сердца. При применении внутрь даже больших доз калия, его токсическое действие не проявляется за исключением случаев почечной недостаточности. Лучшими натуральными источниками калия являются цитрусовые, томаты, все зеленые овощи с листьями, листья мяты, семечки подсолнуха, бананы, картофель. Избыток калия может привести к дефициту кальция.

Домашнее задание: Проанализируйте следующую диету с помощью имеющихся знаний.  Известная диета колдунов для быстрого похудания основана на том, что в течение двух недель человек ест все, что хочет и сколько хочет, только без соли. Одновременно он должен 2 раза в неделю посещать баню и пить много воды. Ваши рекомендации по поводу этого рецепта похудания, и его действия на организм. Предложите более мягкую диету для сохранения стройной фигуры. Составьте таблицу продуктов питания, которая поможет вам сбалансировать оптимальное содержание ионов калия и натрия в организме
  • Домашнее задание:
  • Проанализируйте следующую диету с помощью имеющихся знаний.

Известная диета колдунов для быстрого похудания основана на том, что в течение двух недель человек ест все, что хочет и сколько хочет, только без соли. Одновременно он должен 2 раза в неделю посещать баню и пить много воды. Ваши рекомендации по поводу этого рецепта похудания, и его действия на организм. Предложите более мягкую диету для сохранения стройной фигуры.

  • Составьте таблицу продуктов питания, которая поможет вам сбалансировать оптимальное содержание ионов калия и натрия в организме
Не ешь алюминиевой ложкой. Не готовь в алюминиевой посуде. Не ешь большую рыбу, особенно ту, что малоподвижная и глубоководная – сом. Не употребляй в пищу смородину, грибы и лекарственные травы, собранные у автомагистрали. Гуляй среди растений, на которых растет мох. Ежедневно употребляй в пищу овощи, ягоды и фрукты, они богаты витаминами. Помни, йодсодержащие продукты лучше усваиваются организмом в присутствии витамина «С» Помни. При отравлении нитратами помогает свежезаваренный чай, или витамин «С» Железосодержащие вещества лучше усваиваются организмом в присутствии витамина «С» Домашнее задание: Продолжите список азбучных правил экологической самозащиты, проанализируйте упаковки любимых продуктов и напитков
  • Не ешь алюминиевой ложкой.
  • Не готовь в алюминиевой посуде.
  • Не ешь большую рыбу, особенно ту, что малоподвижная и глубоководная – сом.
  • Не употребляй в пищу смородину, грибы и лекарственные травы, собранные у автомагистрали.
  • Гуляй среди растений, на которых растет мох.
  • Ежедневно употребляй в пищу овощи, ягоды и фрукты, они богаты витаминами.
  • Помни, йодсодержащие продукты лучше усваиваются организмом в присутствии витамина «С»
  • Помни. При отравлении нитратами помогает свежезаваренный чай, или витамин «С»
  • Железосодержащие вещества лучше усваиваются организмом в присутствии витамина «С»
  • Домашнее задание: Продолжите список азбучных правил экологической самозащиты, проанализируйте упаковки любимых продуктов и напитков


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!