Биология 6 класс
Тема: Органы цветкового растения.
Побег.
Урок ОНЗ.
Основные цели. 1. Образовательные: сформировать представление о строении побега и почки (П); сформировать умение определять видоизмененные побеги (П); 2. Деятельностные: сформировать умение ставить цель (Л); продолжить формировать умение получать новое знание (П). научить выбирать способ решения поставленной задачи (Р); научить сравнивать, анализировать, классифицировать (П); научить оценивать и корректировать свою деятельность (Р); научить работать в группе (К).
Материал к занятию: 1. Картинки с изображениями видоизмененных корней растений (свекла, эпифитная орхидея, плющ обыкновенный). 2. Луковица лука репчатого, клубень картофеля, ветка липы (гербарный экземпляр). 3. Карта или слайд с текстом поговорок для этапа мотивации к учебной деятельности. 4. Опорные карты (эталоны) по ранее изученным темам («Орган», «Органы цветкового растения», «Метаморфоз») и по новому знанию («Побег»). 5. Сводные таблицы и рисунки – подсказки. 6. Изображения растений с различными типами направления роста побегов. 7. Карточки с заданиями для лабораторной работы. 8. Оборудование для выполнения лабораторной работы (ветки вишни с почками, препаровальные ножи и иглы, лупы). 9. Образец для самопроверки самостоятельной работы. 10. Заготовки оценочных таблиц для этапа рефлексии.
Ход урока. I Мотивация к учебной деятельности. - Начинаем урок . На доске размещены тексты пословиц и поговорок. - Объясните смысл поговорок, используя свои знания.
И на дереве лист на лист не приходиться.
Не вырастут листья на дереве – от самого дерева пользы не будет.
После листьев падает дерево.
- Все части растительного организма взаимосвязаны и работают сообща. На нашем сегодняшнем уроке нам тоже предстоит совместно потрудится и преодолеть все возникающие затруднения. - А какие шаги учебной деятельности вы должны для этого сделать? (Постараться понять чего не знаем, а затем сами открыть новое знание). - Итак, начинаем. Всем удачи!
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. - Но начнем мы нашу работу с повторения тех знаний, которые смогут нам помочь. - Вспомните, что такое орган? Определение понятия «орган» размещается на доске.
Орган (греч. «органон» – орудие, инструмент) – это часть тела, выполняющая определенные функции.
- Какие две группы органов есть у цветковых растений? (Вегетативные и генеративные)
?
?
?
?
Генеративные
?
?
?
Вегетативные
Органы цветковог
?
- Строение какого вегетативного органа мы изучали с вами на прошлом уроке? (Корень) На доске размещается дополненная схема.
?
?
?
Корень
Генеративные
?
?
Корень
Вегетативные
Органы цветкового
?
- У некоторых растений образуются корнеплоды, воздушные корни, корни прицепки. Определите по рисунку какие из изображенных на нем растений имеют вышеперечисленные разновидности корней?
Орхидея
Плющ
- Как в общем называются все эти типы корней? (Видоизмененные корни, метаморфозы корней)
- Определение понятия «видоизменение» («метаморфоз») вывешивается на доску.
Метаморфоз – видоизменение основных органов растений в связи с переменой их функции.
- Сегодня же нам предстоит познакомиться со строением еще одного вегетативного органа побега. Фиксируется тема урока «Органы цветкового растения. Побег».
?
?
Побег
Корень
Генеративные
?
Побег
Корень
Вегетативные
Органы цветкового
?
- А сейчас я предложу вам выполнить новое задание. У вас на столах три вегетативных органа разных растений. Постарайтесь работая в группах, определить какие это вегетативные органы. Обоснуйте ваши ответы. На выполнение задания у вас 3 минуты Каждый учащийся получает в качестве раздаточного материала ветку липы, клубень картофеля, луковицу репчатого лука.
- Ваше время подошло к концу. Пожалуйста, дайте ваши обоснованные ответы. - Мнения разделились. Является ли луковица корнем или побегом? Можно ли считать клубень корнем? III Выявление места и причины затруднения. - Итак, какое задание вам предлагалось сделать? (Определить какие вегетативные органы представлены у данных растений) - Почему вы не смогли обосновать выбор? (Не знаем что такое побег и как он устроен). - Что нам надо узнать? (Что такое побег, как он устроен).
IV Построение проекта выхода из затруднения. - Какую же цель мы поставим на уроке? (Узнать о строении побега). - Выйти из затруднительного положения вам поможет план. Чтобы его составить, воспользуйтесь схемами – подсказками и сводной таблицей. Учащиеся получают на группу схемы – подсказки по строению побегов, таблицу для заполнения .
Подсказка 1
Подсказка 2
Учитель направляет деятельность учащихся. - Итак рассмотрите, пожалуйста гербарный экземпляр ветки липы. Каково ее строение? (Есть листья, стебель, почки). - Воспользуйтесь данными вам подсказками. Заполните предложенную таблицу и сделайте выводы.
Наименование объекта
Наличие стебля
Ветка липы
Наличие листьев
Клубень картофеля
Наличие почек
Луковица репчатого лука
листовые рубцы («бровки»)
Учащиеся работают в группах. Заполняют таблицу.
Наименование объекта
Наличие стебля
Ветка липы
+
Наличие листьев
Клубень картофеля
Луковица репчатого лука
Наличие почек
+
+
+
+
листовые рубцы («бровки»)
+
+
+
Делают выводы о том, что побег имеет листья, стебель и почки, а клубень картофеля и луковица репчатого лука тоже являются побегами как и ветка липы. - Смогли ли мы преодолеть, возникшие в начале затруднения? (Да)
Побег – вегетативный орган цветкового растения, имеющий стебель, листья и почки.
VI Первичное закрепление во внешней речи. Для закрепления нового знания учащимся в группах предлагается выполнить задание. На доске или экране размещается изображение различных видов растений, отличающихся по типу направления роста побега. - Рассмотрите представленные изображения. - Какие вегетативные органы на них изображены?(Побеги). Поясните ваш ответ (Есть листья и стебли).
- А чем эти побеги отличаются? (По разному растут, располагаются в пространстве). - В зависимости от направления роста различают несколько типов побегов:
Цепляющийся (мышиный горошек)
Ползучий (вербейник монетчатый)
Прямостоячий (марь белая)
Вьющийся (вьюнок полевой)
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. - Как проверить хорошо ли вы поняли новые знания? (Выполнить самостоятельную работу). Учащиеся получают инструкционную карту для выполнения самостоятельной лабораторной работы, а так же оборудование.
- Рассмотрите побеги бузины. Найдите боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичный рисунок расположения почек на стебле.
- Сделайте продольный разрез вытянутой (листовой почки). Найдите чешуйки (видоизмененные листья), зачаточные листочки, зачаточный стебель, зачаточные почки).
- Зарисуйте строение почки в разрезе.
- Сделайте вывод, в котором докажите, что «почка – зачаточный побег».
Образец для самопроверки. Лабораторная работа. «Строение и расположение почек».
Вывод: Почка является зачаточным побегом так как имеет зачаточный стебель, зачаточные листочки и зачаточные почки.
- У кого есть ошибки? - Что выполнено не правильно? Подумайте, почему вы ошиблись? - У кого нет ошибок? Молодцы! - Запишите домашнее задание. IX Рефлексия учебной деятельности. - Вспомните какую цель мы ставили с вами в начале урока? (Узнать о строении побега) -Достигли ли мы этой цели? (Да) - Какое новое знание вы открыли сегодня? (Узнали, что побег состоит из стебля листьев и почек) - Теперь можно сказать, что не может быль стебля без листьев как и листьев без стебля. Стебель, листья и почки составляют общую целостность, образуя единый орган - побег. -Были ли у вас трудности в процессе работы? - Оцените себя при помощи оценочной таблицы.
Учащимся предлагается вариант таблицы для оценивания.
Сегодня я самостоятельно открывал новые знания.
У меня были затруднения при открытии новых знаний.
У меня не было ошибок в самостоятельной работе.
У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы.
Я активно помогал работать своей группе.
Я активно помогал работать своей группе.
- Ребята, вы очень хорошо сегодня работали. Молодцы! - Спасибо! - До встречи на следующем уроке!