СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Органы цветкового растения. Побег.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные цели. 1. Образовательные: сформировать представление о строении побега и почки (П);сформировать умение определять видоизмененные побеги (П); 2. Деятельностные: сформировать умение ставить цель (Л); продолжить формировать умение получать новое знание (П). научить выбирать способ решения поставленной задачи (Р); научить сравнивать, анализировать, классифицировать (П); научить оценивать и корректировать свою деятельность (Р); научить работать в группе (К).

Просмотр содержимого документа
«Органы цветкового растения. Побег.»

Биология  6 класс Тема: Органы цветкового растения. Побег. Урок ОНЗ.

Биология 6 класс

Тема: Органы цветкового растения.

Побег.

Урок ОНЗ.

 Основные цели.  1. Образовательные:  сформировать представление о строении побега и почки (П);  сформировать умение определять видоизмененные побеги (П);  2. Деятельностные:  сформировать умение ставить цель (Л);  продолжить формировать умение получать новое знание (П).  научить выбирать способ решения поставленной задачи (Р);  научить сравнивать, анализировать, классифицировать (П);  научить оценивать и корректировать свою деятельность (Р);  научить работать в группе (К).

Основные цели. 1. Образовательные: сформировать представление о строении побега и почки (П); сформировать умение определять видоизмененные побеги (П); 2. Деятельностные: сформировать умение ставить цель (Л); продолжить формировать умение получать новое знание (П). научить выбирать способ решения поставленной задачи (Р); научить сравнивать, анализировать, классифицировать (П); научить оценивать и корректировать свою деятельность (Р); научить работать в группе (К).

 Материал к занятию:  1. Картинки с изображениями видоизмененных корней растений (свекла, эпифитная орхидея, плющ обыкновенный).  2. Луковица лука репчатого, клубень картофеля, ветка липы (гербарный экземпляр).  3. Карта или слайд с текстом поговорок для этапа мотивации к учебной деятельности.  4. Опорные карты (эталоны) по ранее изученным темам («Орган», «Органы цветкового растения», «Метаморфоз») и по новому знанию («Побег»).  5. Сводные таблицы и рисунки – подсказки.  6. Изображения растений с различными типами направления роста побегов.  7. Карточки с заданиями для лабораторной работы.  8. Оборудование для выполнения лабораторной работы (ветки вишни с почками, препаровальные ножи и иглы, лупы).  9. Образец для самопроверки самостоятельной работы.  10. Заготовки оценочных таблиц для этапа рефлексии.

Материал к занятию: 1. Картинки с изображениями видоизмененных корней растений (свекла, эпифитная орхидея, плющ обыкновенный). 2. Луковица лука репчатого, клубень картофеля, ветка липы (гербарный экземпляр). 3. Карта или слайд с текстом поговорок для этапа мотивации к учебной деятельности. 4. Опорные карты (эталоны) по ранее изученным темам («Орган», «Органы цветкового растения», «Метаморфоз») и по новому знанию («Побег»). 5. Сводные таблицы и рисунки – подсказки. 6. Изображения растений с различными типами направления роста побегов. 7. Карточки с заданиями для лабораторной работы. 8. Оборудование для выполнения лабораторной работы (ветки вишни с почками, препаровальные ножи и иглы, лупы). 9. Образец для самопроверки самостоятельной работы. 10. Заготовки оценочных таблиц для этапа рефлексии.

Ход урока.   I Мотивация к учебной деятельности.  - Начинаем урок .  На доске размещены тексты пословиц и поговорок.  - Объясните смысл поговорок, используя свои знания.             И на дереве лист на лист не приходиться. Не вырастут листья на дереве – от самого дерева пользы не будет. После листьев падает дерево.

Ход урока. I Мотивация к учебной деятельности. - Начинаем урок . На доске размещены тексты пословиц и поговорок. - Объясните смысл поговорок, используя свои знания.

И на дереве лист на лист не приходиться.

Не вырастут листья на дереве – от самого дерева пользы не будет.

После листьев падает дерево.

- Все части растительного организма взаимосвязаны и работают сообща. На нашем сегодняшнем уроке нам тоже предстоит совместно потрудится и преодолеть все возникающие затруднения.   - А какие шаги учебной деятельности вы должны для этого сделать? (Постараться понять чего не знаем, а затем сами открыть новое знание).   - Итак, начинаем. Всем удачи!

- Все части растительного организма взаимосвязаны и работают сообща. На нашем сегодняшнем уроке нам тоже предстоит совместно потрудится и преодолеть все возникающие затруднения. - А какие шаги учебной деятельности вы должны для этого сделать? (Постараться понять чего не знаем, а затем сами открыть новое знание). - Итак, начинаем. Всем удачи!

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.  - Но начнем мы нашу работу с повторения тех знаний, которые смогут нам помочь.  - Вспомните, что такое орган?   Определение понятия «орган» размещается на доске. Орган (греч. «органон» – орудие, инструмент) – это часть тела, выполняющая определенные функции.

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. - Но начнем мы нашу работу с повторения тех знаний, которые смогут нам помочь. - Вспомните, что такое орган? Определение понятия «орган» размещается на доске.

Орган (греч. «органон» – орудие, инструмент) – это часть тела, выполняющая определенные функции.

- Какие две группы органов есть у цветковых растений? (Вегетативные и генеративные) ? ? ? ? Генеративные ? ? ? Вегетативные Органы цветковог ?

- Какие две группы органов есть у цветковых растений? (Вегетативные и генеративные)

?

?

?

?

Генеративные

?

?

?

Вегетативные

Органы цветковог

?

- Строение какого вегетативного органа мы изучали с вами на прошлом уроке? (Корень)  На доске размещается дополненная схема. ? ? ? Корень Генеративные ? ? Корень Вегетативные Органы цветкового ?

- Строение какого вегетативного органа мы изучали с вами на прошлом уроке? (Корень) На доске размещается дополненная схема.

?

?

?

Корень

Генеративные

?

?

Корень

Вегетативные

Органы цветкового

?

- У некоторых растений образуются корнеплоды, воздушные корни, корни прицепки. Определите по рисунку какие из изображенных на нем растений имеют вышеперечисленные разновидности корней? Орхидея Плющ

- У некоторых растений образуются корнеплоды, воздушные корни, корни прицепки. Определите по рисунку какие из изображенных на нем растений имеют вышеперечисленные разновидности корней?

Орхидея

Плющ

 - Как в общем называются все эти типы корней? (Видоизмененные корни, метаморфозы корней) Определение понятия «видоизменение» («метаморфоз») вывешивается на доску. Метаморфоз – видоизменение основных органов растений в связи с переменой их функции.

- Как в общем называются все эти типы корней? (Видоизмененные корни, метаморфозы корней)

  • Определение понятия «видоизменение» («метаморфоз») вывешивается на доску.

Метаморфоз – видоизменение основных органов растений в связи с переменой их функции.

- Сегодня же нам предстоит познакомиться со строением еще одного вегетативного органа побега.  Фиксируется тема урока «Органы цветкового растения. Побег».   ? ? Побег Корень Генеративные ? Побег Корень Вегетативные Органы цветкового ?

- Сегодня же нам предстоит познакомиться со строением еще одного вегетативного органа побега. Фиксируется тема урока «Органы цветкового растения. Побег».

?

?

Побег

Корень

Генеративные

?

Побег

Корень

Вегетативные

Органы цветкового

?

- А сейчас я предложу вам выполнить новое задание. У вас на столах три вегетативных органа разных растений. Постарайтесь работая в группах, определить какие это вегетативные органы. Обоснуйте ваши ответы. На выполнение задания у вас 3 минуты   Каждый учащийся получает в качестве раздаточного материала ветку липы, клубень картофеля, луковицу репчатого лука.

- А сейчас я предложу вам выполнить новое задание. У вас на столах три вегетативных органа разных растений. Постарайтесь работая в группах, определить какие это вегетативные органы. Обоснуйте ваши ответы. На выполнение задания у вас 3 минуты Каждый учащийся получает в качестве раздаточного материала ветку липы, клубень картофеля, луковицу репчатого лука.

- Ваше время подошло к концу. Пожалуйста, дайте ваши обоснованные ответы.  - Мнения разделились. Является ли луковица корнем или побегом? Можно ли считать клубень корнем?    III Выявление места и причины затруднения.  - Итак, какое задание вам предлагалось сделать? (Определить какие вегетативные органы представлены у данных растений)  - Почему вы не смогли обосновать выбор? (Не знаем что такое побег и как он устроен).  - Что нам надо узнать? (Что такое побег, как он устроен).

- Ваше время подошло к концу. Пожалуйста, дайте ваши обоснованные ответы. - Мнения разделились. Является ли луковица корнем или побегом? Можно ли считать клубень корнем? III Выявление места и причины затруднения. - Итак, какое задание вам предлагалось сделать? (Определить какие вегетативные органы представлены у данных растений) - Почему вы не смогли обосновать выбор? (Не знаем что такое побег и как он устроен). - Что нам надо узнать? (Что такое побег, как он устроен).

IV Построение проекта выхода из затруднения.  - Какую же цель мы поставим на уроке? (Узнать о строении побега).  - Выйти из затруднительного положения вам поможет план. Чтобы его составить, воспользуйтесь схемами – подсказками и сводной таблицей.  Учащиеся получают на группу схемы – подсказки по строению побегов, таблицу для заполнения .         Подсказка 1 Подсказка 2

IV Построение проекта выхода из затруднения. - Какую же цель мы поставим на уроке? (Узнать о строении побега). - Выйти из затруднительного положения вам поможет план. Чтобы его составить, воспользуйтесь схемами – подсказками и сводной таблицей. Учащиеся получают на группу схемы – подсказки по строению побегов, таблицу для заполнения .

Подсказка 1

Подсказка 2

   Учитель направляет деятельность учащихся.  - Итак рассмотрите, пожалуйста гербарный экземпляр ветки липы. Каково ее строение? (Есть листья, стебель, почки).  - Воспользуйтесь данными вам подсказками. Заполните предложенную таблицу и сделайте выводы.    Наименование объекта Наличие стебля Ветка липы Наличие листьев Клубень картофеля Наличие почек Луковица репчатого лука листовые рубцы («бровки»)

Учитель направляет деятельность учащихся. - Итак рассмотрите, пожалуйста гербарный экземпляр ветки липы. Каково ее строение? (Есть листья, стебель, почки). - Воспользуйтесь данными вам подсказками. Заполните предложенную таблицу и сделайте выводы.

Наименование объекта

Наличие стебля

Ветка липы

Наличие листьев

Клубень картофеля

Наличие почек

Луковица репчатого лука

листовые рубцы («бровки»)

Учащиеся работают в группах. Заполняют таблицу.                Наименование объекта  Наличие стебля Ветка липы + Наличие листьев Клубень картофеля Луковица репчатого лука Наличие почек + + + + листовые рубцы («бровки») + + +

Учащиеся работают в группах. Заполняют таблицу.

Наименование объекта

Наличие стебля

Ветка липы

+

Наличие листьев

Клубень картофеля

Луковица репчатого лука

Наличие почек

+

+

+

+

листовые рубцы («бровки»)

+

+

+

Делают выводы о том, что побег имеет листья, стебель и почки, а клубень картофеля и луковица репчатого лука тоже являются побегами как и ветка липы.            - Смогли ли мы преодолеть, возникшие в начале затруднения? (Да) Побег – вегетативный орган цветкового растения, имеющий стебель, листья и почки.

Делают выводы о том, что побег имеет листья, стебель и почки, а клубень картофеля и луковица репчатого лука тоже являются побегами как и ветка липы. - Смогли ли мы преодолеть, возникшие в начале затруднения? (Да)

Побег – вегетативный орган цветкового растения, имеющий стебель, листья и почки.

VI Первичное закрепление во внешней речи.  Для закрепления нового знания учащимся в группах предлагается выполнить задание. На доске или экране размещается изображение различных видов растений, отличающихся по типу направления роста побега.  - Рассмотрите представленные изображения.          - Какие вегетативные органы на них изображены?(Побеги). Поясните ваш ответ (Есть листья и стебли).

VI Первичное закрепление во внешней речи. Для закрепления нового знания учащимся в группах предлагается выполнить задание. На доске или экране размещается изображение различных видов растений, отличающихся по типу направления роста побега. - Рассмотрите представленные изображения. - Какие вегетативные органы на них изображены?(Побеги). Поясните ваш ответ (Есть листья и стебли).

- А чем эти побеги отличаются? (По разному растут, располагаются в пространстве).  - В зависимости от направления роста различают несколько типов побегов:          Цепляющийся (мышиный горошек) Ползучий (вербейник монетчатый) Прямостоячий (марь белая) Вьющийся (вьюнок полевой)

- А чем эти побеги отличаются? (По разному растут, располагаются в пространстве). - В зависимости от направления роста различают несколько типов побегов:

Цепляющийся (мышиный горошек)

Ползучий (вербейник монетчатый)

Прямостоячий (марь белая)

Вьющийся (вьюнок полевой)

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.  - Как проверить хорошо ли вы поняли новые знания? (Выполнить самостоятельную работу).  Учащиеся получают инструкционную карту для выполнения самостоятельной лабораторной работы, а так же оборудование.   Рассмотрите побеги бузины. Найдите боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичный рисунок расположения почек на стебле.  Сделайте продольный разрез вытянутой (листовой почки). Найдите чешуйки (видоизмененные листья), зачаточные листочки, зачаточный стебель, зачаточные почки). Зарисуйте строение почки в разрезе.  Сделайте вывод, в котором докажите, что «почка – зачаточный побег».

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. - Как проверить хорошо ли вы поняли новые знания? (Выполнить самостоятельную работу). Учащиеся получают инструкционную карту для выполнения самостоятельной лабораторной работы, а так же оборудование.

  • Рассмотрите побеги бузины. Найдите боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичный рисунок расположения почек на стебле.
  • Сделайте продольный разрез вытянутой (листовой почки). Найдите чешуйки (видоизмененные листья), зачаточные листочки, зачаточный стебель, зачаточные почки).
  • Зарисуйте строение почки в разрезе.
  • Сделайте вывод, в котором докажите, что «почка – зачаточный побег».
Образец для самопроверки.  Лабораторная работа.  «Строение и расположение почек».               Вывод: Почка является зачаточным побегом так как имеет зачаточный стебель, зачаточные листочки и зачаточные почки.

Образец для самопроверки. Лабораторная работа. «Строение и расположение почек».

Вывод: Почка является зачаточным побегом так как имеет зачаточный стебель, зачаточные листочки и зачаточные почки.

- У кого есть ошибки?  - Что выполнено не правильно? Подумайте, почему вы ошиблись?  - У кого нет ошибок? Молодцы!  - Запишите домашнее задание.  IX Рефлексия учебной деятельности.  - Вспомните какую цель мы ставили с вами в начале урока? (Узнать о строении побега)  -Достигли ли мы этой цели? (Да)  - Какое новое знание вы открыли сегодня? (Узнали, что побег состоит из стебля листьев и почек)  - Теперь можно сказать, что не может быль стебля без листьев как и листьев без стебля. Стебель, листья и почки составляют общую целостность, образуя единый орган - побег.  -Были ли у вас трудности в процессе работы?  - Оцените себя при помощи оценочной таблицы.

- У кого есть ошибки? - Что выполнено не правильно? Подумайте, почему вы ошиблись? - У кого нет ошибок? Молодцы! - Запишите домашнее задание. IX Рефлексия учебной деятельности. - Вспомните какую цель мы ставили с вами в начале урока? (Узнать о строении побега) -Достигли ли мы этой цели? (Да) - Какое новое знание вы открыли сегодня? (Узнали, что побег состоит из стебля листьев и почек) - Теперь можно сказать, что не может быль стебля без листьев как и листьев без стебля. Стебель, листья и почки составляют общую целостность, образуя единый орган - побег. -Были ли у вас трудности в процессе работы? - Оцените себя при помощи оценочной таблицы.

Учащимся предлагается вариант таблицы для оценивания.        Сегодня я самостоятельно открывал новые знания. У меня были затруднения при открытии новых знаний. У меня не было ошибок в самостоятельной работе. У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы. Я активно помогал работать своей группе. Я активно помогал работать своей группе.

Учащимся предлагается вариант таблицы для оценивания.

Сегодня я самостоятельно открывал новые знания.

У меня были затруднения при открытии новых знаний.

У меня не было ошибок в самостоятельной работе.

У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы.

Я активно помогал работать своей группе.

Я активно помогал работать своей группе.

- Ребята, вы очень хорошо сегодня работали. Молодцы!  - Спасибо!  - До встречи на следующем уроке!

- Ребята, вы очень хорошо сегодня работали. Молодцы! - Спасибо! - До встречи на следующем уроке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!