СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ориентирование на местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности»

Районная научно-практическая конференция учащихся

«Эврика»









Секция: География





Исследовательская работа:

« Ориентирование на местности »











Автор: Мацухова Милана Руслановна

Ученик 5 класса МОУ «СОШ № 2» с.п. Куба.

Научный руководитель: Тенгизова Эльмира Галиевна

Учитель географии

МОУ «СОШ № 2» с.п. Куба



2023 г.



Содержание

1. Введение

2. Ориентирование

3. Способы ориентирования

4. Ориентирование по местным признакам

5. Компас своими руками

6. Заключение

Список использованной литературы































Введение

Своё исследование начали с проведения анкетирования среди детей нашей школы

( Приложение 1) чтобы выяснить насколько они знают о различных способах определения сторон горизонта и как могут применить свои знания на практике.

Анкетирование показало, что дети умеют находить стороны горизонта по компасу, но не знают как ориентироваться по природным объектам и местным признакам.

( Приложение 2)

Меня заинтересовал именно этот вопрос, как можно ориентироваться по природным объектам и местным признакам.

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что каждый выход или выезд на природу очень трудный если человек не может ориентироваться в пространстве, то есть определять местоположение среди других объектов.

Сначала я изучил теоретические источники, здесь нам помогла- Интернет

Люди попав в сложную ситуацию, нужно обязательно выйти из положения, для этого нужно уметь ориентироваться различными способами.

Цель работы: познакомиться с различными способами ориентирования и выявить соответствуют ли показания стрелки компаса природным ориентирам.

Для достижения цели, определены задачи:

  1. Познакомиться с разными источниками информации, способ­ствующими накоплению знаний об ориентировании на местности;

  2. Изучить разные способы ориентирования

  3. Ориентирование по местным признакам

  4. Исследовать соответствуют ли показания стрелки компаса природным и местным ориентирам;

  5. Определить на сколько значимо для современного человека ориентирование на местности

Объект исследования: ориентирование на местности.

Предмет исследования: определение стороны горизонта без компаса

В своей работе, мы предположили, что стрелка компаса совпадает с признаками природных и местных объектов.

В процессе исследования мы использовали следующие методы: изучение, сравнение, обобщение, анализ, анкетирование.

Данная исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы и используемых источников

  1. Ориентирование

Всегда полезно обладать навыками ориентирования. Особенно в наше время, когда все привыкли доверять электронике и полагаться только на навигаторы. Однако, электронике свойственно выходить из строя, да и просто нужен источник питания. В ситуации, когда всего этого под рукой нет, данное умение вполне способно спасти вам жизнь. Поэтому я и выбрала эту тему.

Умение ориентироваться на местности — это первое условие безопасного пребывания человека в природных условиях. Ориентироваться на местности — это значит уметь:

определять стороны горизонта и представлять себе, где находится юг, север, восток и запад;

определять своё местонахождение на местности относительно местных предметов, а также форм рельефа (холм, овраг, берег реки и др.);

выбрать нужное направление движения, чтобы выйти в намеченное место;

выдерживать во время движения выбранное направление, чтобы не сбиться с намеченного пути. 

При ориентировании в природных условиях необходимо прежде всего хорошо знать наиболее характерные местные предметы по маршруту движения (развилка дорог, характерный изгиб реки, отдельное дерево, лесная поляна и др.), которые необходимо использовать как маяки, указывающие ваше Для определения сторон горизонта необходимо уметь пользоваться компасом, солнцем и часами, определять стороны горизонта по Полярной звезде. местоположение и нужное направление движения

  1. Способы ориентирования.


Ориентирование по Солнцу

Если же у вас нет с собой компаса, то найти верный путь можно с помощью солнца и звезд.

В северных широтах, в летние ночи, от близости зашедшего Солнца к горизонту северная сторона неба самая светлая, южная - более темная.

Самое высокое положение Солнца определяется по длине самой короткой тени, что соответствует полудню, а ее направление в северном полушарии указывает на север. Это соответствует действительности только между Северным полюсом и северным тропиком. Правило применимо в следующих случаях:

а) когда Солнце находится в зените (тень в основании предмета);

б) на экваторе, где полуденная тень полгода направлена на север (с 24 сентября

по 20 марта) и полгода на юг (с 21 марта по 23 сен­тября);

в) в широтах между экватором и тропиками, где тень также меняет направление.

В южном полушарии, наоборот, тень указывает на юг.



Ориентирование по полярной звезде.

Безоблачной ночью стороны горизонта легче всего определить по Полярной звезде, всегда указывающей направление на север с точностью до 1°. Чтобы найти на небосклоне эту звезду, находящуюся в созвездии Малой Медведицы, надо отыскать созвездие Большой Медведицы, которое представляется в виде огромного, хорошо заметного ковша из семи ярких, далеко отстоящих друг от друга звезд. Если через две крайние звезды ковша провести воображаемую прямую, а расстояние между ними отложить по этой линии пять раз, то на конце последнего отрезка будет видна неяркая звезда — это и есть Полярная - первая звезда ручки ковша Малой Медведицы.

Ориентирование по луне

Ночью и вечером можно ориентироваться по луне. Для этого нужно знать, как выглядят основные фазы луны.

Различают четыре основные фазы луны.

Новолуние. Луна находится между Землей и Солнцем, в это время к земле обращена теневая сторона Луны, и мы ее не видим.

Первая четверть. Луна видна вечером в юго-западной стороне неба в виде светлого полукруга, обращенного выпуклостью вправо.

Полнолуние. Луна освещена вся полностью и имеет вид яркого диска.

Последняя четверть. Луна видна под утро в юго-восточной стороне неба в виде светлого полукруга, обращенного выпуклостью влево.

Чтобы иметь возможность ориентироваться по луне, нужно запомнить следующее. Серп «молодой» луны, изогнутый в правую сторону, виден вечером в западной стороне неба и заходит вскоре после захода солнца. В первой четверти луна бывает на юге около 7 часов вечера. Полная луна в южном направлении наблюдается около 1 часа ночи. В 10 часов вечера она бывает в юго-восточной стороне неба, а в 4 часа утра - на юго-западе. Луна в последней четверти находится на юге в 7 часов утра. Серп «старой» луны, напоминающий букву «С», виден утром, незадолго до восхода солнца, в восточной стороне неба. Зная это, вы по положению луны и ее фазе легко определите точки горизонта

С помощью часов.

С относительной точностью стороны горизонта можно определить по Солнцу с помощью часов. Для этого, держа часы горизонтально, нужно повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. В этом случае биссектриса угла между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 на циферблате покажет на юг. Следует помнить, что до полудня надо делить угол на циферблате, который часовая стрелка должна пройти до 12 часов, а после полудня - тот угол, который она прошла после 12 часов


Ориентиры растительного мира

Мы выбрали несколько отдельно стоящих деревьев и по длине ветвей попытались определить направление на север. Более длинные ветви должны указывать на юг, значит противоположная сторона это север. Наши предположения подтвердились только один раз, у трёх деревьев более густые и длинные ветви указывали на западное и юго-западное направление.

Следующий способ – произрастание мха. Так, стволы осин, а особенно тополя, с севера покрываются мхом и лишайниками. И даже если лишайник разросся по всему дереву, то с северной стороны его больше, там он более влажный и плотный. Это особенно хорошо заметно по нижней части ствола. Показания стрелки компаса подтвердили – мох произрастает с северной стороны.

Толщина годовых колец зависит от условий произрастания деревьев, и ежегодный прирост очередного слоя древесины образуется с той стороны, с которой дерево лучше развивается. Наше исследование говорит о том, что этот способ ориентирования ошибочен.

Мы так же проверили достоверность в определении сторон горизонта по коре деревьев. И установили, что кора деревьев с северной стороны грубее и темнее с северной стороны и стрелка компаса указывает тоже на север.    А кора белой березы с южной стороны всегда белее по сравнению с северной стороной. Трещины и неровности, наросты покрывают березу с северной стороны.

Смолы на стволах хвойных деревьев (ель, кедр) действительно больше с южной стороны.

Ориентиры животного мира

Ориентирование по особенностям поведения животных подробно описывает А.Е. Менчуков в своей книге «В мире ориентиров». При выполнении исследования мы познакомились и проверили некоторые способы

Проверили соответствие показаний стрелки компаса с особенностями муравейника. И установили, что муравейники располагаются с южной стороны деревьев и южная сторона муравейника всегда более пологая, чем северная.

Ласточки устраивают свои гнезда под карнизами домов с северной стороны. Этот способ не соответствует действительности.

Перелетные птицы весной летят на север, а осенью - на юг. Но надо учитывать и тот факт, что у перелётных птиц кроме миграций сезонных есть миграции кормовые. Поэтому направление их полёта не всегда является правильным ориентиром.

Из рассказа местных пчеловодов Шевелёва А.А., Козлова П.М. мы узнали, что ульи на пасеках ориентируют летками на восток. Изучение повадок животных нередко дает интересный материал для ориентирования, хотя при этом требуется еще более осторожный подход, чем при ориентировании по растениям.

Ориентирование по стволам деревьев


Южная сторона крон всегда гуще и пышнее по сравнению с северной их частью. С юга расположено большее количество листьев, они сочнее, а ветви более густые и мощные. Это происходит потому, что зеленые насаждения тянутся к свету и солнечному теплу. Со стороны севера – растительность скуднее, веток меньше. В

густом лесу такой способ не всегда применим, т. к. на деревья оказывают влияние количество влаги, направление ветров, а также преобладающий тип почвы. Для более точной ориентации лучше выбирать одиночные растения на открытой местности .
Еще можно обратить внимание на древесную кору. С юга поверхность ствола более светлая и сухая. Нередко с хорошо прогретой стороны можно увидеть выделяющиеся смолы, особенно на елях и кедрах.
По плодам
С южной стороны деревьев и кустарников плоды более зрелые. Например, яблоки, обращенные к югу, краснее и больше.




По спиленным пням

Увидев спиленный пень, обратите внимание на его срез. Годовые кольца подскажут расположение сторон света. Север там, где кольца плотнее прижимаются друг к другу, а с южной стороны расстояние между ними увеличивается.



По лишайниковой и моховой растительности

Один из самых надежных и распространенных способов определить, где север, – исследовать стволы крупных деревьев. Подойдут старые кедры, тополя, осины, пихты, а точнее, нижняя часть их стволов. С севера на коре созданы оптимальные условия для роста разных лишайников и мхов. Если природный ориентир полностью покрыт мхом, то с севера поросль все равно будет более плотной и густой.

По жилищам муравьев

Гнезда этих теплолюбивых насекомых расположены с юга относительно таких природных объектов, как деревья, большие камни, склоны гор. Так жилища муравьев лучше прогреваются, а внутри создается оптимальный для них микроклимат. Южная сторона самого муравейника – это длинный и пологий склон. С этой стороны размещены и тропы, и ходы насекомых. С севера уклон

круче, тропинок меньше или совсем нет.


Храмы – надежный ориентир

Если вдалеке виднеются церковные купола, обратите внимание на расположение крестов, т. к. храмы возводятся с ориентированием по сторонам горизонта. Верхний конец нижней перекладины православного креста направлен на север, нижний – на юг. Со стороны запада оборудуют вход и устанавливают колокольную группу. Алтарь традиционно располагают в восточной части строения. Эти правила распространяются на православные церкви. В лютеранских и католических храмах алтарь размещен с западной стороны.

Другие способы определения сторон горизонта

Найти правильный путь без приборов и карты помогают животные, птицы, насекомые, обитающие в лесу, а также растения и грибы: В весеннее время года стаи перелетных птиц летят по направлению к северу, осенью, наоборот, – к югу. Тропы, которые насекомые прокладывают на стволах деревьев, преимущественно расположены со стороны юга. Летом самая сочная и буйная растительность находится со стороны севера от лесных опушек, крупных валунов и сооружений. На южных отвесах и склонах – более сухая почва, а также наблюдается более раннее созревание ягод. Весенний сход снега начинается в лощинах и оврагах, расположенных на юге, здесь вырастает более высокая и густая трава. Грибы практически никогда не растут на южной стороне стволов, им комфортнее на севернойбеличьим дуплам определяют господствующие ветра. Зверьки всегда обустраивают свои жилища в тех дуплах, которые защищены от продувания.








Практическая работа

Изготовление самодельного компаса.

Самодельный компас можно сделать как в домашних условиях, так и в экстремальной ситуации. Для этого необходим  магнит, иголка или булавка, которые можно намагнить трением о волосы или шерсть. Для намагничивания можно использовать магниты в электронных устройствах – динамиках, наушниках, а также в кожаных чехлах для сотовых телефонов. Для изготовления компаса вам также понадобятся емкость (неметаллическая) с несоленой водой и кусок коры, поролона, любого легкого материала держащего иголку на воде и не препятствующего её поворотам размерами около 3х3 мм. Проткните его предварительно намагниченной иголкой и опустите на поверхность воды. Намагниченный конец самодельного иголки – компаса будет всегда показывать на север. Чтобы намагнитить, достаточно лишь подержать нужный конец у магнита где-то полминуты. Учтите, что вместе с тем другой конец иголки, в направлении юга, придется размагнитить. Для этого подержите его над пламенем газовой горелки в течении секунд двадцати. 











Заключение

Для успешного и точного ориентирования в любой точке земли необходимы карта или план местности, компас либо портативные GPS–навигаторы и, конечно же, умение всем этим пользоваться. При отсутствии данных средств можно проводить ориентировку по местным признакам или при помощи подручных средств, хотя в этом случае нужно помнить, что показания будут весьма условны.

В жизни уметь ориентироваться на местности необходимо для того, чтобы дойти до цели. Знание способов ориентирования ни когда не бывают лишними, от этого может зависеть здоровье и жизнь человека. Практическая значимость работы определяется возможностью использования собранных материалов на уроках географии и основ безопасности жизнедеятельности, а так же на факультативах и внеурочных занятиях. На основе результатов исследования мы создали практическое пособие для учащихся школы «Ориентирование с помощью местных и природных признаков».

Мы считаем, что цель исследовательской работы достигнута, выводы сделаны:

Компас является надёжным помощником в ориентировании на местности;

Ориентирование по особенностям растительного мира не всегда достоверно и зачастую разнится со стрелкой компаса.

Ориентирование по особенностям животного мира не всегда соответствует действительности.

Ориентирование по постройкам больше всего соответствует показаниям стрелки компаса.

Можно использовать в определении сторон горизонта и самодельный компас. Главное уметь правильно его смастерить.

Чтобы правильно ориентироваться, нельзя пользоваться одним-двумя способами. Соберите все доступные способы.



Список использованных источников и литературы

  1. Берестов В. Как найти дорожку. К., Веселка,1989

  2. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 1980, с. 96

  3. За страницами учебника географии Н.А. Максимов М., «Просвещение» 1988

  4. По материалам сайта:
    http://vudka.ru/orientirovanie-bez-kompasa.html
    http://sgs.e-burg.ru/asu-kadrinfo/metod/sbor.htm

http://survinat.ru/tag/turist /

http://kombat.com.ua

http://zabavnoe.com/component/content/article/35-eto-interesno/





































Приложение



ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

Уважаемые участники анкеты, просим Вас ответить на вопросы. Вы можете выбрать один из предложенных вариантов ответа и дописать свой в тех вопросах, где отсутствует ответ. Надеемся на Вашу искренность при ответах на вопросы.

1.Считаете ли Вы важным умение ориентироваться в пространстве на незнакомой местности?

А) да Б) нет В) не знаю

2. Какие способы ориентирования на местности Вы знаете?

3. Приходилось ли Вам использовать эти способы в реальной жизни?

А) да Б) нет

4. Умеете ли Вы определять стороны горизонта по компасу?

А) да Б) нет

5. Умеете ли Вы определять стороны горизонта по растениям?

А) да Б) нет

6. Умеете ли Вы определять стороны горизонта, используя знания о жизни животных?

А) да Б) нет

7. Умеете ли Вы определять стороны горизонта по признакам неживой природы (рельефу, почве, снегу)?

А) да Б) нет

8. Умеете ли Вы определять стороны горизонта поместным признакам?

А) да Б) нет

9. какой способ, по вашему мнению, наиболее точный

А) с помощью компаса Б) природные и местные ориентиры



Анализ анкетирования

Опрошено 50 учащихся нашей школы

н



48 учащихся (96%) ответили – да

2 учащихся (4%) ответили – не знаю

42 учащихся (84%) ответили – компас

8 учащихся (16%) ответили – природные признаки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!