СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Ориентирование на местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок. Ориентирование на местности»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ














Урок географии в 5 классе

«Ориентирование по плану местности»














Разработал учитель географии МБОУ Орловский УВК

Шеремет Р.М.


















с. Орловское 2024

5 класс География Дата___________________


Тема: Ориентирование по плану местности.

Задачи урока:

- сформулировать представление об ориентировании, азимуте,

- научить учащихся находить азимут, совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для конкретных географических задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся со способами ориентирования на местности.

Метапредметниые: развивать мышление учащихся через решение проблемных ситуации.

Личностные: воспитывать пространственное и экологическое мышление, интерес к теме.

Тип урока: комбинированный.

Методы: Объяснительно-иллюстративные

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Задания на знание понятий:

- Что такое тропик?

- Какие тропики вы знаете?

- Что такое полярный круг? Пояс освещённости?

- Что происходит вследствие вращения Земли вокруг своей оси; вокруг Солнца?

- Где на Земле день всегда равен ночи, а Солнце дважды в году бывает в зените?

- День 22 июня – это? (день летнего солнцестояния), день 23 сентября - это? (день осеннего равноденствия), день 22 декабря – это? (день зимнего солнцестояния), день 21 марта – это? (день весеннего равноденствия).

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем еще несколько способов нахождения сторон горизонта.

Итак, какие стороны горизонта вы знаете?

Учитель предлагает, начертите схему сторон горизонта,

и вызывает одного учащегося к доске.

Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.

А теперь проверим, как вы уже можете определить на местности стороны горизонта.

Работа проводится в группах. Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:

а) по муравейнику;

б) по ветвям одиноко стоящего дерева;

в) по годичным кольцам пней;

г) по таянию снега на крышах, склонах холмов;

д) по Полярной звезде и т.д.

На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса.

Нахождение азимута по плану:

а). Определите направление на север.

б). От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

в) Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.

Определение направлений по плану:

При изображении направлений на плане условно считают верхний край листа бумаги - северным, нижний край - южным, правый – восточным, левый – западным. На листе слева чертится стрелка острием вверх, над ней пишется буква С (север) – Ю (юг) (смотрим форзац 1).

4. Задание по топографическому плану

Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться? (210°).

Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3(по форзацу 1).

Определите азимут до мельницы, (учебник стр.30).

И так, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по этому азимуту с помощью компаса.

5. Знакомство с компасом:

Компас это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.

Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих грузов». В нём « на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, Выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.

В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший названия « роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.

Познакомимся с правилами работы с компасом:

- Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

- Подождите, пока компасная стрелка установится.

- Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.

- На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

- Азимут отсчитываются от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

6. Тренировочная практическая работа

Работа в группах. Нахождение азимута на предметы в кабинете.

Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? Что бы вы посчитали необходимым сделать в этом случае? (Стрелка компаса всегда ведет себя беспокойно в районах магнитных аномалий). Причины аномалий могут быть обусловлены наличием запасов железных руд. Надо отметить этот район на карте и по возвращении домой сообщить об этом в ближайшее геологическое управление. Возвращаться домой придется по местным признакам: по звездам, по солнцу и т.д.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание:

Параграф 8, вопросы стр.32 с 1 по 6, приготовиться к практической работе.

Задания для успевающих учащихся:

1. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270°?

А) север;

Б) юг;

В) запад;

Г) восток.

2. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 225°?

А) северо-восток;

Б) юго-восток;

В) северо- запад;

Г) юго-запад.

3. Какому азимуту соответствует направление на запад?

А) 0°;

Б) 90°;

В) 180°;

Г) 270°.

4. Какому азимуту соответствует направление на юго-восток?

А) 45°;

Б) 135°;

В) 225°;

Г) 315°.


На север:

- грубее кора деревьев;

- гуще лишайник на стволах;

- гуще мох и лишайник на камнях;

На юг:

- кора берез светлее и эластичнее;

- обильнее смола на стволах хвойных деревьев;

- более отлогая сторона муравейника;

- ягода и фрукты раньше окрашиваются при созревании;

- снег раньше тает весной на склонах.