Приложение 2.
** Ориентировочная схема анализа урока
с позиций здоровьесберегающих требований.
Общая здоровьесберегающая направленность урока.
1. Мотивация деятельности по сохранению здоровья учителя и учеников на уроке.
2. Заинтересованность в результате деятельности по сохранению здоровья учителя и учеников.
Организация здоровьесберегающей деятельности на уроке.
Наличие установок на восприятие и выполнение здоровьесберегающих тренингов.
Каким образом учитель добивался сознательного и осмысленного выполнения здоровьесберегающего режима урока (использовал целостный подход, наглядность, здоровьесберегающую картотеку).
Как организовал выполнение здоровьесберегающего режима урока (сколько тренингов выполнено, как нацеливал на выполнение упражнений и физпауз, как подбирал тренинги).
Формирование здоровьесберегающих умений и навыков.
Каким образом формировались здоровьесберегающие умения и навыки.
Как вырабатывались здоровьесберегающие умения и навыки.
Как практиковались виды здоровьесберегающих тренингов, и каким образом они содействовали сохранению здоровья учащихся.
Какую роль выполняют инструкции, наглядные алгоритмы и схемы при формировании здоровьесберегающих умений и навыков.
Психолого – оздоровительная саморегуляция учителя на уроке.
Каково творческое самочувствие учителя на уроке.
Каков контакт с учениками.
Как реагирует учитель на здоровьесберегающий анализ урока.
_____________________________________________________________________
** Автор: Копыстко-Дятчина С.Б., учитель биологии МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1»
Приложение 3.
*** Картотека здоровьесберегающих тренингов,
рекомендованных к применению на уроках
Офтальмотренаж.
КОМПЛЕКС № 1.
Выполняется стоя.
а) поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз;
б) смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 – 5 сек;
в) прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3 – 5 сек;
г) убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 – 5 сек;
д) поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз;
е) смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 – 5 сек;
ж) прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3 – 5 сек;
з) убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 – 5 сек.
Повторить 5 – 6 раз.
Упражнение способствует объединенной работе обоих глаз.
Выполняется сидя.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза. Спустя 1 – 2 сек снять пальцы с век.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Выполняется сидя.
Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 сек. Затем открыть глаза на 3 – 5 сек.
Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения.
Выполняется стоя.
Смотреть вдаль прямо перед собой 2 – 3 сек. Поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз. Перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 сек. Опустить руку.
Повторить 10 – 12 раз.
Упражнение снижает утомление аккомодационной мышцы и облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Выполняется сидя.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 мин.
Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение глаз.
Выполняется сидя.
Быстро моргать в течение 1- 2 мин.
Упражнение улучшает кровообращение глаз.
Выполняется сидя.
Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо. На расстоянии 40 – 50 см от глаз рукой производить медленные круговые движения по часовой стрелке и при этом следить за кончиком пальца. То же при движении левой руки против часовой стрелки.
Повторить 3 – 6 раз.
Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата.
Выполняется сидя.
Глаза закрыты. Голова неподвижна. Поднять глаза, повернуть вправо, затем влево.
Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение развивает способность глазных мышц к статическому напряжению.
Выполняется стоя.
Голова неподвижна. Отвести правую полусогнутую руку в сторону; медленно передвигать палец справа налево и следить за ним глазами. То же – в обратную сторону.
Повторить 10 – 12 раз.
Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в горизонтальной плоскости.
Выполняется сидя.
Смотреть вдаль прямо перед собой 2 – 3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3 – 5 сек.
Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение развивает способность длительно удерживать взгляд на близких предметах.
Выполняется сидя.
Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, сделать круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
Повторить 3 – 5 раз.
Упражнение способствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярных реакций.
Выполняется стоя.
Голова неподвижна. Поднять правую полусогнутую руку вверх. Медленно передвигать палец сверху вниз и следить за ним глазами. То же при движении пальца снизу вверх.
Повторить 10 – 12 раз.
Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в вертикальной плоскости.
Выполняется стоя.
Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, опустить их вниз, повернуть в правую сторону, затем в левую.
Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение совершенствует сложные движения глаз
Выполняется стоя.
Ноги на ширине плеч. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги. Поднять голову, посмотреть на носок левой ноги. Поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение способствует улучшению координации движений глаз и головы.
КОМПЛЕКС № 2 (СОСТАВЛЕН ПО МЕТОДИКЕ дмн В.Ф. БАЗАРНОГО)
1. 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа налево, слева направо.
2. 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз, вниз – вверх.
3. 15 вращательных движений глазами слева направо.
4. 15 вращательных движений глазами справа налево.
5. 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую сторону, как бы вычерчивая глазами уложенную на бок цифру 8.
Тренировка внимания.
БЛИЦМАССАЖ КЕРНИ.
Быстро потрите друг о друга пальцы рук – 5 сек.
Теперь быстро потрите разогретыми теплыми пальцами щеки вверх – вниз – 5 сек.
Часто постучите барабанной дробью по макушке головы – 5 сек.
Сожмите руку в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья – 3 раза.
На шее найдите сонную артерию, осторожно нажмите пальцами с одной стороны, сосчитав до 5. Освободите ее, дышите глубоко; проделайте то же самое на другой стороне.
Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторить 3 раза.
массаж рефлекторных зон ног:
а) сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;
б) плотно захватите большим и указательным пальцем рук ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите по 3 раза на каждой ноге;
в) быстро потрите верх ступни рукой.
1.8. Раскрытой ладонью похлопайте ногу впереди, сбоку и сзади от ступни до паха.
2. ТРЕНАЖ ОБЬЕМА ВНИМАНИЯ.
2.1.Посмотрите на карточку №1 в течении 1 сек. Переве6рните ее. Посмотрите еще раз. Воспроизведите в памяти расположение точек.
2.2. Повторите то же с карточками № 2,3,4,5,6,7,8.
2.3. Оцените собственный объем внимания, учитывая, что восприятие одновременно 9 элементов считается отличным, 5 элементов - средним.
Физпауза.
1. КОМПЛЕКС № 1 (СИДЯ ЗА ПАРТОЙ).
1.1. И.П. – руки в стороны ладонями вперед, затем обхватить себя за лопатки. Чередовать положение правой и левой рук сверху (6 – 8 раз).
1.2. И.П. – руки согнуть в локтях, скрестить на груди. 1. – круговое движение головы влево, 2 – то же вправо (6 – 8 раз).
1.3. И.П. – опереться руками сзади, поднять ноги, выпрямленные в коленях. Выполнять скрестные движения ног ( 20 сек.).
1.4. Выполнять приемы самомассажа: «выжимание» - массировать поочередно каждый палец, начиная от его кончика и переходя на всю кисть; «пощипывание» - пощипывать надбровные дуги, закончить поглаживанием (30 сек.).
2. КОМПЛЕКС № 2 (СТОЯ).
2.1. Ходьба с высоким подниманием бедра, носок оттянут (10 – 15 сек.).
2.2. И.П. – присесть, руки вперед, затем вернуться в И.П.
2.3. И.П. – руки на поясе. 1 – развести руки в стороны, 2 – руками обхватить лопатки, 3 – развести руки в стороны, 4 – вернуться в исходное положение (6 – 8 раз).
2.4. И.П. прямо, затем поворот туловища влево, вернуться в И.П., то же вправо (6 – 8 раз).
Поддержание работоспособности на уроке.
«УДАРЫ В НЕБЕСНЫЕ БАРАБАНЫ».
Положить ладони на ушные раковины так, чтобы основания ладоней плотно прикрывали слуховой проход, а пальцы лежали на затылке. 10 – 15 раз слегка постучать пальцами по затылку с обеих сторон. Такие постукивания напоминают движения, которые мы делаем, барабаня пальцами по столу.
«ПРОДУВАНИЕ».
Нажать ладонями на ушную раковину, а пальцами на затылок, затем резко убрать руки. Повторите 10 – 15 раз.
«РАСТИРАНИЕ УХА ЛАДОНЯМИ».
Слегка растереть ушные раковины ладонями до появления ощущения тепла. Повторите 30 – 40 раз.
«ШУМ ПРИБОЯ».
Одновременно с обеих сторон ввести кончики указательных пальцев (очень неглубоко, чтобы не протолкнуть серную пробку) в наружный слуховой проход. Сделайте 5 - 6 энергичных вращательных движений.
«ОТТЯГИВАНИЕ МОЧЕК».
Проводят одновременно с обеих сторон. Мочку зажимают между большим и указательным пальцем и слегка потягивают ухо вниз 20 – 40 раз.
Самомассаж для профилактики утомления.
МАССАЖ КРЫЛЬЕВ НОСА.
Положение сидя. Положение сидя. Массаж выполняется средними фалангами согнутых указательных пальцев круговыми движениями со скоростью 130 – 150 об/ мин. (2,5 об/сек). Самомассаж проводят боковой поверхностью фаланг, согнутых больших пальцев.
МАССАЖ ЛИЦА.
Положение сидя. Массаж выполняется 3,4 и 5 пальцами от переносицы к углам рта одновременно обеими руками: поглаживание (5сек), энергичное растирание (20 сек), потягивание (5сек).
МАССАЖ ЛИЦА ПОД ГЛАЗАМИ.
Положение сидя. Массаж выполняется 3,4 и 5 пальцами от переносицы до уха одновременно обеими руками: поглаживание (5сек), энергичное растирание (20 сек).
МАССАЖ ЛБА.
Положение сидя. Массаж выполняется подушечками пястно – запястных суставов 2,3,4 и 5 пальцев одной руки круговыми движениями вдоль лба со скоростью 100 – 130 об/мин.(около 2 об/сек). Другая рука поддерживает голову. Поглаживание (5сек), энергичное растирание (20 сек).
Тренаж памяти.
Учитель предлагает за 40 сек. запомнить 20 слов:
- украинец; - пирожное;
- экономика; - логика;
- каша; - стандарт;
- татуировка; - глагол;
- нейрон; - прорыв;
- любовь; - дезертир;
- ножницы; - свеча;
- совесть; - вишня.
- глина; - масло;
- словарь; - бумага;
1.2. Воспроизведите слова.
2. Учитель зачитывает 10 пар слов:
1) замок – дверь; 6) день – сутки;
2) здоровье – человек; 7) глаз – ухо;
3) рука – нога; 8) ночь – звезда;
4) сад – цветы; 9) путь – дорога;
5) зверь – медведь; 10) лес – поляна.
2.2. Учитель читает первые слова из пар, а учащиеся вспоминают и воспроизводят вторые.
2.3. Оценка: необходимо назвать как можно больше пар слов.
3.Учитель предлагает за 40 сек. запомнить 20 чисел:
- 43; - 72; - 37 - 6;
- 57; - 15; - 18; - 78;
- 12; - 44; - 86; - 61;
- 33; - 96; - 57; - 83;
- 81; - 7; - 47; - 73.
3.1.Воспроизвести эти цифры.
________________________________________________________________________
***Данный комплекс упражнений разработан КБН , доцентом кафедры анатомии и физиологии человека КемГУ Блиновой Н.Г. и КМН, доцентом кафедры педиатрии Кемеровской медицинской академии Игишевой Л.Н.