СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ориентировочная схема анализа урока с позиций здоровьесберегающих требований.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная схема анализа урока является авторским документом и соответствует требованиям по сохранению здоровья обучающихся во всех классах общеобразовательных учебных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Ориентировочная схема анализа урока с позиций здоровьесберегающих требований.»

Приложение 2.


** Ориентировочная схема анализа урока

с позиций здоровьесберегающих требований.


  1. Общая здоровьесберегающая направленность урока.

1. Мотивация деятельности по сохранению здоровья учителя и учеников на уроке.

2. Заинтересованность в результате деятельности по сохранению здоровья учителя и учеников.


  1. Организация здоровьесберегающей деятельности на уроке.

  1. Наличие установок на восприятие и выполнение здоровьесберегающих тренингов.

  2. Каким образом учитель добивался сознательного и осмысленного выполнения здоровьесберегающего режима урока (использовал целостный подход, наглядность, здоровьесберегающую картотеку).

  3. Как организовал выполнение здоровьесберегающего режима урока (сколько тренингов выполнено, как нацеливал на выполнение упражнений и физпауз, как подбирал тренинги).


  1. Формирование здоровьесберегающих умений и навыков.

  1. Каким образом формировались здоровьесберегающие умения и навыки.

  2. Как вырабатывались здоровьесберегающие умения и навыки.

  3. Как практиковались виды здоровьесберегающих тренингов, и каким образом они содействовали сохранению здоровья учащихся.

  4. Какую роль выполняют инструкции, наглядные алгоритмы и схемы при формировании здоровьесберегающих умений и навыков.

  1. Психолого – оздоровительная саморегуляция учителя на уроке.

  1. Каково творческое самочувствие учителя на уроке.

  2. Каков контакт с учениками.

  3. Как реагирует учитель на здоровьесберегающий анализ урока.




_____________________________________________________________________

** Автор: Копыстко-Дятчина С.Б., учитель биологии МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1»


Приложение 3.

*** Картотека здоровьесберегающих тренингов,

рекомендованных к применению на уроках


    1. Офтальмотренаж.

КОМПЛЕКС № 1.

  1. Выполняется стоя.

а) поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз;

б) смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 – 5 сек;

в) прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3 – 5 сек;

г) убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 – 5 сек;

д) поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз;

е) смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 – 5 сек;

ж) прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3 – 5 сек;

з) убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 – 5 сек.

Повторить 5 – 6 раз.

Упражнение способствует объединенной работе обоих глаз.


  1. Выполняется сидя.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза. Спустя 1 – 2 сек снять пальцы с век.

Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.


  1. Выполняется сидя.

Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 сек. Затем открыть глаза на 3 – 5 сек.

Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения.


  1. Выполняется стоя.

Смотреть вдаль прямо перед собой 2 – 3 сек. Поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз. Перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 сек. Опустить руку.

Повторить 10 – 12 раз.

Упражнение снижает утомление аккомодационной мышцы и облегчает зрительную работу на близком расстоянии.


  1. Выполняется сидя.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 мин.

Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение глаз.


  1. Выполняется сидя.

Быстро моргать в течение 1- 2 мин.

Упражнение улучшает кровообращение глаз.


  1. Выполняется сидя.

Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо. На расстоянии 40 – 50 см от глаз рукой производить медленные круговые движения по часовой стрелке и при этом следить за кончиком пальца. То же при движении левой руки против часовой стрелки.

Повторить 3 – 6 раз.

Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата.


  1. Выполняется сидя.

Глаза закрыты. Голова неподвижна. Поднять глаза, повернуть вправо, затем влево.

Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение развивает способность глазных мышц к статическому напряжению.


  1. Выполняется стоя.

Голова неподвижна. Отвести правую полусогнутую руку в сторону; медленно передвигать палец справа налево и следить за ним глазами. То же – в обратную сторону.

Повторить 10 – 12 раз.

Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в горизонтальной плоскости.


  1. Выполняется сидя.

Смотреть вдаль прямо перед собой 2 – 3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3 – 5 сек.

Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение развивает способность длительно удерживать взгляд на близких предметах.

  1. Выполняется сидя.

Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, сделать круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Повторить 3 – 5 раз.

Упражнение способствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярных реакций.


  1. Выполняется стоя.

Голова неподвижна. Поднять правую полусогнутую руку вверх. Медленно передвигать палец сверху вниз и следить за ним глазами. То же при движении пальца снизу вверх.

Повторить 10 – 12 раз.

Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в вертикальной плоскости.


  1. Выполняется стоя.

Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, опустить их вниз, повернуть в правую сторону, затем в левую.

Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение совершенствует сложные движения глаз


  1. Выполняется стоя.

Ноги на ширине плеч. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги. Поднять голову, посмотреть на носок левой ноги. Поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты.

Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение способствует улучшению координации движений глаз и головы.


КОМПЛЕКС № 2 (СОСТАВЛЕН ПО МЕТОДИКЕ дмн В.Ф. БАЗАРНОГО)

1. 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа налево, слева направо.

2. 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз, вниз – вверх.

3. 15 вращательных движений глазами слева направо.

4. 15 вращательных движений глазами справа налево.

5. 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую сторону, как бы вычерчивая глазами уложенную на бок цифру 8.


    1. Тренировка внимания.

  1. БЛИЦМАССАЖ КЕРНИ.

    1. Быстро потрите друг о друга пальцы рук – 5 сек.

    2. Теперь быстро потрите разогретыми теплыми пальцами щеки вверх – вниз – 5 сек.

    3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы – 5 сек.

    4. Сожмите руку в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья – 3 раза.

    5. На шее найдите сонную артерию, осторожно нажмите пальцами с одной стороны, сосчитав до 5. Освободите ее, дышите глубоко; проделайте то же самое на другой стороне.

    6. Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторить 3 раза.

массаж рефлекторных зон ног:

а) сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;

б) плотно захватите большим и указательным пальцем рук ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите по 3 раза на каждой ноге;

в) быстро потрите верх ступни рукой.

1.8. Раскрытой ладонью похлопайте ногу впереди, сбоку и сзади от ступни до паха.


2. ТРЕНАЖ ОБЬЕМА ВНИМАНИЯ.

2.1.Посмотрите на карточку №1 в течении 1 сек. Переве6рните ее. Посмотрите еще раз. Воспроизведите в памяти расположение точек.

2.2. Повторите то же с карточками № 2,3,4,5,6,7,8.

2.3. Оцените собственный объем внимания, учитывая, что восприятие одновременно 9 элементов считается отличным, 5 элементов - средним.


    1. Физпауза.

1. КОМПЛЕКС № 1 (СИДЯ ЗА ПАРТОЙ).

1.1. И.П. – руки в стороны ладонями вперед, затем обхватить себя за лопатки. Чередовать положение правой и левой рук сверху (6 – 8 раз).

1.2. И.П. – руки согнуть в локтях, скрестить на груди. 1. – круговое движение головы влево, 2 – то же вправо (6 – 8 раз).

1.3. И.П. – опереться руками сзади, поднять ноги, выпрямленные в коленях. Выполнять скрестные движения ног ( 20 сек.).

1.4. Выполнять приемы самомассажа: «выжимание» - массировать поочередно каждый палец, начиная от его кончика и переходя на всю кисть; «пощипывание» - пощипывать надбровные дуги, закончить поглаживанием (30 сек.).


2. КОМПЛЕКС № 2 (СТОЯ).

2.1. Ходьба с высоким подниманием бедра, носок оттянут (10 – 15 сек.).

2.2. И.П. – присесть, руки вперед, затем вернуться в И.П.

2.3. И.П. – руки на поясе. 1 – развести руки в стороны, 2 – руками обхватить лопатки, 3 – развести руки в стороны, 4 – вернуться в исходное положение (6 – 8 раз).

2.4. И.П. прямо, затем поворот туловища влево, вернуться в И.П., то же вправо (6 – 8 раз).


    1. Поддержание работоспособности на уроке.

  1. «УДАРЫ В НЕБЕСНЫЕ БАРАБАНЫ».

Положить ладони на ушные раковины так, чтобы основания ладоней плотно прикрывали слуховой проход, а пальцы лежали на затылке. 10 – 15 раз слегка постучать пальцами по затылку с обеих сторон. Такие постукивания напоминают движения, которые мы делаем, барабаня пальцами по столу.


  1. «ПРОДУВАНИЕ».

Нажать ладонями на ушную раковину, а пальцами на затылок, затем резко убрать руки. Повторите 10 – 15 раз.


  1. «РАСТИРАНИЕ УХА ЛАДОНЯМИ».

Слегка растереть ушные раковины ладонями до появления ощущения тепла. Повторите 30 – 40 раз.


  1. «ШУМ ПРИБОЯ».

Одновременно с обеих сторон ввести кончики указательных пальцев (очень неглубоко, чтобы не протолкнуть серную пробку) в наружный слуховой проход. Сделайте 5 - 6 энергичных вращательных движений.


  1. «ОТТЯГИВАНИЕ МОЧЕК».

Проводят одновременно с обеих сторон. Мочку зажимают между большим и указательным пальцем и слегка потягивают ухо вниз 20 – 40 раз.


    1. Самомассаж для профилактики утомления.

  1. МАССАЖ КРЫЛЬЕВ НОСА.

Положение сидя. Положение сидя. Массаж выполняется средними фалангами согнутых указательных пальцев круговыми движениями со скоростью 130 – 150 об/ мин. (2,5 об/сек). Самомассаж проводят боковой поверхностью фаланг, согнутых больших пальцев.


  1. МАССАЖ ЛИЦА.

Положение сидя. Массаж выполняется 3,4 и 5 пальцами от переносицы к углам рта одновременно обеими руками: поглаживание (5сек), энергичное растирание (20 сек), потягивание (5сек).


  1. МАССАЖ ЛИЦА ПОД ГЛАЗАМИ.

Положение сидя. Массаж выполняется 3,4 и 5 пальцами от переносицы до уха одновременно обеими руками: поглаживание (5сек), энергичное растирание (20 сек).


  1. МАССАЖ ЛБА.

Положение сидя. Массаж выполняется подушечками пястно – запястных суставов 2,3,4 и 5 пальцев одной руки круговыми движениями вдоль лба со скоростью 100 – 130 об/мин.(около 2 об/сек). Другая рука поддерживает голову. Поглаживание (5сек), энергичное растирание (20 сек).


    1. Тренаж памяти.

  1. Учитель предлагает за 40 сек. запомнить 20 слов:

- украинец; - пирожное;

- экономика; - логика;

- каша; - стандарт;

- татуировка; - глагол;

- нейрон; - прорыв;

- любовь; - дезертир;

- ножницы; - свеча;

- совесть; - вишня.

- глина; - масло;

- словарь; - бумага;


1.2. Воспроизведите слова.



2. Учитель зачитывает 10 пар слов:

1) замок – дверь; 6) день – сутки;

2) здоровье – человек; 7) глаз – ухо;

3) рука – нога; 8) ночь – звезда;

4) сад – цветы; 9) путь – дорога;

5) зверь – медведь; 10) лес – поляна.

2.2. Учитель читает первые слова из пар, а учащиеся вспоминают и воспроизводят вторые.

2.3. Оценка: необходимо назвать как можно больше пар слов.


3.Учитель предлагает за 40 сек. запомнить 20 чисел:

- 43; - 72; - 37 - 6;

- 57; - 15; - 18; - 78;

- 12; - 44; - 86; - 61;

- 33; - 96; - 57; - 83;

- 81; - 7; - 47; - 73.

3.1.Воспроизвести эти цифры.
















________________________________________________________________________

***Данный комплекс упражнений разработан КБН , доцентом кафедры анатомии и физиологии человека КемГУ Блиновой Н.Г. и КМН, доцентом кафедры педиатрии Кемеровской медицинской академии Игишевой Л.Н.