СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ориентирование на местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Ориентирование на местности

Цели урока:

— показать значение умения ориентироваться на местности;

— раскрыть роль плана местности;

— формировать умение определять азимут;

— раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Оборудование: компас; план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки; таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».

Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта; азимут; план местности; топографическая карта; аэрофотоснимок, космический снимок.

Деятельностный компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам»; определять азимут, знать особенности плана местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника.

Тип урока: вводный.

Тема. Ориентирование на местности

Цели урока:

— показать значение умения ориентироваться на местности;

— раскрыть роль плана местности;

— формировать умение определять азимут;

— раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Оборудование: компас; план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки; таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».

Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта; азимут; план местности; топографическая карта; аэрофотоснимок, космический снимок.

Деятельностный компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам»; определять азимут, знать особенности плана местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника.

Тип урока: вводный.

Тема. Ориентирование на местности

Цели урока:

— показать значение умения ориентироваться на местности;

— раскрыть роль плана местности;

— формировать умение определять азимут;

— раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Оборудование: компас; план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки; таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».

Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта; азимут; план местности; топографическая карта; аэрофотоснимок, космический снимок.

Деятельностный компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам»; определять азимут, знать особенности плана местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника.

Тип урока: вводный.

Тема. Ориентирование на местности

Цели урока:

— показать значение умения ориентироваться на местности;

— раскрыть роль плана местности;

— формировать умение определять азимут;

— раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Оборудование: компас; план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки; таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».

Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта; азимут; план местности; топографическая карта; аэрофотоснимок, космический снимок.

Деятельностный компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам»; определять азимут, знать особенности плана местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника.

Тип урока: вводный.

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности»

Урок №___ Дата _____________

Тема. Ориентирование на местности

Цели урока:

— показать значение умения ориентироваться на местности;

— раскрыть роль плана местности;

— формировать умение определять азимут;

— раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Оборудование: компас; план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки; таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».

Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта; азимут; план местности; топографическая карта; аэрофотоснимок, космический снимок.

Деятельностный компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам»; определять азимут, знать особенности плана местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника.

Тип урока: вводный.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности

Задание № 1 (работа в парах). Мальчик Петя пошел с родителями в лес и заблудился. Он не испугался, потому что знал, что его дом находится на севере. И Петя решил самостоятельно найти дорогу домой. Он долго бродил по лесу, устал и присел на пень спиленной совсем недавно сосны. Приближался вечер, погода испортилась и начинался дождь. Петя понимал, что, если он сейчас не сможет найти дорогу домой, ночью это будет сделать очень сложно. Во время отдыха он увидел у рядом растущей ели большой муравейник и очень обрадовался ему.

Вопросы к заданию № 1:

1. Почему Петя очень обрадовался, когда увидел муравейник?

2. Какими способами ориентирования он мог еще воспользоваться?

3. Почему, когда вечером испортилась погода, Петя решил как можно скорее найти дорогу домой?

Правильные ответы на задание № 1

1. Петя обрадовался когда увидел муравейник, так как он всегда располагается с южной стороны.

2. Мальчик мог определить направление на север по толщине годичных колец пня и по густоте ветвей ели.

3. Ночью можно определить направление по Полярной звезде только в ясную погоду.


  1. Изучение нового материала

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу.

Что же делать? Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.

В глубокой древности, когда люди ещё не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу.

Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой.

Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

Вопрос. Что такое ориентирование? 9ученики находят ответ в учебнике на с.30)

Ответ. Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и различных предметов.

Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов (это не всегда надёжно: знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. п.). Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

Вопрос. Какие бывают стороны горизонта или направления? (ученики называют основные и промежуточные стороны горизонта на рис. 19.)

Задание. Определите с помощью всех сторон горизонта направление на

  • доску

  • окно

  • дверь

  • шкаф


Для ориентирования в Древнем Китае был изобретён простейший магнитный компас. Компас — это прибор, который помогает определить стороны света.

Далее ученики изучают, как устроен компас.
Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. С права будет восток, а слева запад.
Компасы установлены в самолётах, на кораблях. Они необходимы людям разных профессий — военным, геологам, лётчикам и др. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.

Далее ученики определяют, как с ним работать.

1. Установите компас на горизонтальной поверхности.

2. Подождите, пока стрелка остановится.

3. Медленно вращайте компас, пока синий конец не будет указывать на букву «С» или «N» (север) на шкале.

По компасу определяют азимут.

Вопрос. Что такое азимут? — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.


Практические задания.

  1. Определить азимуты на предметы (рис. 19 учебника).

  2. Разбившись на пары, учащиеся находят азимуты при выполнении задания 4, 8, 9 учебника.

Обсуждение ситуации «Как ориентироваться, оказавшись в незнакомой местности днём или ночью, как определять стороны горизонта по Солнцу, звёздам, «живым ориентирам».

- Что такое план местности? (чертеж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками)

- Каково его значение в повседневной жизни, хозяйственной деятельности человека? (читают «Для чего человеку необходим план местности? стр.31, 1и 2 абзац)

- Пользовались ли вы планом местности?

Учащиеся анализируют рис. 20 и основные характеристики плана (с. 31 учебника).

Работа с рисунком. Предлагаю рассмотреть рис. 20 в учебнике, определить, какие объекты нанесены на плане и как об этом узнали.

Условные знаки — это азбука, с помощью которой можно прочитать план и узнать о местности, изображённой на плане. Для решения сложных хозяйственных проблем больших территорий используют топографические карты и аэрофотоснимки.

  1. Закрепление нового материала.

Ответить на вопросы учебника на с. 32.

V. Итоги урока

  • уметь ориентироваться необходимо, чтобы правильно определять своё местоположение в пространстве,

  • план местности позволяет на небольшом участке территории определить расположение объектов относительно друг друга и сторон горизонта, их размеры и расстояние между ними.

VI. Домашнее задание

1. Изучить § 8.

2. Ответить на вопросы 1—6.

3. Выполнить задания 7—9, если их не закончили в классе.

4. Написать несколько примеров ориентирования на местности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!