Тема урока: «Оркестр русских народных инструментов». ОРКЕСТР (От греческого ὀρχήστρα - полукруглая площадка для размещения хора перед сценой древнегреческого театра) - большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, предназначенный для совместного исполнения музыки. Схема рассадки оркестра. Основные виды оркестра. Симфонический, духовой, струнный, ударных инструментов, народных инструментов. Когда появился первый оркестр и кто его основал? Основателем оркестра является выдающийся преобразователь русской народной музыкальной культуры, музыкант-патриот Василий Васильевич Андреев. В настоящее время именуется как Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева. В начале своего развития оркестр В. В. Андреева представлял собой «Кружок любителей игры на балалайках». 20 марта 1888 — день рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. В этот день в Санкт-Петербурге в зале Городского Кредитного общества выступил «Кружок любителей игры на балалайке». Великорусским оркестром коллектив В. В. Андреева начал именоваться с осени 1896 года и состоял он тогда из 14-ти музыкантов. В состав оркестра входили: балалайка дискант – 1, балалайка прима - 3, балалайка секунда — 2, балалайка альт — 1, балалайка бас — 2, балалайка контрабас — 2, гусли щипковые — 1, домра дискант — 1, домра альт — 1. | Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав инструменты: домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты. Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных. Народные музыкальные инструменты делятся на 3 группы: - духовые – свистульки, свирели, жалейка, рожок, волынка и т. д. - струнные – гусли, балалайка, домра. - Ударные – ложки, бубенцы, колокольчики, трещотка, кокошник, рубель, коробочка, дрова и т. д. - русский баян – инструмент в русском народном оркестре, который не относится ни к одной из групп. Но без баяна невозможно представить оркестр русских народных инструментов. Объединим все эти музыкальные инструменты в единый музыкальный организм и получим – оркестр русских народных инструментов. |
Работа в парах: Найдите верные утверждения 1. В. В. Андреев – музыкант, дирижёр, создатель «Кружка любителей игры на балалайках». 2. Под руководством В. В. Андреева создан оркестр игры на скрипке. 3. Оркестр – это группа музыкантов, совместно исполняющих одно музыкальное произведение. 4. В. В. Андреев гастролировал с танцами по России. 5. «Кружок любителей игры на балалайках» был переименован в Великорусский оркестр. Распределите инструменты по группам: № 1 струнные № 2 духовые № 3 ударные № 4 клавишно-духовые | Свирель, рожок, флейта, свистульки. № __ Балалайка, домра, гусли. № ___ Баян, гармонь, аккордеон. № ___ Ложки, бубен, трещотки, колокольчики. № _ | Отгадайте загадки: У неё вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть — не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается. Ответ: Всем известна на Руси, Хоть кого о ней спроси! У неё лишь три струны, Но она - любовь страны. Выйдет Ваня за плетень И сыграет "трень" да "брень". Ответ: Приложил к губам я трубку, Полилась по лесу трель. Инструмент тот очень хрупкий, Называется... Ответ: | Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка. Ответ: Разучиваем частушки. 1.Мы оркестр создавали И лесных зверей позвали: - Приходите в гости к нам. Очень рады мы гостям! 2.Прискакали сюда зайки, Взяли зайки балалайки. Балалайки звонкие - Музыканты ловкие. 3.Прилетели свиристели Подарили всем свирели, А свирели непростые, Звуки льются золотые. 4 .И упрямые бараны Всё стучали в барабаны. А кудрявые овечки В бубны били на крылечке. 5.Даже маленькие мошки Поиграли на гармошке, Поиграли на гармошке Для весёлого Антошки. 6.Никого не обижали, Всех к себе мы приглашали. Посмотрите-ка, на нас - Наш оркестр - просто КЛАСС! |
Выполни задания по порядку: Разгадай кроссворд. Укажи в клетках вместо звука Р кружок синего цвета. 2. Как назвать все изображенные предметы вместе? Ответ: 3. Перечисли инструменты с картинки по группам: струнные ____________________________, клавишные ___________________________, ударные ______________________________. Почему их так называют? ___________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ | |