СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРКСЭ. 4 класс Тема: Простые школьные и домашние правила этикета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта расчитана на 4 класс. Материал поможет вам организовать урок ОРКСЭ по заданной теме. 

Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ. 4 класс Тема: Простые школьные и домашние правила этикета.»

Тема урока: Простые школьные и домашние правила этикета

Тип: Открытие нового знания

Форма: урок-суд

Цель: Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формировать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

  2. Формировать этические чувства как регулятор морального поведения;

  3. Формировать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления (РУУД);

  2. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия (РУУД);

  3. Формировать умение совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий (ПУУД);

  4. Формировать умение слушать собеседника и излагать свое мнение (КУУД).

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  1. Знать основные правила этикета;

  2. Осознанно комментировать текст учебника.

Оснащение:

Учитель: Презентация, технологическая карта, учебник.

Учащиеся: Раздаточный материал.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Методы обучения, КРР

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Дарья Петровна. Сегодня я проведу у вас урок основы религиозных культур и светской этики. Обратите внимание на высказывание известного немецкого писателя И.Гёте. Приложение 1

-Как вы его понимаете? О чём это высказывание?

-Слова писателя важны для нашего времени?

-Я тоже считаю, что слова Гёте бессмертны и сейчас.

Приветствуют учителя.



Читают высказывание писателя.



Высказывают своё мнение.


-Да.

Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания (Л3);

Слушать собеседника и излагать свое мнение (К).

Создание положительного настроя, постановка системы перспектив















Повторение

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ


-Ребята, предлагаю вспомнить, что вы изучали на прошлом уроке. Вам необходимо ответить на три вопроса. За верные ответы вы получите ключи, которые помогут вам определить тему нашего урока.

Что такое этикет?

Назовите виды этикета.

Какие вы знаете правила этикета за столом.




-Этикет – это нормы и правила поведения человека в различных жизненных ситуациях.

-Существует столовый, свадебный, школьный, служебный этикет.

Делятся своим мнением.

Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания (Л3);

Слушать собеседника и излагать свое мнение (К).

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание






3.2. Открытие нового знания.











3.3.Первичное закрепление






3.4. Повторение и включение в систему знаний

-Отлично, вам необходимо всем вместе из букв в конверте собрать слово.

-Что у вас получилось?

-Так какая тема сегодняшнего урока?

-Да, тема звучит именно так. Ребята, вы знаете, что такое суд?

Суд — орган власти, который занимается рассмотрением и разрешением уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом порядке.

-Может кто-то знает, кто работает в суде?

-Да, а ещё есть должность присяжных заседателей. Может кто-т слышал о них?

-Это специальная группа людей, которая помогает окончательно вынести вердикт суда. Присяжные должны принимать во внимание только факты и доказательства, предоставляемые на суде. Вы бы хотели сегодня побывать в роли работников нравственного суда?

-Но чтобы попасть на эти должности, необходимо знать законы, которые помогут вам в работе. Сейчас мы проверим насколько хорошо вы знаете законы. Приложение 2

-Ознакомьтесь с законами. Первая подгруппа у вас общие правила поведения, вторая подгруппа – учащимся запрещается, 3 – права несовершеннолетних.

-Что было непонятно? Кто-нибудь из каждой группы, озвучьте законы, которые вам запомнились.

-Вы поработали с информацией и вспомнили все законы. Предлагаю перейти к практике. В нашем зале слушается дело №1. Первая группа – адвокаты Кнопочкиной. Вторая группа – адвокаты Барсунова. Третья группа – присяжные заседатели. Вы рассматриваете все факты и принимаете решение. Обратите внимание на доску, вам представляется видео-ролик конфликта.

-Итак, коллеги, вы ознакомились с ситуацией и можете обсудить её в группе. Так как вы находитесь в суде, то вам необходимо использовать в своей речи особые высказывания. Обратите внимание на таблицу с высказываниями. Адвокаты вам необходимо сформулировать доводы на основе законов, чтобы оправдать своего клиента. Суд присяжных рассматривают ситуацию с обеих сторон и принимают предварительное решение. Окончательное решение вы вынесете после всех высказываний. Я в ходе буду задавать вопросы, которые помогут вам в решении этого дела. Всем всё понятно?

- Я даю вам 5 минуты обсудить ситуацию, преступайте.

Собирают слова из букв.


-Школьные, домашние, правила этикета.

-Школьные и домашние правила этикета.

Дети делятся своим мнением.






-Судья, адвокаты, секретарь.


-Нет.







-Да.







Знакомятся с материалом.




Делятся мнением.




Смотрят видео-фрагмент.





















-Да.

Обсуждают с группах решение.

Принимать и сохранять учебную задачу (Р1);

Слушать собеседника и излагать свое мнение (К);

Совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий (П);

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия (Р2).

Воспитывать этические чувства как регулятор морального поведения (Л2);

Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания. (Л3);

Воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе (Л1);

Слушать собеседника и излагать свое мнение (К).

Проблемная ситуация






Подводящий диалог



















Беседа, демонстрация, работа с текстом














Работа в группах

4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Одна из главных черт хорошего адвоката – анализировать свою работу. Не редко они прибегают к народной мудрости. Выберите одну из пословиц, которая охарактеризует вашу работу. Приложение 4

-К сожалению, я не смогу вас всех услышать, рабочий день суда закончен. Наш урок подошёл к концу, давайте подведём итоги. Какова была тема? Достигли цели? Что вас удивило? Что вы расскажете дома об этом уроке?

-Спасибо. Домашнее задание: прочитать ст.38 – 41.

-Ребята, спасибо за урок, до свидания!

Выбирают одну пословицу и по желанию объясняют свой выбор.






Делятся мыслями.




Записывают домашнее задание.


До свидания!

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия (Р2);

Слушать и слышать собеседника, вести диалог (К).

Создание ситуации успеха, беседа, постановка системы перспектив.



Приложение 1

Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет. И.Гёте

Приложение 2

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными конвенциями и действующим законодательством РФ.

 

3. Общие правила поведения учащихся:

 

3.1. Учащийся приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

3.2.В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.

3.3.Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.

3.4.Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы.

3.5 Учащимся во всех случаях следует уважать чужие права собственности.

3.6  Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их в бюро находок, которое находится на первом этаже школы у охранника.

3.7 К учащимся, присвоившим, чужие личные вещи, будут применены дисциплинарные взыскания.

3.8 По первому требованию учителя следует предъявлять дневник.

3.9. Время перемены - личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим.

- во время перемен учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся;

(Конституция РФ, ст.17 п.3)

- во время перемен учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме тех мест, где им запрещено находиться в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории);

- во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;

во время перемен учащимся запрещается толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу, а также употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим;

во время перемен учащимся не разрешается выходить из школы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.

- на переменах школьники могут обратиться к своему классному руководителю, дежурному учителю, дежурному администратору за помощью, если против них совершаются противоправные действия.

 

4. Учащимся  запрещается:

4.1. Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные  напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.

(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", ст.6,

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", ст.2)

4.2. Курение на территории школы.

(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", ст.6)

4.3. Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.

4.4. Пользоваться  во время занятий  средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять  жевательную резинку как во время занятий, так и в перерывах.

4.5. Использовать непристойные выражения и жесты.

(Конституция РФ, ст.19 п.2, ст.21 п.2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

4.6. Запугивания, издевательства, унижение личности, дискриминация по национальному или расовому признаку в адрес всех участников образовательного процесса.

(Конституция РФ, ст.19 п.2, ст.21 п.2)

4.7. Выходить из школы во время уроков без разрешения классного руководителя, медицинской сестры или дежурного администратора.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

4.8. Опаздывать на занятия.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)




Права несовершеннолетних детей

Личные неимущественные права несовершеннолетних детей. К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК);

право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК);

право на защиту (ст. 56 СК);

право выражать свое мнение (ст. 57 СК);

право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК).

Обязанности ребенка:

  • получение базового образования;

  • соблюдение определенных правил поведения, которые установлены в различных образовательных учреждениях и общественных местах;

  • добросовестное выполнение всех возложенных на него профильными лицами обязанностей;

  • соблюдение устава образовательного учреждения;

  • вступление в установленные сроки на воинскую учетность;

  • после достижения 18-летнего возраста, обеспечивать своих нетрудоспособных родителей или законных опекунов.

Приложение 3

Структура

клише

Языковые средства и примеры

Слово с предлогом

1) простой предлог: в присутствиис участием;

2) отыменной предлог: в соответствии с требованием, в связи с неисполнением

Словосочетание

1) простое (2 компонента):

• глагол + имя существительное: квалифицировать по статьепризнать потерпевшим, принять к делу;

• имя существительное + имя существительное:  материалы дела, суд присяжных, с соблюдением требований, на основании изложенного,

2) сложное (3—4 компонента): возбудить уголовное дело, отсрочка наказания несовершеннолетнего, похищение личного имущества граждан, постановление о предании суду.

Предложение

1) двусоставное:  виновность доказана, собраны необходимые доказательства, расследование установило, допрошенный виновным себя не признал.

2) безличное:  в ходе проверки выявлено.




Приложение 4

Прием «афоризма или пословицы»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ОБ УМЕНИИ И ТРУДОЛЮБИИ

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Терпенье и труд всё перетрут.

Делу — время, а потехе — час.

Мастер на все руки.

Семь раз примерь, а один отрежь.

Ученье — путь к умению.

О ЛЕНИ И НЕРАДИВОСТИ

Поспешишь — людей насмешишь.

Делать спустя рукава.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Словами и туда и сюда, а делами никуда.




О ДРУЖБЕ

Все за одного, один за всех.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

По прутику всю метлу переломить можно.

Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Сам погибай, а товарища выручай

.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!