Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Словесный (беседа, рассказ) | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок технологии. Садитесь. - Ребята, давайте посмотрим на слайд, перед вами представлены фотографии предметов. Чем они особенны? - Ребята, существует очень много красивых предметов, давайте внимательно на них посмотрим. Что общее есть у этих предметов? - Верно, а как по-другому можно назвать узор? | Приветствуют учителя. Садятся за парты. -Узорами -Орнамент | | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть диалогической формой речи (К) | Самооценка готовности к уроку. |
Актуализация знаний. | Словесный (беседа) | - Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока? - Предположите, что мы сегодня будем делать на уроке? - Какую цель мы поставим перед собой? - Тогда какие задачи перед собой поставим на урок? Верно, это и будет планом нашего урока. -Первым делом, давайте же узнаем, что такое орнамент. Кто сможет дать определение, глядя на картинку? В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы, спираль — развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность. - Кто же придумывал эти узоры? -А откуда они взяли эту идею? – Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент. – Кто из вас замечал какие-нибудь узоры в природе? У каких животных, птиц, насекомых окраска напоминает узор? - Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье». - Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок. - Орнамент оживляет вещи, делает их более яркими и красивыми. - Давайте рассмотрим, что изображает художник в орнаменте. - Посмотрите на доску, перед вами орнамент. Из каких элементов он состоит? — Значит, как называется этот вид орнамента? -Верно. А как вы думаете, что может быть элементами геометрического орнамента? - Посмотрите на другой вид орнамента. Из каких элементов они состоят? - Кто-то догадался, как называется данный вид орнамента? - Правильно. - Что могут изобразить при создании растительного орнамента? - Правильно. -А какой вид орнамента представлен перед вами сейчас? Из каких элементов он состоит? -Как вы думаете, как он может называться? Верно это животный или, как его ещё называют, зооморфный стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. - А есть ли у вас дома вещи с изображением орнамента? - Ребята, а что могут украшать орнаментом? - А зачем люди украшают вещи, предметы орнаментом? -Поэтому не стоит забывать про то, что цвета в нашей работе должны сочетаться между собой и гармонировать друг с другом. Такими могут быть цвета в родственной или контрастной цветовых гаммах. Физ.минутка | -Орнамент -Создавать орнамент из бумаги и картона -Изготовить поделку с использованием орнамента -Узнать, что такое орнамент и какие виды орнамента нам могут встретиться -Научиться самостоятельно изготавливать предметы с орнаментом Орнамент - узор, состоящий из повторяющихся элементов. -Люди -Из природы -бабочки, змеи, павлин, жираф и т. п. - Геометрические фигуры. - Геометрический. - Элементами геометрического орнамента могут быть линии, точки, геометрические фигуры (овал, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезда). - Цветы, грибы, трава. - Растительный. - При создании растительного орнамента используют изображение частей растений: листьев, цветов, веток, плодов. -Птиц и зверей -Животный - Да. - Орнаментом украшают одежду, платки, пояса, посуду, мебель. - Чтобы предмет стало более красивым. Выполняют физ.минутку | | Владеть диалогической формой речи (К) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци (Р). | |
Проблемное объяснение нового материала. | Словесный (рассказ). Наглядный | -Сегодня мы с вами будем работать с уже известными для вас материалами: бумага и картон. Посмотрите на изделие у меня в руках. Анализ изделия: -Как вы думаете, что это? -Где она используется, для чего? - В какой технике выполнена эта работа? Что изображено на ней? -К какому виду орнамента мы можем её отнести? Посмотрите, как выполнена эта аппликация, из каких частей она состоит? -А сколько квадратов вы видите? -А треугольников? -А как мы можем получить треугольник? — Значит сколько квадратов нам потребуется? -Какие цвета использовались в работе? -Какая это цветовая гамма? | -Закладка -В книгах, чтобы запомнить странице, на которой остановились -Работа выполнена в технике аппликация, фигуры. -Геометрический - Из фона, прямоугольника, квадратов и треугольников. -3 -2 -Разрезав квадрат пополам -4 -Фиолетовый, оранжевый, желтый -Контрастная | | Планирование (П) | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Частично-поисковый. | - Приступаем к работе. Поэтапное изготовление: 1 этап. -Выбираете цвет картона, который вам нравится, кладем его горизонтально. -Прикладываем шаблон к краю картона и обводим. -Отрезаем по проведенной линии. Он будет служить вам фоном и основой закладки. Отложите его в сторону. 2 этап. -Возьмите один лист цветной бумаги, который бы сочетался с выбранным вами картоном. -Обведите шаблон квадрата два раза. -Вырежьте их 3 этап. -Возьмите второй лист цветной бумаги, который бы сочетался с выбранным вами картоном и двумя квадратами. -Обведите шаблон ещё два раза -Вырежете 4 этап. -Возьмите один любой квадрат, согните его пополам -Обрежьте по линии сгиба 5 этап. -Возьмите второй лист цветной бумаги. -Обведите шаблон прямоугольника -Вырежьте прямоугольник 6 этап. Составьте композицию, посмотрите, в каком порядке мы будем склеивать работу. (Прямоугольник-квадраты-треугольники) 7 этап. Поочередно приклейте все элементы к основе-картону Вот и готова закладка с геометрическим орнаментом! | Приступают к работе. Выполняют открытку. | | Выполнение действий по алгоритму (П). | |
Рефлексия учебной деятельности. | Словесный. | - Какая тема сегодняшнего урока была? - Какую цель мы ставили в начале урока? Сумели мы ее достигнуть? - Посмотрите внимательно на свои работы, правильно ли вы все сделали? - Скажите, все ли у вас получилось сделать? - В чем вы испытали трудности? - Что вам понравилось сегодня на уроке? - Спасибо, ребята, за урок. До свидания! Уборка рабочего места | - Орнамент - изготовить поделку с орнаментом - да -да, правильно - да/нет | | Рефлексия способов и условий действий (П) | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; |