Орнаменты и бордюры
Русинова Н.П.
Когда появился орнамент?
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе магический смысл. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
Самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Они радовали глаз и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Орнамент был почти исключительно геометрическим , состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций . Использовались в декоре зигзаги, штрихи , полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.
Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение , но они еще не обладали для предметов декоративными качествами ( часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов).
Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора. Цель орнамента определилась — украшать. Из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.
Что такое орнамент?
- Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает "украшение".
- Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует.
- Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.
Особенности организации орнамента
- Орнамент имеет следующие особенности:
- 1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.
- 2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).
- Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.
Раппорт
- Раппорт (фр. rapport–соответствие, сходство) - сетчатый орнамент, равномерно и бесконечно заполняющий поверхность.
- Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива.
- Текстовой или каллиграфический, эпиграфический (от греч. – надпись) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировке различных изделий декоративно-прикладного искусства.
- Фантастический орнамент . В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).
Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента – самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.
- Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства
Что такое бордюр?
- Бордюр – это периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.
- На практике бордюры встречаются в разных видах. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика.
Виды бордюров.
- Рисунок бордюра получается, когда мы начинаем геометрически перемещать его элемент. Любой бордюр может быть совмещен сам с собой параллельным переносом.
Всего существует 7 типов бордюров
Бордюры и орнаменты в русском зодчестве
На Руси издревле люди старались украсить терема, церкви. Они придумывали удивительные замысловатые орнаменты, в основном цветочные. В XVII веке русский зодчий Степан Иванов создал свой орнамент, который назвали «Павлинье око», так как он был похож на рисунок пера павлиньего хвоста.
Геометрическая резьба по дереву - один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций.
Деревянные кружева и в наше время украшают дома в г.Мариинске
Они поражают нас своей неповторимой красотой и воздушностью
Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам. Один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы.
Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал. Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков.
Орнамент в одежде
Костюм новобрачной 1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка
Такой костюм сохранялся в Воронежской области как свадебный наряд до 1950-х годов
Вышитые детали праздничной женской одежды Тамбовской и Курской губерний начала XX в
Женский народный костюм. Село Сумерки, Кадемский уезд, Рязанская губерния, II половина XIX в.
Вышивка золотом
Городецкая роспись
Павлово-посадские платки, палантины и кашне.
Хохломская роспись
Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зелёным) тонами и золотом по золотистому фону.
Гжель
Динамическая таблица построения раппорта
Способы построения орнамента
Способы построения сетчатого орнамента. Виды сеток.
Орнамент построен на прямоугольной сетке
Способы построения сетчатого орнамента.
Способы построения орнамента.
Способы построения орнамента
Простые примеры растительных мотивов имеют боковую симметрию и без особого труда строятся с помощью вспомогательной решетки.
Более сложный прием — зеркальное отражение со сдвигом. В результате происходит последовательное чередование различных элементов.
В более пышных растительных орнаментах присутствуют обычно все приемы, о которых речь шла выше: сдвиги, повороты, зеркальные отражения, использование вспомогательных сеток и рисование деталей на основе дуг окружностей.
Использование окружностей. Путем вращения исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Предположим, точка вращения находится на его окружности. Тогда мы получаем розетку из кругов, каждый из которых касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги).
Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо (как крайний случай) соприкасаться с соседним кругом только в одной точке. Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре.
Сдвигая круги и кольца по горизонтали легко получить звенья одной цепи.
Изменяя диаметры колец, нетрудно получить достаточно сложные переплетения.
Применяя прием вертикального и горизонтального сдвига, а также работая со вспомогательной решеткой, можно заполнить переплетенными кольцами все пространство листа.
Примеры построения волнообразных плавных линий с помощью сетки.
Каллиграфия. Женева. 1640г
Ресурсы
- http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/index.htm ;
- http://library.thinkquest.org/C0110346/ru/math/frame.htm;
- http://www.m-a-t.ru/html/kult_orn.html;
- http://mec.tgl.ru/pages/doom/Rabota_teach/id051_ornam.doc;
- http://informatorium.info/enpage.php?fix=200716113004465
- http:// encycl.accoona.ru /
- http:// www.goldengrail.ru
- http:// www.cat.russianbbs.ru
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа,2001.
- Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №48/1998г.