Осанка человека
Выполнила:
Хасбиева Наталья
Осанка
Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет).
Признаки правильной осанки :
• голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;
• если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;
• если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
Осанка
Признаки неправильной
осанки
• голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);
• плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);
• круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;
• излишне увеличен поясничный изгиб.
Осанка
Как обнаружить дефект
Обнаружить дефекты в осанке можно следующим образом. Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.
Разновидности нарушений осанки
Нарушение осанки-это отклонения в положении позвоночника.
Круглая спина : увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью.
Плоская спина : грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена.
Седлообразная (кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен .
Плоская спина
Круглая спина
Кругловогнутая спина
Проявления боковых искривлений позвоночника
Возможность проявления сколиоза особенно велика в возрасте 11-15лет, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии.Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник.
Одна из причин нарушения осанки у детей школьного возраста- неправильная посадка(положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении.
Правосторонний сколиоз
S-образные сколиозы
Левосторонний сколиоз
Положение позвоночного столба
правильное
Положение позвоночного столба
неправильное
Меры профилактики
Для предупреждения нарушений осанки соблюдать следующие профилактические меры:
1.При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной.Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища,чтобы не напрягать мышцы.
2.При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу,вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
3.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.
4.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине,например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
Коррекция осанки
Занятия
В подготовительной части занятий,направленнных на формирование навыка правильной осанки, применяются упражнения в построениях и перестроениях, дыхательные упражнения, ходьба.
В основной части используются упражнения, обеспечивающие общую и силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки - создание мышечного корсета; корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Преимущественно применяемые исходные положения в этой части занятия - лежа и стоя в упоре на коленях. В конце основной части обычно проводят подвижную игру, правила которой предусматривают сохранение нормальной осанки.
В заключительной части применяются бег, ходьба, упражнения на координацию, дыхательные. Целесообразно включать в эту часть занятия игры на внимание при условии сохранения правильной позы.
На занятии также следует использовать упражнения в равновесии и общеразвивающие упражнения: для мышц спины, живота, ягодиц; на растяжение; с гимнастической палкой, обручем; на гимнастической стенке; плавание (брасс) и др.
При регулярных занятиях (три-пять раз в неделю по 35-45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки, мышечную асимметрию и прочее
Упражнения для формирования правильной осанки
С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ
Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п.
Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой.
Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.
Упражнения для формирования правильной осанки
В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ
Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.
Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.
Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной.
Упражнения для формирования правильной осанки
СТ ОЯ НА КОЛЕНЯХ
Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.
Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице
Упражнения для формирования правильной осанки
ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ
Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться , держаться так 3-5 с, вернуться в и. п.
Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову , плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.
Упражнения для формирования правильной осанки
В ВИСЕ
Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»).
Повороты туловища вправо и влево как можно больше. Прямые ноги вместе.
Вис на гимнастической стенке или перекладине.
Упражнения для формирования правильной осанки
Стоя у стены, поднимать к груди поочередно левое, затем правое колено.
Ноги шире плеч, руки опущены. Повороты вправо и влево, руки в стороны.
Ноги вместе. Опираясь сзади прямыми руками на пол, прогнуться, как можно выше поднять таз, вернуться в и. п.