СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осеева "Сыновья".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Осеева "Сыновья".»

  В.Осеева «Сыновья»  2 класс  21 век   Составила: Кулиненко Н.И.

  В.Осеева «Сыновья» 2 класс 21 век

Составила: Кулиненко Н.И.

Она лучше всех на свете, Без нее прожить нельзя. Есть у Кати и у Пети И, конечно, у меня.

Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть у Кати и у Пети

И, конечно, у меня.

Мама гордится, Ребёнком своим, Хоть он непоседа, А маме он …

Мама гордится,

Ребёнком своим,

Хоть он непоседа,

А маме он …

Тема урока   Валентина Осеева

Тема урока

  Валентина Осеева "Сыновья"

Цель урока: Цель урока:  анализ художественного произведения  Анализ художественного произведения

Цель урока:

Цель урока:

анализ художественного произведения

Анализ художественного произведения

Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие стали классикой детской литературы.

Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься.

Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие стали классикой детской литературы.

Письмо из прошлого  « Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ?  Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»  - Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?  Валентина Александровна Осеева.

Письмо из прошлого

« Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

- Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?

Валентина Александровна Осеева.

Всякой матери своё дитя мило   -  Определите жанр.  (Пословица). Что такое пословица?  (Пословица – произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл. Пословица учит, осуждает, одобряет, утверждает, наставляет)

Всякой матери своё дитя мило

Определите жанр.

(Пословица).

  • Что такое пословица?

(Пословица – произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл. Пословица учит, осуждает, одобряет, утверждает, наставляет)

В.А. Осеева Рассказ «СЫНОВЬЯ»

В.А. Осеева

Рассказ «СЫНОВЬЯ»

В. Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: — Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. — А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки. — Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: — Ну что? Каковы наши сыновья? — А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

В. Осеева «Сыновья»

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Ну что? Каковы наши сыновья?

А где же они? — отвечает старик.

Я только одного сына вижу!

Главная мысль рассказа 

Главная мысль рассказа "Сыновья"

Любой сын прежде всего должен заботиться о матери и отце, о родителях.

Чему учит рассказ "Сыновья"

Рассказ учит быть внимательным к своим родителям. Учит помогать им, брать на себя какие-нибудь обязанности по хозяйству. Учит отзывчивости и доброте. Учит тому, что любые способности только тогда имеют смысл, когда они приносят пользу другим людям.

О ком говорится в рассказе? Три женщины, три матери, у каждой есть сын. Три сына, силач и ловкач, певец, и просто помощник. Старик. Мудрый человек.

О ком говорится в рассказе?

  • Три женщины, три матери, у каждой есть сын.
  • Три сына, силач и ловкач, певец, и просто помощник.
  • Старик. Мудрый человек.
Словарная работа быстрый, ловкий, сильный Ловок да силён - Никто с ним не сладит - никто не может его победить Поёт, как соловей - поёт звонко, красиво

Словарная работа

быстрый, ловкий, сильный

Ловок да силён -

Никто с ним не сладит -

никто не может его победить

Поёт, как соловей -

поёт звонко, красиво

1 сын 2 сын 3 сын  «Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.» Через голову кувыркается, колесом ходит. «А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет.» Песню поёт, соловьём заливается. К матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. «Ничего в нём особенного нету.»

1 сын

2 сын

3 сын

«Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.»

Через голову кувыркается, колесом ходит.

«А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет.»

Песню поёт, соловьём заливается.

К матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

«Ничего в нём особенного нету.»

Что делали женщины? брали воду из колодца наливали воду в колодец стирали загорали

Что делали женщины?

брали воду из колодца

наливали воду в колодец

стирали

загорали

Что рассказала о своём сыне первая женщина? Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит Ничего в нём особенного нету. А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет .

Что рассказала о своём сыне первая женщина?

Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит

Ничего в нём особенного нету.

А мой поёт, как соловей.

Ни у кого голоса такого нет .

Что рассказала о своём сыне вторая женщина? Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит Ничего в нём особенного нету. А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет .

Что рассказала о своём сыне вторая женщина?

Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит

Ничего в нём особенного нету.

А мой поёт, как соловей.

Ни у кого голоса такого нет .

Что рассказала о своём сыне третья женщина? Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит Ничего в нём особенного нету. А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет .

Что рассказала о своём сыне третья женщина?

Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит

Ничего в нём особенного нету.

А мой поёт, как соловей.

Ни у кого голоса такого нет .

Почему женщины останавливались? Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Почему женщины останавливались?

Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Почему старичок сказал, что видит только одного сына? Только сын третьей матери помог ей нести тяжёлые вёдра воды.

Почему старичок сказал,

что видит только одного сына?

Только сын третьей матери помог ей нести тяжёлые вёдра воды.

Пословицы к рассказу 

Пословицы к рассказу "Сыновья"

  • К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
  • Водила за ручку, получила белоручку.
  • Сын хорошим не родится, а воспитывается.
  • Не великое дело, великая помощь.
  • Кто родителей почитает, тому бог помогает.
Физминутка   Встаньте, ребята. -Закройте глаза. -Представьте свою маму. - Откройте глаза. -Улыбнитесь. -Сделайте 1 шаг к маме. - Протяните руки к маме. -Обнимите маму. -закройте глаза, и мысленно скажите маме, что она самая лучшая, и вы её любите. -Откройте глаза, тихо сядьте на свои места.

Физминутка

  Встаньте, ребята.

-Закройте глаза.

-Представьте свою маму.

- Откройте глаза.

-Улыбнитесь.

-Сделайте 1 шаг к маме.

- Протяните руки к маме.

-Обнимите маму.

-закройте глаза, и мысленно скажите маме, что она самая лучшая, и вы её любите.

-Откройте глаза, тихо сядьте на свои места.

В. Осеева Рассказ о детях «Сыновья»

В. Осеева

Рассказ о детях

«Сыновья»

КОЛОДЕЦ – это укреплённая срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя.

КОЛОДЕЦ – это укреплённая срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя.

Все знают поговорку про «Не плюй в колодец…», однако далеко не все знают об обычае бросать в воду колодца различные предметы. Рукодельницы бросали туда пряжу, молодожёны – куски свадебного каравая и монеты, воины после окончания войны – оружие.  Был случай, когда в одном осаждённом городе жители бросили в колодец бочки с мёдом и киселём, а во время переговоров с врагом как бы невзначай достали их оттуда со словами «Мать-земля кормит». Неприятель понял, что осаждать город, который имеет такой «чудодейственный» колодец, бессмысленно, и отступил.

Все знают поговорку про «Не плюй в колодец…», однако далеко не все знают об обычае бросать в воду колодца различные предметы. Рукодельницы бросали туда пряжу, молодожёны – куски свадебного каравая и монеты, воины после окончания войны – оружие. Был случай, когда в одном осаждённом городе жители бросили в колодец бочки с мёдом и киселём, а во время переговоров с врагом как бы невзначай достали их оттуда со словами «Мать-земля кормит». Неприятель понял, что осаждать город, который имеет такой «чудодейственный» колодец, бессмысленно, и отступил.

Выбери пословицу  О любви к маме говорят дела, а не слова.   На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Выбери пословицу

  • О любви к маме говорят дела, а не слова.

  • На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Н. Лифшиц «Разговор»    Усталая, с работы Пришла под вечер мать И видит, что у сына Не прибрана кровать. Что стынет чай в стакане, Что пол не подметен, Что лежа на диване Читает книжку он… И мать ему с обидой Промолвила: «Сынок, Когда-нибудь ты маме Хоть чем-нибудь помог?» А он ответил хмуро, Едва взглянув на мать:  «Ты мама, про Тимура Мешаешь мне читать!» Уверен я, ребята, Что если б жил Гайдар – Прославленный писатель И храбрый комиссар, То этому парнишке, Что так встречает мать, Сказал бы автор книжки (Вернее мог сказать): В тебе, наверное, совесть Заснула, паренек! Прочесть сумел ты повесть, А вот понять не смог!

Н. Лифшиц «Разговор»

  • Усталая, с работы
  • Пришла под вечер мать
  • И видит, что у сына
  • Не прибрана кровать.
  • Что стынет чай в стакане,
  • Что пол не подметен,
  • Что лежа на диване
  • Читает книжку он…
  • И мать ему с обидой
  • Промолвила: «Сынок,
  • Когда-нибудь ты маме
  • Хоть чем-нибудь помог?»
  • А он ответил хмуро,
  • Едва взглянув на мать:

«Ты мама, про Тимура

  • Мешаешь мне читать!»
  • Уверен я, ребята,
  • Что если б жил Гайдар –
  • Прославленный писатель
  • И храбрый комиссар,
  • То этому парнишке,
  • Что так встречает мать,
  • Сказал бы автор книжки
  • (Вернее мог сказать):
  • В тебе, наверное, совесть
  • Заснула, паренек!
  • Прочесть сумел ты повесть,
  • А вот понять не смог!
Рефлексия 1. Я всегда помогаю и уважаю своих родителей. 2. Я не всегда помогаю родителям и бываю неуважителен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. 3. Я не хочу помогать родителям и мне трудно быть уважительным.

Рефлексия

1. Я всегда помогаю и уважаю своих родителей.

2. Я не всегда помогаю родителям и бываю неуважителен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

3. Я не хочу помогать родителям и мне трудно быть уважительным.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!