В.Осеева «Сыновья» 2 класс 21 век
Составила: Кулиненко Н.И.
Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть у Кати и у Пети
И, конечно, у меня.
Мама гордится,
Ребёнком своим,
Хоть он непоседа,
А маме он …
Тема урока
Валентина Осеева "Сыновья"
Цель урока:
Цель урока:
анализ художественного произведения
Анализ художественного произведения
Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься.
Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие стали классикой детской литературы.
Письмо из прошлого
« Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ?
Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»
- Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?
Валентина Александровна Осеева.
Всякой матери своё дитя мило
- Определите жанр.
(Пословица).
(Пословица – произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл. Пословица учит, осуждает, одобряет, утверждает, наставляет)
В.А. Осеева
Рассказ «СЫНОВЬЯ»
В. Осеева «Сыновья»
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик.
— Я только одного сына вижу!
Главная мысль рассказа "Сыновья"
Любой сын прежде всего должен заботиться о матери и отце, о родителях.
Чему учит рассказ "Сыновья"
Рассказ учит быть внимательным к своим родителям. Учит помогать им, брать на себя какие-нибудь обязанности по хозяйству. Учит отзывчивости и доброте. Учит тому, что любые способности только тогда имеют смысл, когда они приносят пользу другим людям.
О ком говорится в рассказе?
- Три женщины, три матери, у каждой есть сын.
- Три сына, силач и ловкач, певец, и просто помощник.
- Старик. Мудрый человек.
Словарная работа
быстрый, ловкий, сильный
Ловок да силён -
Никто с ним не сладит -
никто не может его победить
Поёт, как соловей -
поёт звонко, красиво
1 сын
2 сын
3 сын
«Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.»
Через голову кувыркается, колесом ходит.
«А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет.»
Песню поёт, соловьём заливается.
К матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
«Ничего в нём особенного нету.»
Что делали женщины?
брали воду из колодца
наливали воду в колодец
стирали
загорали
Что рассказала о своём сыне первая женщина?
Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит
Ничего в нём особенного нету.
А мой поёт, как соловей.
Ни у кого голоса такого нет .
Что рассказала о своём сыне вторая женщина?
Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит
Ничего в нём особенного нету.
А мой поёт, как соловей.
Ни у кого голоса такого нет .
Что рассказала о своём сыне третья женщина?
Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит
Ничего в нём особенного нету.
А мой поёт, как соловей.
Ни у кого голоса такого нет .
Почему женщины останавливались?
Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Почему старичок сказал,
что видит только одного сына?
Только сын третьей матери помог ей нести тяжёлые вёдра воды.
Пословицы к рассказу "Сыновья"
- К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
- Водила за ручку, получила белоручку.
- Сын хорошим не родится, а воспитывается.
- Не великое дело, великая помощь.
- Кто родителей почитает, тому бог помогает.
Физминутка
Встаньте, ребята.
-Закройте глаза.
-Представьте свою маму.
- Откройте глаза.
-Улыбнитесь.
-Сделайте 1 шаг к маме.
- Протяните руки к маме.
-Обнимите маму.
-закройте глаза, и мысленно скажите маме, что она самая лучшая, и вы её любите.
-Откройте глаза, тихо сядьте на свои места.
В. Осеева
Рассказ о детях
«Сыновья»
КОЛОДЕЦ – это укреплённая срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя.
Все знают поговорку про «Не плюй в колодец…», однако далеко не все знают об обычае бросать в воду колодца различные предметы. Рукодельницы бросали туда пряжу, молодожёны – куски свадебного каравая и монеты, воины после окончания войны – оружие. Был случай, когда в одном осаждённом городе жители бросили в колодец бочки с мёдом и киселём, а во время переговоров с врагом как бы невзначай достали их оттуда со словами «Мать-земля кормит». Неприятель понял, что осаждать город, который имеет такой «чудодейственный» колодец, бессмысленно, и отступил.
Выбери пословицу
- О любви к маме говорят дела, а не слова.
- На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Н. Лифшиц «Разговор»
- Усталая, с работы
- Пришла под вечер мать
- И видит, что у сына
- Не прибрана кровать.
- Что стынет чай в стакане,
- Что пол не подметен,
- Что лежа на диване
- Читает книжку он…
- И мать ему с обидой
- Промолвила: «Сынок,
- Когда-нибудь ты маме
- Хоть чем-нибудь помог?»
- А он ответил хмуро,
- Едва взглянув на мать:
«Ты мама, про Тимура
- Мешаешь мне читать!»
- Уверен я, ребята,
- Что если б жил Гайдар –
- Прославленный писатель
- И храбрый комиссар,
- То этому парнишке,
- Что так встречает мать,
- Сказал бы автор книжки
- (Вернее мог сказать):
- В тебе, наверное, совесть
- Заснула, паренек!
- Прочесть сумел ты повесть,
- А вот понять не смог!
Рефлексия
1. Я всегда помогаю и уважаю своих родителей.
2. Я не всегда помогаю родителям и бываю неуважителен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
3. Я не хочу помогать родителям и мне трудно быть уважительным.