Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Активизировать и уточнить словарь по теме – Осень.
Закрепить обобщающие понятия – Овощи - фрукты, перелётные – зимующие птицы.
Упражнять в образовании относительных прилагательных
Коррекционно-развивающие:
Развивать динамическую организацию движений.
Коррекционно – воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картинка девочки - осени, пазлы, д/и «Дерево» с птицами перелётными и зимующими, мяч, осенние листья, схема- опора для описания примет осени, картинки овощей и фруктов.
Организационный момент.
Психологический настрой на урок |
С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На Какое сегодня число? месяц? день недели? Начинаем урок речевой практики. Отгадайте мою загадку: Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И ёлочек. Я……(осень) «Кто знает, тот продолжает…» Учитель начинает, называя время года, а дети у кого оказался мяч в руках, по очереди продолжают называть по одному времени года, который следует за названным. Учитель: осень- зима- весна –лето-осень и т.д Речевая разминка |
ла - ла - ла - осень к нам пришла
ны-ны-ны - листья желтые видны
ду-ду-ду - я на улицу пойду
та-та-та - осень это красота
Ребята, вы любите принимать гостей , а ходить в гости?
Сегодня мы отправимся в гости к осени.
Ребята, а почему именно к осени, как вы думаете?
(потому что осень на дворе)
Тема урока:
Слайд с изображением осени.

Учитель: Осень какая?
Дети: Осень бывает хмурая, пасмурная, ненастная, молчаливая, ветреная, дождливая, золотая, разноцветная, теплая, поздняя, грустная, красивая, ранняя, пёстрая....
Какие осенние месяцы вы знаете?
Учитель: Какие приметы осени вам знакомы?
(На доске плакат)

Дети:
Осенью солнце греет меньше.
Листья на деревьях желтеют и краснеют.
Ветер срывает листья с деревьев.
Идёт дождь.
Птицы улетают в тёплые края.
Осенью собирают урожай.
Люди одеваются теплее.
(Оценивание детей)
Дыхательное упражнение «Подуй на осенний листок»
Осень раздаёт детям по осеннему листку с разных деревьев.
- А теперь давайте поиграем.
Осенью, ветер какой? – сильный, холодный.
Изобразим осенний ветер. Вдох через нос, выдох через рот на кончик языка.
Игра с мячом « Какой лист?»
Поиграем, как называются листья, которые у вас в руках.
С дуба – дубовый,
с клёна – …
с рябины-...
с березы-...
Осень - это богатое время года.
-Что люди осенью собирают в садах и огородах? (урожай)
- Вы знаете, как называются плоды, которые растут на грядке?
(овощи)
-А плоды, которые растут на деревьях?
(фрукты)
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел всё лето урожай, что собрали? Отгадай
Подскажи словечко
Здесь весною было пусто. Летом выросла …(капуста)
Собираем мы в лукошко очень крупную …(картошку)
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка …(свёкла)
Из земли – за чуб плутовку! Тянем сочную …(морковку)
Надо поклониться низко, чтобы вытащить …(редиску)
Помогает деду внук – собирает с грядок …(лук)
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий …(кабачок)
И красавец-великан тёмно-синий …(баклажан)
Игра «Повар и овощи».
Учитель. Я решила стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. И сейчас я превращу вас в овощи.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем, ножками потопаем.
Покружились, покружились
И в овощи превратились.
Каждому ребёнку прикрепляется эмблема какого-либо овоща.
Учитель. Кто ты? Расскажи про себя
«Я капуста зелёная, круглая, твёрдая, полезная и т.д.»
Я огурец зеленый, хрустящий, вкусный, овальный
Я морковь оранжевая, сладкая, длинная, вкусная, полезная
Чем полезны овощи и фрукты?
Что из них можно приготовить?
Игра « Хозяюшка» (Сварим компот и овощной суп)
Что лишнее? (На доске прикреплены картинки)
- А теперь узнаем, умеете ли вы внимательно слушать.
Я прочитаю стихотворение, а вы определите, что из названного лишнее.
Мама однажды с базара пришла,
Мама с базара для щей принесла:
Картошку, капусту, морковку, (банан).
Что лишнее здесь, скажите-ка нам?
Почему? Как назвать одним словом?
Где растут овощи?
Мама тем временем ножик взяла,
И во вкусный компот крошить начала:
Яблоко, грушу, сливу, (морковь) .
Что лишнее, скажите мне вновь .
Что лишнее? Почему? Как назвать одним словом?
Где растут фрукты?
Какие овощи можно использовать для приготовления супа?
( капуста, морковь, лук, картофель)
Что можно сварить из фруктов?
(варенье, компот)
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе– Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
Осень- красивое время года. Много стихов написано об этом времени года. Какие мы учили на уроках чтения.
Дети читают стихи про осень.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый –осине,
Зонтик желтый –тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Я буду бросать вам мяч и называть осенние слова, вы будете называть эти слова ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик;
дождь -дождик
туча-тучка
зонт-зонтик
огурец – огурчик;
тыква-тыковка;
лук – лучок;
лист -листочек
капуста – капустка;
дерево- деревце
Дидактическая игра «Дерево»
(перелётные и зимующие птицы) проводит воспитатель:
- Что происходит осенью с птицами?
- Все улетают? Как эти птицы называются?
Описание игры: На дереве «сидят» перелётные и зимующие птицы, каждый ребёнок по очереди подходит и называя птицу говорит - зимующая она или перелётная, если перелётная , то птица «улетает» с дерева, если зимующая, то остаётся.
- Итог урока:
Учитель:
- Что про осень вы узнали?
Как узнаем, что наступила осень?
-Назовите дети приметы осени.
(Приметы осени дети называют по описательной схеме – опоре Коноваленко)


Что люди убирают с полей?
А что созревает в садах?
Чем полезны овощи и фрукты?
(Но не забывайте мыть овощи и фрукты перед едой)
Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями. Осень дарит вам в подарок урожай своих яблок.
![]()
![]()