СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осень. Признаки осени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизировать  и уточнить словарь по теме – Осень.

Закрепить  обобщающие понятия – Овощи - фрукты, перелётные – зимующие птицы.

Упражнять в образовании  относительных прилагательных

Просмотр содержимого документа
«Осень. Признаки осени.»

Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Активизировать и уточнить словарь по теме – Осень.

Закрепить обобщающие понятия – Овощи - фрукты, перелётные – зимующие птицы.

Упражнять в образовании относительных прилагательных

Коррекционно-развивающие:

Развивать динамическую организацию движений.

Коррекционно – воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картинка девочки - осени, пазлы, д/и «Дерево» с птицами перелётными и зимующими, мяч, осенние листья, схема- опора для описания примет осени, картинки овощей и фруктов.


Организационный момент.

Психологический настрой на урок

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На

Какое сегодня число? месяц? день недели?

Начинаем урок речевой практики.

Отгадайте мою загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек.

Я……(осень)

«Кто знает, тот продолжает…»

Учитель начинает, называя время года, а дети у кого оказался мяч

в руках, по очереди продолжают называть по одному времени года,

который следует за названным.

Учитель: осень- зима- весна –лето-осень и т.д


Речевая разминка

ла - ла - ла - осень к нам пришла

ны-ны-ны - листья желтые видны

ду-ду-ду - я на улицу пойду 

та-та-та - осень это красота


Ребята, вы любите принимать гостей , а ходить в гости?

Сегодня мы отправимся в гости к осени.

Ребята, а почему именно к осени, как вы думаете?

(потому что осень на дворе)

Тема урока:

Слайд с изображением осени.



Учитель: Осень какая?

Дети: Осень бывает хмурая, пасмурная, ненастная, молчаливая, ветреная, дождливая, золотая, разноцветная, теплая, поздняя, грустная, красивая, ранняя, пёстрая....

Какие осенние месяцы вы знаете?

Учитель: Какие приметы осени вам знакомы?

(На доске плакат)



Дети:

Осенью солнце греет меньше.

Листья на деревьях желтеют и краснеют.

Ветер срывает листья с деревьев.

Идёт дождь.

Птицы улетают в тёплые края.

Осенью собирают урожай.

Люди одеваются теплее.

(Оценивание детей)


Дыхательное упражнение «Подуй на осенний листок»


Осень раздаёт детям по осеннему листку с разных деревьев.

- А теперь давайте поиграем.

Осенью, ветер какой? – сильный, холодный.

Изобразим осенний ветер. Вдох через нос, выдох через рот на кончик языка.


Игра с мячом « Какой лист?»

Поиграем, как называются листья, которые у вас в руках.


С дуба – дубовый,

с клёна – …

с рябины-...

с березы-...



Осень - это богатое время года.

-Что люди осенью собирают в садах и огородах? (урожай)

- Вы знаете, как называются плоды, которые растут на грядке?

(овощи)

-А плоды, которые растут на деревьях?

(фрукты)


Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел всё лето урожай, что собрали? Отгадай

Подскажи словечко

Здесь весною было пусто. Летом выросла …(капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную …(картошку)

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка …(свёкла)

Из земли – за чуб плутовку! Тянем сочную …(морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить …(редиску)

Помогает деду внук – собирает с грядок …(лук)

Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий …(кабачок)

И красавец-великан тёмно-синий …(баклажан)


Игра «Повар и овощи».

Учитель. Я решила стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. И сейчас я превращу вас в овощи.



Раз, два, три, четыре, пять —

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Покружились, покружились

И в овощи превратились.

Каждому ребёнку прикрепляется эмблема какого-либо овоща.

Учитель. Кто ты? Расскажи про себя

«Я капуста зелёная, круглая, твёрдая, полезная и т.д.»

Я огурец зеленый, хрустящий, вкусный, овальный

Я морковь оранжевая, сладкая, длинная, вкусная, полезная


Чем полезны овощи и фрукты?

Что из них можно приготовить?


Игра « Хозяюшка» (Сварим компот и овощной суп)

Что лишнее? (На доске прикреплены картинки)

- А теперь узнаем, умеете ли вы внимательно слушать.

Я прочитаю стихотворение, а вы определите, что из названного лишнее.

Мама однажды с базара пришла,

Мама с базара для щей принесла:

Картошку, капусту, морковку, (банан).

Что лишнее здесь, скажите-ка нам?

Почему? Как назвать одним словом?

Где растут овощи?



Мама тем временем ножик взяла,                                            

   И во вкусный компот крошить начала:

Яблоко, грушу, сливу, (морковь) .

Что лишнее, скажите мне вновь .

Что лишнее? Почему? Как назвать одним словом?

Где растут фрукты?

Какие овощи можно использовать для приготовления супа?

( капуста, морковь, лук, картофель)

Что можно сварить из фруктов?

(варенье, компот)

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла,   Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла  Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе– Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле.              Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..           Хлопок.

Хозяйка тем временем                   Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала                    Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.

Накрытые крышкою,                     Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста,      Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!                 Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!    Показывают, как едят суп.

Осень- красивое время года. Много стихов написано об этом времени года. Какие мы учили на уроках чтения.

Дети читают стихи про осень.


Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый –осине,
Зонтик желтый –тополям,
Фрукты осень дарит нам.



Я буду бросать вам мяч и называть осенние слова, вы будете называть эти слова ласково и бросать мне мяч обратно.


Помидор – помидорчик;

дождь -дождик

туча-тучка

зонт-зонтик
огурец – огурчик;

тыква-тыковка;
лук – лучок;

лист -листочек

капуста – капустка;

дерево- деревце



Дидактическая игра «Дерево»

(перелётные и зимующие птицы) проводит воспитатель:

- Что происходит осенью с птицами?

- Все улетают? Как эти птицы называются?

Описание игры: На дереве «сидят» перелётные и зимующие птицы, каждый ребёнок по очереди подходит и называя птицу говорит - зимующая она или перелётная, если перелётная , то птица «улетает» с дерева, если зимующая, то остаётся.


- Итог урока:

Учитель:

- Что про осень вы узнали?

Как узнаем, что наступила осень?

-Назовите дети приметы осени.

(Приметы осени дети называют по описательной схеме – опоре Коноваленко)





Что люди убирают с полей?

А что созревает в садах?

Чем полезны овощи и фрукты?

(Но не забывайте мыть овощи и фрукты перед едой)

 Вы –  умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями. Осень дарит вам в подарок урожай своих яблок.